Приоритетным действующим органом исполнительной власти в системе здравоохранения и социального развития Российской Федерации выступает Министерство здравоохранения.
Это тот орган власти, который отвечает за решение проблем здравоохранения начиная от федерального уровня и распространяя свою компетенцию до местного. Министерству присущи все необходимые признаки, которые может нести административное ведомство.
Структура министерства очень широко. Туда входит: разработка отраслевых программ, достаточно широкая сеть учреждений здравоохранения, разветвленная система управления собственностью здравоохранения [3, с.33].
Федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации в сфере здравоохранения выполняются следующие функции:
разработка государственной политики и нормативов, которые необходимы для реализации программ в сфере здравоохранения,
функции по социальному развитию,
функции по защите прав потребителей [5, с.6].
Также этот орган государственной власти осуществляетконтроль, координацию, и другие виды деятельности которые находятся в его ведении.
Ранее автором было сказано, что в систему Министерства здравоохранения РФ входит очень много территориальных отраслевых органов. Перечислим некоторые из них — это могут быть научно-исследовательские, образовательная, фармацевтические, аптечные предприятия и другие организации завязанные на сферу здравоохранения.
Следовательно, Министерства здравоохранения РФ призвано выполнять следующие- задачи:
прежде всего, это выработка государственной политики,
это правовое регулирование сферы здравоохранения,
это необходимость социального развития,
это защита прав потребителей сферы здравоохранения [2, с.70].
На Министерство возложена основная миссия, база которой — эффективность всей системы здравоохранения, доступность качественной медицинской помощи, повышение состояние здоровья населения, охраны материнства и детства, контроль за качественными и безопасными и лекарственными средствами, а также необходимостьпредупреждение болезней.
Так как перечисленных задач огромное количество, то Министерство здравоохранения завязано на компетентностные основы, связанные с управлением в отраслевом и межотраслевом уровнях. Таких связанных со здравоохранением в Российской Федерации великое множество.
Как известно, здравоохранения это социальная система, регулирование деятельности такой системы выполняется межсекторально. Это значит, что деятельность составляющей всей системы может зависеть от управляющего решения различных министерств и ведомств Федерального уровня.
В контексте сказанного стоит сказать, что Министерство здравоохранения в процессе взаимодействия с другими Федеральными органами исполнительной власти выполняет функции в сфере здравоохранения, которые формируются не по вертикали власти, а по горизонтали.
Одним из таких примеров может стать процесс выделения денежных средств для учреждений здравоохранения за счет бюджетов всех уровней. В соответствии с этим мы можем проследить особенность реализации государственной политики в сфере охраны здоровья граждан. Роль министерства финансов Российской Федерации в данном случае велика и неоспоримо [4, с.90].
Так же Министерство здравоохранения Российской Федерации взаимодействует с Министерство обороны РФ. Данные взаимодействия позволяет повысить уровень качества медицинского обслуживания и обеспечения населения в рамках существующих федеральных целевых программ, которые носят характер защиты населения от воздействия радиации и испытаний ядерного оружия.
Также Министерство здравоохранения осуществляет очень плотное взаимодействие с ФСБ, ФТС, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Сотрудничество Министерства Здравоохранения с другими органами государственной власти помогает решить проблемные вопросы в сфере экспорта и импорта зарубежных лекарственных препаратов, лекарственных средств, изделий медицинского назначения зарубежного производства, медицинской техники [1, с.8].
Именно таким всепроникающим образом и реализуются возложенные управленческие полномочия этого органа исполнительной власти. Необходимо обратить внимание на усилившийся в последнее время вопрос здравоохранения и вопрос защиты прав медицинских работников.
Вне всякого сомнения это роль возложено на профсоюзы. Наиболее крупной и уважаемое организации считается Федерация независимых профсоюзов, в которую входит и Профсоюз работников здравоохранения.
С одной стороны, выполняя свои обязанности, профсоюзы защищают интересы работников здравоохранения перед работодателями, то есть руководителями органов и учреждений здравоохранения. Это касается в первую очередь вопросов оплаты труда. А с другой стороны они являются тем средством, которое влияет на орган исполнительной власти сферы здравоохранения.
Исходя из вышесказанного, компетентностные основы исполнительной власти РФ в сфере здравоохранения достаточно широки и перечислены только основные механизмы применения данных компетенций.
Литература:
- Михайлова Ю. В. Управление здравоохранением/ Ю. В. Михайлова // Главврач.- 2012.- № 6.- С. 4–9.
- Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для вузов / Под ред. Ю. П. Лисицына.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 668 с.
- Семенов В. Ю. Управление в сфере здравоохранения/В. Ю. Семенов// Здравоохранение.- 2013.- № 5.-С. 32–37.
- Татарников М. А. Реформа здравоохранения в Российской Федерации: проблемы и перспективы их ршения/ М. А. Татарников.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. — 336 с.
- Финченко Е. А. Здравоохранение/Е. А. Финченко// Проблемы управления здравоохранением.- 2013.- № 5 (12).- С. 5–13.