Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 23.04.2016

Статья просмотрена: 1188 раз

Библиографическое описание:

Агеева, И. В. Внеурочная деятельность как средство развития читательской компетентности / И. В. Агеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.5 (112.5). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28615/ (дата обращения: 15.11.2024).



Современное общество является информационным обществом: на первое место выходят каналы письменной коммуникации, компьютеризация приводит к переводу текстов на электронные носители, появляются устойчивые связи между качеством чтения и качеством образования, происходит расширение «ролей» чтения в образовании и жизнедеятельности человека, смена модели чтения требует смены методик обучения чтению и приобщения к чтению.

Современный мир и информационное общество предъявляют к молодому поколению новые требования — умение ориентироваться в бесконечном информационном пространстве и необходимость владеть инструментом освоения этого пространства — стратегиями работы с различными текстами. Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе «умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения».2, 6

В Федеральном государственном образовательном стандарте речь идёт уже не о навыке чтения, а о формировании читательской компетентности. В соответствии со структурой понятия «компетентность», предложенной Хуторским А. В., в неё входят ценностно-целевая, информационная, деятельностная и опытная компоненты 1. Таким образом подчёркивается важность не только получения знаний, умений и навыков, но и обретения опыта их применения при решении ситуативных задач, достижение результата, наконец, формирование мотивов деятельности, осознание и принятие её ценности.

Ведущая роль в обеспечении социально необходимого уровня читательской компетентности принадлежит образовательным учреждениям. Это тем более важно, что формирование читательской компетентности лежит в основе изучения всех предметов в основной школе. В Ульяновском ГСВУ это одно из важных направлений работы по развитию универсальных учебных действий, которое предполагает создание условий, задействующих потенциал всех компонентов социокультурного пространства училища: базовый учебный процесс, систему воспитательной работы, дополнительное образование, самообразование.

Цель работы в рамках данного направления, определённая в основной образовательной программе Ульяновского ГСВУ, — формирование способности суворовцев понимать письменные тексты различных видов, размышлять о них, оценивать их смысл и значение и использовать для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Развитие УУД реализуется через компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить следующие задачи:

− приобретение суворовцами знаний о существующих стратегиях смыслового чтения, способах сбора, хранения, преобразования информации, приёмах осмысления прочитанного;

− освоение суворовцами читательской компетенции как умения работать с текстом, а именно находить, преобразовывать, интерпретировать и оценивать информацию и понимать прочитанное;

− выявление читательских предпочтений суворовцев, с целью создания базы текстов, привлекательных для разных возрастных групп суворовцев;

− построение в училище единой читательской среды;

− внедрение системы оценки достижений в рамках работы с текстом;

− подготовка педагогических кадров для обучения суворовцев стратегиям смыслового чтения.

Встраивание данного направления развития УУД в образовательную деятельность училища происходит за счет объединения всего педагогического коллектива. Каждый педагогический работник, а также сотрудник библиотеки становится «учителем чтения». Для этого важно, чтобы престиж чтения поддерживался на всех уровнях учебно-воспитательного процесса. Приоритет чтения в учебной деятельности должен быть обеспечен отношением к чтению преподавателей, воспитателей, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, руководства училища. Определение формирования мотивации к чтению как ключевой задачи в работе каждого педагогического работника — залог успешной и эффективной учёбы каждого суворовца.

Одним из успешных примеров реализации данного механизма формирования читательской компетентности можно считать проведение в Ульяновском ГСВУ метапредметной недели «Читать не вредно, вредно не читать».

Идея была заимствована из проекта, который реализует Московский институт открытого образования. Проект метапредметной читательской конференции был изменён в соответствии с целями и задачами нашего училища: во многом изменена структура всего проекта, суть заданий, способы организации соревнования.

За месяц до начала недели были сформированы 2 межвозрастные команды, в состав каждой из которых вошли суворовцы с 5 по 10 класс, преподаватель, воспитатели, педагог-организатор, педагог-психолог.

Педагоги-психологи провели тренинги командообразования. Командам были даны задания, успешность выполнения которых повышала рейтинг: каждой возрастной категории — прочитать соответствующее литературное произведение, выполнить коллективное задание — подготовить живую рекламу «Читайте книги» и в группах подготовить презентацию «Книга, которую стоит прочитать».

5 дней недели — это 5 стадий развития.

Первый день — мотивационный. В этот день стартовали 2 акции: работников УГСВУ «Любимые книги — суворовцам» преподаватели, воспитатели, другие работники училища собрали около 200 книг, подписали их, рекомендуя обязательно прочитать, и подарили ребятам. Книги были выставлены в рекреациях учебного корпуса и в считанные минуты разошлись. И вторая акция суворовцев и работников училища «Вылечи меня. Твоя книга», которая проходила в течение недели в библиотеке и позволила привести в порядок изношенные книжки.

На открытии недели команды представили свои выступления, в которых были и результаты соцопроса, и эксперименты, суть которых сводилась к тому, что без книг в современном мире не обойтись. Оценку выступлениям команд дали зрители — суворовцы, преподаватели, воспитатели, командование училища с помощью фишек. Таким образом оценивалось большинство заданий недели.

В этот день команды также приняли участие в мастер-классе по подготовке к конкурсу плакатов-мотиваторов «Книга — моя территория», который провели преподаватели информатики и русского языка и литературы. Участники мастер-класса познакомились с требованиями к созданию мотиватора, потренировались в умении презентовать готовый продукт.

Во второй день — конкурсный — реклама книг перешла во вторую стадию. В каждой роте прошли презентации книг, которые стоит прочитать. Преподавателям тоже досталась нелёгкая задача — они представляли на суд суворовцев вопросы и задания по книге В. Распутина «Уроки французского».

Особый интерес суворовцев вызвало основное мероприятие третьего дня — дня приключений — литературный квест — это один из вариантов игры-поиска. Маршрут литературного квест-ориентирования связан с сюжетом и героями прочитанных книг. Мы остановились на этой форме деятельности, потому что суворовцы — это мальчишки, которые любят приключения, детективы, любят разгадывать загадки, решать кроссворды. Сегодня они только мальчишки, а завтра офицеры, принимающие решения и несущие ответственность не только за себя, но и за других, поэтому квест как форма деятельности оказался очень близок нашим воспитанникам.

На старте команды получили маршрутные листы, при помощи которых они передвигались. В каждой группе был свой маршрут. «Точки» на маршруте были зашифрованы.

Маршрутный лист служил и листом оценивания, где были указаны критерии оценки команды. Мы ориентировались на предметные и метапредметные результаты.

Чтобы определить, где расположена следующая точка маршрута, команда должна была сканировать QR-код, прочитать получившийся текст и догадаться, о каком месте училища идёт речь.

На точке маршрута ребята должны были сначала определить произведение, о котором будут заданы вопросы, а затем приступали к выполнению заданий.

После прохождения маршрута участники возвращались в отправную точку, где заполняли на интерактивной доске сводную ведомость. На каждой точке маршрута оценивалась работа суворовцев по трём критериям:

− умение работать в группе (слаженность, умение договариваться),

− правильность ответа,

− культура общения.

Площадкой квеста была вся территория училища.

В четвёртый день — созидательный — команды создавали плакат-мотиватор. Основные азы этого процесса они постигали в первый день недели. Но тут задание было усложнено. Надпись-слоган команды получили один и тот же, нужно было придумать и создать фото с участием всей команды, которое отражало бы содержание слогана. Затем работу нужно было презентовать. И всё в сжатые сроки — просрочка времени каралась штрафом. Поскольку каждый балл был на счету, опозданий не было.

В последний день — рефлексивный — в коридорах учебного корпуса развернулась выставка фотографий участников команд. Это было ещё одним заданием — осветить события наилучшим образом. А в конце дня на рефлексивном кругу коллективы команд обменялись впечатлениями от проведённых мероприятий, оценили свой вклад в общий успех и вклад товарищей, определили свои личностные приобретения за период общения в рамках недели.

В результате все участники недели приобрели очень многое: взрослые познакомились друг с другом, иначе оценили своих суворовцев, ребята приобрели новых друзей, заразились чтением и научились, определять лидеров, поддерживать друг друга. И, наконец, главное. В эпоху внедрения стандартов мы говорим о важности личностных результатов. Например, усвоении обучающимися определённых нравственных ценностей. Этот процесс наилучшим образом идёт в ситуации совместного взросло-детского творчества, когда взрослый товарищ демонстрирует человеческие качества в коллективной работе, а младший следует его примеру, видя эффективность этой работы.

Литература:

  1. Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. // А. В. Хуторской. Персональный сайт. URL: http://www.khutorskoy.ru/books/2008/A. V. Khutorskoy_L. N. Khutorskaya_Compet.pdf (дата обращения: 5.04.2016).
  2. Изучение знаний и умений учащихся в рамках Международной Программы PISA. Общие подходы. // Центр оценки качества образования. URL: http://www.centeroko.ru/pisa/pisa_pub.htm (дата обращения: 5.04.2016).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения ООО // Минобрнауки.рф. URL: http://fgosreestr.ru/ (дата обращения: 5.04.2016).
  4. ФГОС: Основное общее образование // Минобрнауки.рф. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ (дата обращения: 5.04.2016).
Основные термины (генерируются автоматически): читательская компетентность, книга, умение, информационное общество, наилучший образ, педагогический работник, смысловое чтение, современное общество, современный мир, учебный корпус.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Воспитательная профориентирующая среда как фактор формирования профессиоведческой компетентности учащегося

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся

Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей

Игровая деятельность как инструмент формирования коммуникативной компетенции дошкольников

Воспитательная профориентирующая среда как фактор формирования профессиоведческой компетентности учащегося

Инновационная деятельность педагога как средство повышения учебной мотивации школьников

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся

Учебная деятельность учащихся в условиях личностно ориентированного обучения

Проектная и исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования ключевых компетентностей

Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления

Задать вопрос