Самоконтроль и взаимоконтроль в начальных классах | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 16.04.2016

Статья просмотрена: 4201 раз

Библиографическое описание:

Заровская, В. А. Самоконтроль и взаимоконтроль в начальных классах / В. А. Заровская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 955-957. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28594/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье представлены различные взгляды на понятия самоконтроль и взаимоконтроль многих авторов. Особое внимание уделяется проблеме формирования самоконтроля и взаимоконтроля учащихся начальных классов в процессе обучения. Проанализированы приемы самоконтроля и взаимоконтроля на уроках в начальных классах.

Ключевые слова: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль, рефлексия учебной деятельности.

Новая парадигма образования наделяет личность учащегося не только социальными качествами, но и субъективными свойствами, которые характеризуют ее самостоятельность, своеобразие, способность к выбору, рефлексию и саморазвитие. К основным ценностям относятся личностные смыслы учения в жизни ребенка, самостоятельная учебная деятельность и жизненный опыт учащегося.

Независимость, инициативность и ответственность ученика начальных классов достигается за счет контроля своей деятельности, установления и устранения причин возникающих трудностей. Младший школьник, как субъект учебной деятельности, занимая в ней активную творческую позицию, может обнаружить потенциально новые возможности. В результате данного вида деятельности меняется сам ученик и уровень его развития.

Важный компонент учебной деятельности ученика — это действие самоконтроля и взаимоконтроля, когда полученные им образовательные результаты рефлексивно выявляются и их можно оценить самому или другому сверстнику по отношению к целям, которые индивидуально сформулированы.

Контроль учителем осуществляется для проверки знаний и видения возможности дальнейшего изучения материала. Самоконтроль же осуществляется при развитии, формировании и становлении учебной деятельности [1, с. 35].

С введение нового федерального образовательного стандарта особое внимание уделяется самостоятельности учащихся. Согласно новым стандартам, выпускник начальной школы должен овладеть познавательными, регулятивными, коммуникативными и личностными универсальными учебными действиями. В их числе самоконтроль является важным умением контролировать собственные действия и эмоции, что способствует успешному самообразованию.

В кратком психологическом словаре Л. А. Карпенко самоконтроль — это рациональная рефлексия и оценка субъектом собственных действий на основе личностно значимых мотивов и установок, заключающаяся в сличении, анализе и коррекции отношений между целями, средствами и последствиями действий [5, с. 195].

А. А. Омарова приходит к выводу, что при наличии множества определений понятие самоконтроля, включает в себя такой обязательный признак, как сопоставление своего действия, хода или результата, или того и другого вместе с эталоном, образцом [7, с. 102].

В педагогике самоконтроль рассматривается как органический компонент учебно-познавательной деятельности. Необходимость самоконтроля обусловлена практическими целями обучения, которые предполагают формирование способности к дальнейшему самообразованию. В широком смысле слова под самоконтролем принято понимать сознательное, лишенное внешнего принуждения регулирование собственной деятельности.

Самоконтроль учеников младших классов Л. Н. Габеева изучает, как развивающееся умение критически оценивать умственную деятельность и внешнее поведение под наблюдением педагогов и семьи в процессе учебной деятельности, учитывая природные задатки ребенка и его психологические особенности [4,с.103].

Т. Ю. Васильева связывает формирование самоконтроля на уроках в начальной школе с приемами рефлексивной технологии.

В педагогическом словаре Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова дается определение рефлексии как размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) — собственных состояний, своих поступков и прошедших событий. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Т. Ю. Васильева считает, что рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни, развивает у учащихся критическое размышление, осознанное отношение к своей деятельности.

Автор обращает внимание на то, что рефлексия может осуществляться на любом этапе урока. При этом рефлексия деятельности способствует оптимизации учебного процесса. Ученики с ее помощи осмысливают свой образ работы с учебным материалом (методы, приемы, упражнения), тем самым способствуют эффективности учебного процесса [3, с. 42].

Самоконтроль очень тесно связан с взаимоконтролем. Взаимоконтроль является особой формой контроля.

Взаимоконтроль представляет собой особую форму контроля, при организации которого учитель знакомит детей с правилами этики, так как оценку, высказанную в адрес однокласснику, необходимо подкреплять объективностью, обоснованностью и тактом.

Л. В. Семина отмечает, что взаимоконтроль — это совокупный педагогический контроль, при котором учащиеся оценивают работу друг друга без предъявленной эталонной учебной задачи и ее решения, но при обоюдном согласии. По мнению автора, взаимоконтроль представляет собой диалоговую форму работы на основе взаимодоверия [9, с. 29].

Было выявлено, что организация делового общения учащихся как в парах сменного, так и постоянного состава, полезна не только слабым, но и сильным учащимся, оказывающим своевременную помощь своим одноклассникам, то есть, по Джону Мартину, обучая других, ученик может лучше освоить учебный материал (до 90 %) [2, с. 306].

Многие учителя используют различные виды взаимоконтроля в своей работе при этом, зная, что он влияет не только на индивидуальные учебные достижения, но и способствует формированию таких качеств личности как: товарищеская взаимопомощь, стремление помочь своему товарищу не подсказкой, а своевременно проведенной консультацией: вырабатывает ясность и четкость речи, логичность изложения мысли, умение выделить главную мысль из всего объема информации, повышает интерес к изучению предмета и т. д. Все это можно назвать универсальными учебными действиями.

В своей работе Г. В. Шутова обращает внимание на то, чтобы учащиеся в процессе организации взаимопроверки научились оценивать работу одноклассника объективно, с обоснованием своей оценки. Автор считает, что прежде, чем вводить взаимопроверку на уроке необходимо познакомить учащихся с алгоритмом проверки и оценивания. Для усвоения данного алгоритма рекомендуется проведение проверки задания совместно с учителем. При этом все ученики класса прослушивают ответ ученика, затем осуществляется коллективное исправление неточностей, обосновывается отметка. Автор обращает внимание на то, что взаимопроверку в парах можно проводить на любом этапе урока (при проверке домашних заданий, на этапе закрепления новой темы, обобщения знаний по теме).

Взаимопроверка может осуществляться и при работе в группах при выполнении как письменной, так и устной работы. На группу дается одно общее задание. Ученики выполняют задание совместно, попутно контролируя друг друга. При выполнении устной работы также дается одно задание и назначается главный консультант в группе. Консультант опрашивает 2–3 человек, остальные следят за объективностью оценивания. Затем роль консультанта переходит к другому ученику.

При выполнении группового проекта выполненную работу презентует выбранный из группы ученик. Оценку каждому участнику группы ставят сами ученики этой группы. При этом оценка должна быть обоснована в зависимости от вклада, внесенного учеником в работу [10].

Взаимоконтроль входит в оценочную деятельность учащихся, в ходе которого ученик должен объективно оценить работу одноклассника или целой группы учеников. При взаимоконтроле важно не то, чтобы учащиеся научились оценивать работу механически, а то чтобы они смогли обосновать свою оценку.

Взаимная проверка нравится учащимся: она призывает их к активной деятельности и значительно увеличивает интерес к знаниям. При взаимном контроле хорошо прослеживается раскрытие индивидуальных особенностей детей и их взаимоотношения с товарищами, благодаря взаимному контролю учитель осуществляет проверку знаний учащихся [8, с. 91].

Заключение

Разработка, организация и проведение самоконтроля и взаимоконтроля — очень трудоемкий процесс. Для поддержания активности учащихся в проведении самоконтроля и взаимоконтроля на уроке, учителю необходимо вводить много новых и интересных заданий, которые способствуют формированию самостоятельности и инициативности.

Литература:

  1. Алексеева, Н.В., Веселовацкая А. В. Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе // Современная наука. 2011. № 2. С. 35–38.
  2. Андреев, В. И. Педагогика высшей школы. Инновационно‐прогностический курс. — Казань: Центр инновационных технологий, 2013. — 500 с. С. 306.
  3. Васильева, Т. Ю. Приемы рефлексивной технологии с целью формирования самооценки и самоконтроля на уроках в начальной школе / Т. Ю. Васильева // Начальная школа: проблемы и перспективы, ценности и инновации: сборник научных статей / Мар. гос. ун-т. — Йошкар-Ола, 2015. — Вып.8. — С.42–45.
  4. Габеева, Л. Н. Педагогические условия развития самоконтроля у младших школьников // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 15. С. 102–107.
  5. Карпенко, Л. А. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М.: Политиздат, 1985. — 431 с. С. 195.
  6. Карвасарский, Б.Д Психотерапевтическая энциклопедия / 2-е изд. –СПб.: Питер, 2002. — 1024 с.
  7. Омарова, А. А. Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 7. — 108 с.
  8. Попкова, Е. С. Роль взаимоконтроля в активизации познавательной деятельности учащихся /Е. С. Попкова, Г. Н. Сумина // Певзнеровские чтения. 2015. № 1. С. 91–95.
  9. Семина, Л. В. Механизм обратной связи необходимая составляющая управления самостоятельной работы студентов // Народное образование педагогика. 2010. № 3. С. 29–30.
  10. Шутова, Г.В. «Взаимоконтроль и взаимопроверка: правила и способы применения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedsovet.su/metodika/5652_vzaimokontol_i_vzaimoproverka
Основные термины (генерируются автоматически): взаимоконтроль, учебная деятельность, самоконтроль, ученик, взаимный контроль, начальная школа, особое внимание, устная работа, учебный материал, учебный процесс.


Ключевые слова

контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, рефлексия учебной деятельности

Похожие статьи

Роль самоконтроля как интеллектуального умения в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью

Статья посвящена проблеме самоконтроля и самокоррекции при овладении иностранным языком. Анализируются психофизиологические механизмы, обеспечивающие функционирование данного феномена, рассматриваются психолого-педагогические особенности самоконтроли...

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Проблема развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условие познания внешнего мира

Статья посвящена проблемам развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников в условиях образовательной организации. Уделено внимание методам и формам, проведен сравнительный анализ и сделаны выводы об эффективности предложенных методов и их пр...

Организация самоконтроля учащихся начального звена

Автор статьи утверждает, что навыки самоконтроля младшего школьника тесно связаны на практике с умением проводить действия самоанализа, самооценки и рефлексии. Педагог должен стимулировать детей к самоанализу, адекватно оценивать их действия, работы...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Похожие статьи

Роль самоконтроля как интеллектуального умения в процессе овладения иноязычной речевой деятельностью

Статья посвящена проблеме самоконтроля и самокоррекции при овладении иностранным языком. Анализируются психофизиологические механизмы, обеспечивающие функционирование данного феномена, рассматриваются психолого-педагогические особенности самоконтроли...

Коммуникативное взаимодействие преподавателей со студентами как фактор успешности обучения

В статье рассмотрена проблема коммуникативного взаимодействия преподавателей со студентами, представлены результаты эмпирического исследования, а также даны рекомендации по оптимизации педагогического общения в процессе учебной деятельности.

Роль ситуационных задач в формировании правовой компетенции учащихся на уроках обществознания

В данной статье ситуационные задачи рассматриваются как инструмент формирования, развития и диагностики правовой компетентности школьников на уроках обществознания.

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Формирование культуры межличностного общения младших школьников во внеучебной деятельности в общеобразовательных учреждениях

В данной статье рассмотрены проблемы развития социального взаимодействия младших школьников. Анализируется условия формирования культуры межличностного общения младших школьников во внеурочной деятельности, приведены результаты научного исследования ...

Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода

В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...

Проблема развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников как условие познания внешнего мира

Статья посвящена проблемам развития сенсорно-перцептивного внимания у дошкольников в условиях образовательной организации. Уделено внимание методам и формам, проведен сравнительный анализ и сделаны выводы об эффективности предложенных методов и их пр...

Организация самоконтроля учащихся начального звена

Автор статьи утверждает, что навыки самоконтроля младшего школьника тесно связаны на практике с умением проводить действия самоанализа, самооценки и рефлексии. Педагог должен стимулировать детей к самоанализу, адекватно оценивать их действия, работы...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся

В статье рассматриваются основные особенности влияние стиля педагогического общения учителя на эффективность учебной деятельности учащихся. В работе изучено понятие «стиль общения», его сущность, а также выявлены особенности эффективности учебной дея...

Задать вопрос