Working conditions of employees of the dispatching center of the railroad can be characterized as «harmful» with intensity of production factors and intensity of labor process in the range from second to the third degree of the third class of working conditions.
Keywords: occupational health, railroad, train dispatcher, working conditions, weight and intensity of labor process, exhaustion, preventive actions.
В связи с широким внедрением новой техники на железных дорогах и повышением скорости движения поездов трудовая деятельность диспетчерско-операторских служб железнодорожного транспорта стала более напряжённой [1, 2, 4]. Характерным для труда поездных диспетчеров является, прежде всего, то, что они работают со сложными механизмами, одновременно наблюдая за многими изменяющимися во времени процессами. Для труда этой группы работников характерно также чувство большой ответственности и напряженности вследствие того, что минимальное отклонение от разработанного плана или графика, непредвиденные помехи и ошибки, технические неполадки и т. п. могут вызвать неисправимые помехи и ошибки могут вызвать аварийную ситуацию на транспорте. Кроме того, решение множества практических задач диспетчерские работники осуществляют в условиях строго определённого и регламентированного времени [3, 5]. Всё это обуславливает частое возникновение ярко выраженных эмоций при неполадках в работе.
Материалы иметоды исследования
Оценка напряженности трудового процесса поездных диспетчеров была основана на анализе всего комплекса производственных факторов, создающих предпосылки для возникновения неблагоприятных нервно-эмоциональных состояний (перенапряжения). При этом учитывались следующие показатели: сенсорные, эмоциональные нагрузки, их монотонность, режим работы. Оценка условий труда по показателям тяжести трудового процесса осуществлялась по рабочей позе, количеству стереотипных движений и наклонов корпуса за смену, перемещению в пространстве, обусловленному технологическим процессом, в течение смены.
Результаты иобсуждение
Важно отметить, что деятельность диспетчеров протекает в условиях малой подвижности, большей частью они работают сидя. Диспетчера одновременно наблюдают за многими изменяющимися во времени процессами. Проведённым хронометражем установлено, что 90 % рабочего времени они работают сидя. Как показали исследования, рабочая смена поездных диспетчеров крайне уплотнена; у них нет какого-либо перерыва для отдыха и даже для приёма пищи. При большой продолжительности смены (12 ч) эти работники обязаны являться за 15–20 минут до начала смены и задерживаться после неё. Количество операций по приёму и передаче информации, т. е. число переключений с одного вида деятельности на другой, составляет у них в среднем от 1500 до 2800 за смену. Важным показателем чрезвычайной напряжённости работы является выполнение ими одновременно нескольких операций, например, запись в журнале, разговор по телефону или селектору и манипуляции на компьютере. Всё это свидетельствует о напряжённости умственной деятельности и эмоциональной сферы работников диспетчерской службы. Результаты исследования выявили характерные особенности умственного утомления и нервно-эмоционального напряжения под влиянием диспетчерского труда. У 20–25 % испытуемых физиологические функции изменялись уже за 30–40 минут до работы (так называемое предстартовое состояние). Это свидетельствует о том, что начало смены, служит для них сигналом напряжённого эмоционального состояния. На протяжении первых 4–5 часов работы у значительной части испытуемых артериальное давление, особенно диастолическое, повышалось в среднем на 15–20 мм. В тех случаях, когда к концу рабочего дня наблюдается снижение физиологических функций, их легко трактовать как проявление утомления. Но в большей части случае после 6–7 часов работы не наступало снижение физиологических показателей. Наоборот эти функции оставались до конца работы на повышенном уровне, или ещё больше приобретали тенденцию к увеличению. Такие изменения особенно отмечались со стороны высшей нервной деятельности. Подобные изменения следует трактовать как проявление перевозбуждения нервной системы. Выявлено, что изменения почти всех вышеперечисленных функций под влиянием нервно-напряжённой работы у диспетчеров происходит в значительных величинах. Изменения тех же физиологических функций в период ночной работы были более выражены, нежели при работе в дневное время. Этот факт опять-таки свидетельствует о вредном воздействии работы в ночное время на организм диспетчера, особенно при существующем режиме труда и отдыха. Изменения перечисленных показателей у данных категорий работников следует рассматривать как неблагоприятные, исходя из того, что подобные состояния у них повторяются из смены в смену. Частое повторение нервно-эмоциональных напряжений, когда функции организма выходят за границы нормальных колебаний, могут приводить к нарушениям регуляторных механизмов и возникновению патологических состояний организма.
Вывод
Таким образом, условия труда работников диспетчерского центра согласно «Гигиенической классификации условий труда по показателям тяжести и напряженности трудового процесса» СанПиН РУз № 0141–03 могут быть охарактеризованы как «вредные» с интенсивностью производственных факторов и напряженностью трудового процесса в диапазоне от второй до третьей степени третьего класса условий труда.
Литература:
- Вильк М. Ф. О совершенствовании регистрации профессиональной заболеваемости железнодорожников // Гигиена и санитария. — 2001.- № 6. — С.37–40.
- Голышева Г. В. Научное обоснование эффективности периодических медицинских осмотров работников железнодорожного транспорта: (на примере Моск. ж. д.): Автореф. дис. канд. мед. наук.– М., 2004. — 16 с.
- Дядичкин В. Г. Количественная интегральная оценка рабочего напряжения при умственном и физическом труде // Гигиена и санитария. — 1990. — № 1. — С. 34–37.
- Ибрагимова Г. З., Парсегова Н. Г., Демиденко Н. М., Апполонова Г. М. К пересмотру гигиенической классификации условий труда по вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса // Сб. докладов и тезисов научно-практической конференции. — Зарафшан, 2002. — С.34–35.
- Евсеева И. В. Медико-социальная оценка здоровья железнодорожников различных профессиональных групп: Автореф. дис. канд. мед. наук. — М., 2002. — 13 с.