В статье представлены различные взгляды на понятия самоконтроль и взаимоконтроль многих авторов. Особое внимание уделяется проблеме формирования самоконтроля и взаимоконтроля учащихся начальных классов в процессе обучения. Проанализированы приемы самоконтроля и взаимоконтроля на уроках в начальных классах.
Ключевые слова: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль, рефлексия учебной деятельности.
Новая парадигма образования наделяет личность учащегося не только социальными качествами, но и субъективными свойствами, которые характеризуют ее самостоятельность, своеобразие, способность к выбору, рефлексию и саморазвитие. К основным ценностям относятся личностные смыслы учения в жизни ребенка, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт учащегося.
Независимость, инициативность и ответственность ученика начальных классов достигается за счет контроля своей деятельности, установления и устранения причин возникающих трудностей. Младший школьник, как субъект учебной деятельности, занимая в ней активную творческую позицию, может обнаружить потенциально новые возможности. В результате данного вида деятельности меняется сам ученик и уровень его развития.
Важный компонент учебной деятельности ученика — это действие самоконтроля и взаимоконтроля, когда полученные им образовательные результаты рефлексивно выявляются и их можно оценить самому или другому сверстнику по отношению к целям, которые индивидуально сформулированы.
Контроль учителем осуществляется для проверки знаний и видения возможности дальнейшего изучения материала. Самоконтроль же осуществляется при развитии, формировании и становлении учебной деятельности [1, с. 35].
С введение нового федерального образовательного стандарта особое внимание уделяется самостоятельности учащихся. Согласно новым стандартам, выпускник начальной школы должен овладеть познавательными, регулятивными, коммуникативными и личностными универсальными учебными действиями. В их числе самоконтроль является важным умением контролировать собственные действия и эмоции, что способствует успешному самообразованию.
В кратком психологическом словаре Л. А. Карпенко самоконтроль — это рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающаяся в сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий [5, с. 195].
А. А. Омарова приходит к выводу, что при наличии множества определений понятие самоконтроля, включает в себя такой обязательный признак, как сопоставление своего действия, хода или результата, или того и другого вместе с эталоном, образцом [7, с. 102].
В педагогике самоконтроль рассматривается как органический компонент учебно-познавательной деятельности. Необходимость самоконтроля обусловлена практическими целями обучения, которые предполагают формирование способности к дальнейшему самообразованию. В широком смысле слова под самоконтролем принято понимать сознательное, лишенное внешнего принуждения регулирование собственной деятельности.
Самоконтроль учеников младших классов Л. Н. Габеева изучает, как развивающееся умение критически оценивать умственную деятельность и внешнее поведение под наблюдением педагогов и семьи в процессе учебной деятельности, учитывая природные задатки ребенка и его психологические особенности [4,с.103].
Т. Ю. Васильева связывает формирование самоконтроля на уроках в начальной школе с приемами рефлексивной технологии.
В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова дается определение рефлексии как размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Т. Ю. Васильева считает, что рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни, развивает у учащихся критическое размышление, осознанное отношение к своей деятельности.
Автор обращает внимание на то, что рефлексия может осуществляться на любом этапе урока. При этом рефлексия деятельности способствует оптимизации учебного процесса. Ученики с ее помощи осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приемы, упражнения), тем самым способствуют эффективности учебного процесса [3, с. 42].
Самоконтроль очень тесно связан с взаимоконтролем. Взаимоконтроль является особой формой контроля.
Взаимоконтроль представляет собой особую форму контроля, при организации которого учитель знакомит детей с правилами этики, так как оценку, высказанную в адрес однокласснику, необходимо подкреплять объективностью, обоснованностью и тактом.
Л. В. Семина отмечает, что взаимоконтроль — это совокупный педагогический контроль, при котором учащиеся оценивают работу друг друга без предъявленной эталонной учебной задачи и ее решения, но при обоюдном согласии. По мнению автора, взаимоконтроль представляет собой диалоговую форму работы на основе взаимодоверия [9, с. 29].
Было выявлено, что организация делового общения учащихся как в парах сменного, так и постоянного состава, полезна не только слабым, но и сильным учащимся, оказывающим своевременную помощь своим одноклассникам, то есть, по Джону Мартину, обучая других, ученик может лучше освоить учебный материал (до 90 %) [2, с. 306].
Многие учителя используют различные виды взаимоконтроля в своей работе при этом, зная, что он влияет не только на индивидуальные учебные достижения, но и способствует формированию таких качеств личности как: товарищеская взаимопомощь, стремление помочь своему товарищу не подсказкой, а своевременно проведенной консультацией: вырабатывает ясность и четкость речи, логичность изложения мысли, умение выделить главную мысль из всего объема информации, повышает интерес к изучению предмета и т. д. Все это можно назвать универсальными учебными действиями.
В своей работе Г. В. Шутова обращает внимание на то, чтобы учащиеся в процессе организации взаимопроверки научились оценивать работу одноклассника объективно, с обоснованием своей оценки. Автор считает, что прежде, чем вводить взаимопроверку на уроке необходимо познакомить учащихся с алгоритмом проверки и оценивания. Для усвоения данного алгоритма рекомендуется проведение проверки задания совместно с учителем. При этом все ученики класса прослушивают ответ ученика, затем осуществляется коллективное исправление неточностей, обосновывается отметка. Автор обращает внимание на то, что взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока (при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме).
Взаимопроверка может осуществляться и при работе в группах при выполнении как письменной, так и устной работы. На группу дается одно общее задание. Ученики выполняют задание совместно, попутно контролируя друг друга. При выполнении устной работы также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2–3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.
При выполнении группового проекта выполненную работу презентует выбранный из группы ученик. Оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. При этом оценка должна быть обоснована в зависимости от вклада, внесенного учеником в работу [10].
Взаимоконтроль входит в оценочную деятельность учащихся, в ходе которого ученик должен объективно оценить работу одноклассника или целой группы учеников. При взаимоконтроле важно не то, чтобы учащиеся научились оценивать работу механически, а то чтобы они смогли обосновать свою оценку.
Взаимная проверка нравится учащимся: она призывает их к активной деятельности и значительно увеличивает интерес к знаниям. При взаимном контроле хорошо прослеживается раскрытие индивидуальных особенностей детей и их взаимоотношения с товарищами, благодаря взаимному контролю учитель осуществляет проверку знаний учащихся [8, с. 91].
Заключение
Разработка, организация и проведение самоконтроля и взаимоконтроля — очень трудоемкий процесс. Для поддержания активности учащихся в проведении самоконтроля и взаимоконтроля на уроке, учителю необходимо вводить много новых и интересных заданий, которые способствуют формированию самостоятельности и инициативности.
Литература:
- Алексеева, Н.В., Веселовацкая А. В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе // Современная наука. 2011. № 2. С. 35–38.
- Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно‐прогностический курс. — Казань: Центр инновационных технологий, 2013. — 500 с. С. 306.
- Васильева, Т. Ю. Приемы рефлексивной технологии с целью формирования самооценки и самоконтроля на уроках в начальной школе / Т. Ю. Васильева // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сборник научных статей / Мар. гос. ун-т. — Йошкар-Ола, 2015. — Вып.8. — С.42–45.
- Габеева, Л. Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 15. С. 102–107.
- Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с. С. 195.
- Карвасарский, Б.Д Психотерапевтическая энциклопедия / 2-е изд. –СПб.: Питер, 2002. — 1024 с.
- Омарова, А. А. Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 7. — 108 с.
- Попкова, Е. С. Роль взаимоконтроля в активизации познавательной деятельности учащихся /Е. С. Попкова, Г. Н. Сумина // Певзнеровские чтения. 2015. № 1. С. 91–95.
- Семина, Л. В. Механизм обратной связи необходимая составляющая управления самостоятельной работы студентов // Народное образование педагогика. 2010. № 3. С. 29–30.
- Шутова, Г.В. «Взаимоконтроль и взаимопроверка: правила и способы применения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/5652_vzaimokontol_i_vzaimoproverka