В данной статье речь идёт о некоторых особенностях самоконтроля в обучении иностранного языка. Самоконтроль в учебном процессе по иностранному языку играет важную обучающую, воспитывающую и контролирующую роль, являясь органической частью этого процесса.
Ключевые слова: самоконтроль, речевая деятельность, ошибка, слова, фраза, уровень, языковой материал, звук, предложения, самоисправление, контроль.
Раскрывая понятие самоконтроля в процессе обучения, следует отметить, что самоисправление ошибочных действий предполагает наличие образца, с которым сравнивается производимое действие. Этот образец может быть вне системы самого производящего действия, например, натура для рисунка, написанные буквы для орфографического упражнения или произнесенные звуки для имитации. В этих случаях мы имеем дело с внешним образцом, значение которого огромно для создания внутренней модели действия, или его внутренней программы, находящейся внутри системы. В процессе обучения речи на иностранным языке формирование внутренней программы, схемы речевого действия, является одной из основных задач обучения.
Выработка такой программы основывается на внешнем образце, который либо наглядно, либо умозрительно предъявляется учащимся. Так, когда на уроке иностранного языка преподаватель произносит звук, слово или фразу и при этом просит учащихся повторить за ним, он тем самые заставляет “подравнивать” их произношение под внешний образец, постепенно формируя их собственную программу действия. Учащихся учатся произносить звук, слова, объединять слова в предложения, руководствуясь теми образцами, правилами, которые дает преподаватель.
Контроль обладает исключительными возможностями в развитии учащихся. В процессе контроля развиваются речь, память, внимание, воображение, воля и мышление учащихся. Контроль оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы, потребности. Контроль ориентирует учащихся в их затруднениях и достижениях. Выделяя проблемы, ошибки и недочёты, он указывает им направления и положения сил по совершенствованию знаний и умений. Контроль помогает учащимся лучше узнать самого себя, оценить свои знания и возможности.
Но наступает такой период в обучении, когда преподавателю не нужно каждый раз восстанавливать внешний образец — учащиеся сами могут воспроизвести требуемое действие. Существует несколько уровней формирования самоконтроля, который проявляется на материале исправления ошибок.
Первый уровень — формирования речевого навыка и, следовательно, первый уровень самоконтроля, с точки зрения исправления ошибок, характеризуется тщательным корригирующим и своевременным контролем со стороны преподавателя. Учащихся самостоятельно на ошибку не реагирует, отсутствует самоконтроль как механизм сличения.
Второй уровень — определяется тем, что учащихся, допустивший ошибку, самостоятельно ее не исправляет, по при указании преподавателя делает это достаточно быстро. Самоконтроль полностью не сформирован, хотя все компоненты, необходимые для его формирования, отработаны.
На следующем уровне внешний контроль уступает место самоконтролю. Учащийся уже самостоятельно реагирует на допущенную ошибку, но с некоторым опозданием. Исправление ошибки происходит без внешнего воздействия, но с некоторым временным отставанием. Самоконтроль сформирован, но недостаточно автоматизирован. Роль преподавателя на этом этапе состоит в создании наилучших условий для функционирования самоконтроля.
Четвертый, и самый последний, уровень характеризуется следующими признаками:
– учащихся исправляет ошибку в момент её возникновения, иногда даже не заканчивая ошибочное действие, т. е. происходит текущее сличение:
– исправление ошибки говорящим — самостоятельное, текущее, мгновение;
– самоконтроль сформирован и действие его автоматизировано.
Существует определенная связь между характером самого языкового материала и явлением самоконтроля. Под исправление попадают главным образом ошибки на согласование времен, на неправильные формы глаголов, на неправильное употребление слов и идиом, неправильное употребление предлогов и др..
Наряду с определением характера ошибки немаловажную роль играет способ исправление ошибки преподавателем. Можно выделить те приемы, которыми пользуется преподователь, сигнализируя учащимся об ошибках в их речи на иностранным языке. По форме сигнал может быть:
– простым (постукивание, мимика);
– вербальным указанием на ошибку;
– указанием места ошибки в предложении;
– исправлением, часто сопровождающимся объяснением.
Самоконтроль в учебном процессе по иностранному языку играет важную обучающую, воспитывающую и контролирующую роль, являясь органической частью этого процесса.
Чем выше самоконтроль, тем боле свернутый характер носит сигнал об ошибочности речевого действия. Роль коррекции со стороны преподавателя при обучении правильной речи на иностранном языке огромна, но важно так организовать контроль за речью учащегося, чтобы он не подменял собой самоконтроль, а создавал все условия для формирования последнего. От развернутого внешнего контроля следует постепенно переходить к контролю свернутому, носящему пусковой характер, т. е. приводящему в действие самоконтроль учащегося.
Самоконтроль за умениями и навыками учащихся является средством управления учебным процессом, т. к. позволяет выяснить недостатки и внести необходимые коррективы в организацию и планирование. Самоконтроль дает возможность оказать помощь отстающим посредством индивидуальной работы и тем самым обеспечить успешность и стабильность работы всей группы учащихся.
Преподаватель должен научиться прогнозировать трудности, которые могут возникнуть у обучаемых. Основываясь при этом прогнозировании на своем опыте и наблюдениях, которые позволяют ему отметить моменты, наиболее часто вызывающие затруднения у и учащиеся и ведущие к ошибочным действиям. Что касается определения степени сложности языковой или речевой единицы, то преподаватель должен научиться «препарировать» единицу, разлагать ее на действие, ее составляющие, тем самым облегчить ее усвоение.
Предположим, что учащиеся должны усвоить для употребления в речи фразу: IchinteressieremichfürMusik.
Допустим, что компоненты этого предложения не знакомы студентам. Студены должны совершать следующие действия:
– познакомиться со смысловым глаголом interessiere;
– усвоить парадигму спряжения глагола interessiere;
– сочетать слово ich с прилагательным местоимением mich;
– выбрать из парадигмы глагола interessieren соответствующую форму (1-е л. ед.ч.);
– присоединить глагол к сочетанию interessieremichfür…..;
– усвоить слово Musik, его род, число;
– присоединить существительные к уже составленным компонентам фразы;
– произнести всю фразу во внутренней речи и озвучить ее.
Данный пример позволяет сделать вывод о том, что для того, чтобы каждое действие было усвоено до оптимальгого уровня, т. е. чтобы механизм самоконтроля был сформирован и задействован, необходимо в процессе усвоения провести основательную тренировку.
Мы пришли к выводу, что самоконтроль как внутренний механизм формируется с помощью учителя, регулирует овладение внешней речевой деятельностью, является средством управления учебным процессом, позволяет выяснить недостатки и внести необходимые коррективы, обеспечивает обратную связь между учителем и учащимся при обучении иностранного языка. Из выше указанного можно сделать вывод, что организованный на уроке самоконтроль по процессу приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого учащихся умение рассуждать, дает возможность слабым учащимся лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки и тем самым создает ситуацию успеха каждому обучающему.
Литература:
- Слободчикова В. А. Контроль в обучении иностранному языку в средней школе. — М.: 1986.
- Брейгина М. Е. О самоконтроле в обучении иностранному языку. ИЯШ -2000 № 1.
- Салистра И. Д. Очерки методов обучения иностранным языкам. — М.,“Высшая школа“ 1989.
- Е. А. Кукушкина. Deutsche Grammatik in Űbungen und Kommentaren. Aufbaukurs. Саранск 2010.