Важнейшим инструментом динамичного и сбалансированного экономического роста, осуществления глубоких структурных преобразований и диверсификации экономики является проведение активной, адресной инвестиционной политики. В целях смягчения воздействия мирового финансового экономического кризиса на экономику Узбекистана были приняты меры по расширению сферы действия финансовых методов и распространения их на различные уровни регулирования экономикой. В этом направлении в Узбекистане предприняты конкретные меры. «Совсем недавно принят и сегодня реализуется Указ Президента Республики Узбекистан по оказанию дополнительной помощи банковским и финансовым структурам, поддержке деловой активности предприятий и компании реального сектора экономики, повышению рентабельности производства и экспортных возможностей, выделению им в этих целях дополнительных налоговых льгот, преференций и реализации наряду с этим других крупномасштабных мер и проектов» [1]. Центральным банком и Министерством финансов реализуются меры направленные на обеспечение финансовой устойчивости областей, городов и регионов.
В этой связи в условиях модернизации экономики процесс регионального накопления предоставляется достаточно актуальным. Именно в регионах создаются финансовые ресурсы для обеспечения устойчивого и сбалансированного экономического роста. Под региональным накоплением мы понимаем концентрацию определенной части денежных средств, которая идет преимущественно на инвестирование инвестиционных проектов. Концентрация финансовых ресурсов в регионе может происходить следующими основными путями (см. рис. 1.):
− в результате производственной деятельности и сбыта продукции в пределах региона;
− в результате производства в регионе и реализации товаров в других местах;
− путем реализации продукции, произведенной в других регионах и странах;
− вследствие ввоза инвестиций;
− в результате накопления отчислений и трансфертов из республиканского бюджета;
− в результате банковской деятельности;
− путем взимания местных налогов.
Накопление в регионе также связано с вводом в строй новых и реконструкции действующих производственных мощностей. При создании новых производственных фондов и рабочих мест преследуется следующие основные цели:
− удовлетворение регионального потребительского спроса;
− создание новых рабочих мест;
− включение в хозяйственный оборот регионального природно-экономического потенциала для притока инвестиций.
Учитывая, наличие природно-экономического потенциала и специфических особенностей регионов Узбекистана, по существу не возможно разработать единую политику для них в области накопления финансовых ресурсов. Но для всех регионов страны очевидно необходимость стимулирования привлечения как иностранных, так и отечественных инвестиций. Активизация инвестиционной деятельности даст толчок для развития регионального производства, способствует внедрению инноваций и новой технологии, формированию эффективных механизмов хозяйствования и системы менеджмента.
Проблемы инвестиционной активности в регионах обусловлены: во-первых, недостаточностью научных разработок, касающихся определению сущности и содержания инвестиционного климата в новых условиях рыночного хозяйствования, его место и роль в региональном экономическом механизме; во-вторых, необходимостью приведения в соответствие с изменяющимися внутренними и внешними условиями системы социально-экономических отношений, формирование правил функционирования государственного и негосударственного секторов экономики, а также современных рыночных институтов в регионах; в-третьих, изменением экономической и социальной функций государства, выбором национальной модели экономических реформ, определением границ государственных гарантий и региональных инвестиционных инициатив; в-четвертых, ростом межрегиональной дифференциации социально-экономического развития, не рациональность межбюджетных отношений между республикой и регионами; диспропорции между объемами выполняемых функций и количеством выделенных на эти цели финансовых ресурсов местным органом управления; в-пятых, трансформация экономики достигается, как показала практика мирового развития внедрением достижений научно-технического прогресса новых технологий. Именно это обстоятельство и предлагает активное формирование благоприятного инвестиционного климата на уровне региона; в-шестых, региональная экономика оказывает непосредственное воздействие на экономический рост в целом по стране, что в значительной мере зависит от инвестиционной активности.
Рис. 1. Формирование финансовых ресурсов региона
Разработка методических подходов к процессам выявления сущности и основных свойств инвестиционного механизма в регионе предполагает решение таких задач, как обоснование концептуальных основ инвестиционного развития региональной экономики, формирование источников и условий для инвестирования, оценка инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности региона, определение направлений эффективного использования внутренних финансовых резервов регионов в целях инвестиции в отдельные сферы экономики.
В научно-методических подходах исследования регионального инвестирования, важное место занимает учет общереспубликанских и региональных интересов. Региональные интересы, прежде всего, вытекают из специфики воспроизводственного процесса, а также особенностей структуры экономики, природно-экономического потенциала, внутренних возможностей, финансовых ресурсов и др.
На социально-экономические процессы в регионе непосредственно оказывают влияние общемакроэкономическая ситуация, отраслевые и межотраслевые пропорции, межрегиональные и внешнеэкономические связи.
Наиболее важно и сложно проблема поиска инвесторов и создание в регионе условий для инвестирования. Эта проблема должна быть решена как на республиканском, так и региональном уровне.
Оценивая перспективы оживления инвестиционной деятельности в регионе, необходимо опираться на спрос и предложение на финансовые ресурсы, источники и величину имеющихся инвестиционных ресурсов, институты, инвестиционного процесса, структура инвестиций, инвестиционный климат и инвестиционную привлекательность.
Основные рычаги активизации процесса инвестирования находится на общереспубликанском уровне. Это эффективная законодательно-правовая база и макроэкономические условия для создания системы льгот и гарантий для инвесторов, денежная-кредитная, бюджетно-налоговая, таможенная и амортизационная политика. Необходим также комплекс мер разработанных и на уровне региона по привлечению инвестиций.
В инвестировании регионов особое место занимает производственная и социальная инфраструктура финансируемый как за счет внутренних и внешних источников. Речь идет о создании благоприятных условий для размещения предприятий и социального климата в регионе. Повышения уровня доходов населения и сбережений, занятости и безработицы, обеспеченности жильем, доступности социальных услуг, состояния здоровья и уровня образования, наличия развитой системы образования должны учитываться при определении направлений инвестиционной политики через республиканский бюджет и местные бюджеты. Принципиальным направлением является дальнейшее укрепление доходной части местных бюджетов и ориентаций на внутренние источники инвестиции. Важно на уровне региона мобилизация сбережений населения в реальные инвестиции.
Определенное место в инвестиционной поддержке региона слабо развитых территорий отводится международным финансовым организациям и зарубежным странам донорам в реализации задач по повышению уровня занятости и развития малого предпринимательства.
Развитие малого бизнеса и частного сектора должны стать важным источником инвестиции через средства предприятий находящийся на территории соответствующего региона. Повышение финансовой устойчивости действующих и новых предприятий служить через амортизационные отчисления вкладывать инвестиции на дальнейшее их развитие.
Для регионов Узбекистана прямые иностранные инвестиции имеет ряд существенных преимуществ в сравнении с другими формами, международного сотрудничества. Во-первых, инвестиции, в отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся дополнительным бременем на внешний долг, а напротив, способствует накоплению средств для его погашения. Во-вторых, они служат источником капитала для вложений в производство товаров и услуг, обеспечивает привлечению новой технологии, ноу-хау, передовых методов управления и маркетинга. В-третьих, иностранные технологии приближают регионы к мировой экономике и международным стандартам производства и управления, способствует наиболее интенсивной интеграции местного хозяйства в мировое сообщество.
Здесь речь идет не просто об иностранном капитале, а о стратегических партнерах с большими капиталами, с их большим опытом в соответствующих секторах экономики, знанием и управленческим опытом в различных странах мира.
Для стимулирование притока иностранного капитала предстоит создать благоприятный деловой климат, базирующийся на понятиях для инвесторов принципах, с хорошо предсказуемой политикой на долгосрочную перспективу. Особенно иностранный бизнес заинтересован в государственных гарантиях нрав собственности. К числу направлений привлечения иностранных инвестиций можно отнести создание свободных экономических зон (СЭЗ) и специальных индустриальных зон (СИЗ), открытых для иностранных прямых вложений. В этом направлении уже приняты конкретные меры по созданию индустриально-экономической зоны в Навойской области [2]. Мощным импульсом для развития высокотехнологичных производств стало создание специальных индустриальных зон — СИЗ «Ангрен», СИЭЗ «Навои», СИЗ «Джизак» с предоставлением инвесторам широкого пакета налоговых льгот и преференций, обеспечением их за счет средств республики необходимой внешней инженерной и транспортной инфраструктурой.
Под СЭЗ принято понимать часть территории страны, на которой товары и услуги рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами таможенной территории и используется специальная система льгот и стимулов, направленная на активизацию внешнеэкономической и инновационной деятельности. К числу таких льгот относятся: фискальные, кредитные и административные льготы, льготы по обеспечению экономической безопасности, льготы в области обеспечения жилищно-коммунальных и других услуг.
В 2014 году объем инвестирования в экономику возрос на 10,9 процента и составил в эквиваленте 14,6 миллиарда долларов США. При этом свыше 21,2 процента всех капитальных вложений, или более 3 миллиардов долларов, составили иностранные инвестиции и кредиты, из которых три четверти — это прямые иностранные инвестиции.
Особое удовлетворение вызывает тот факт, что из года в год в реализации инвестиционной программы все более активное участие принимают прямые частные инвестиции за счет собственных средств предприятий, которые только за истекший год возросли на 10,3 процента и составили в эквиваленте 4,3 миллиарда долларов, или почти 30 процентов всех объемов инвестиций.
Активизировалась инвестиционная деятельность коммерческих банков, которыми в течение года на инвестиционные цели было направлено 1,7 миллиарда долларов, или на 20 процентов больше, чем в предыдущем году.
Свыше 73 процентов всех инвестиций было направлено на производственное строительство и около 40 процентов — на приобретение машин и оборудования.
Отличительная особенность проводимой в Узбекистане инвестиционной политики состоит в том, что приоритет отдается инвестиционным проектам, направленным на создание новых высокотехнологичных производств, обеспечивающих глубокую переработку местных сырьевых ресурсов. В 2014 году в ведущих отраслях экономики введены в эксплуатацию 154 крупных объекта общей стоимостью 4,2 миллиарда долларов, оснащенные современным высокотехнологичным оборудованием. [3]
В целом систематизация и обобщение подходов по формированию финансовых и инвестиционных ресурсов регионов Узбекистана показала необходимость усиление территориальных аспектов их регулирования и стимулирования. Наряду с государственной поддержкой регионов в решении их социально-экономических проблем, местные органы власти должны мобилизовать внутренние резервы и возможности активизации инвестиционной деятельности. Главным направлением деятельности как на уровне республик так и хокимията регионов формирование благоприятной среды для привлечения иностранных инвестиций в различной форме, в первую очередь частных инвестиций.
Литература:
- Ислом Каримов. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. — Т., Узбекистан, 2009 г., с. 11.
- Указ Президента Республики Узбекистан от 2 декабря 2008 года «О создании свободной индустриально-экономической зоны в Навойской области».