«Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи» — Константин Георгиевич Паустовский. Эти слова как нельзя точно отображают, по моему мнению, основу работы каждого преподавателя и руководителя кружка. Отсюда следует, что если не поддерживать творческое начало учеников, не развивать, то эти качества, данные природой, можно легко утратить. И поэтому, задача каждого педагога заключается прежде всего в том, чтобы не только поддерживать, но и развивать творческие способности детей.
Творчество — деятельность, которая порождает что-то качественно новое, никогда ранее ещё не существовавшее, это продукт человеческого созидания, это результат деятельности, которая воплощается в реальную действительность. Творческие способности не могут развиваться самостоятельно и, следовательно, требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Творческим людям интересно жить, их интересуют различные сферы человеческой жизни, разные науки и особенно сам процесс творения, создания, изобретения чего-то нового. Поэтому на нас лежит огромная ответственность — развить в ребенке творческое начало для того, чтобы состоялся человек как личность. В настоящее время общество в котором мы живём, испытывает огромную потребность в активной, творческой личности, которая обладает индивидуальными творческими качествами так необходимыми для решения этих проблем. Детское творчество также даёт материал для изучения возрастных особенностей, закономерностей формирования личности. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Если говорить о видах творческой деятельности, то они, по моему мнению могут быть представлены двумя основными группами:
- деятельность по выдвижению принципиально новых решений;
- деятельность по воплощению новых идей в жизнь, их объективации в тех или иных материальных формах.
Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано или сделать по-новому, сделать лучше. Иначе говоря, творческое начало в человеке — это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому большая роль отводится творческому развитию личности.
Творческая личность:
− обладает, широким кругозором;
− комбинирует различные находки;
− работа приносит ей удовольствие;
− не останавливается на достигнутом.
Необходимо осознавать, что истинная цель обучения — это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Основные же проблемы фокусируются больше на познавательных процессах, хотя именно в начальных классах в большей степени сохраняются черты для развития воображения и творческих способностей. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому творчеству, нужно учить ещё с начальной школы.
Одним из важных средств развития творчества учащихся является по моему мнению техническое детское творчество, которое способствует формированию у детей устойчивого интереса к технике, развитию рационализаторских и изобретательских склонностей, технического мышления, содействует повышению научного уровня образования. Учащиеся вовлекаются в творческую работу в связи с изучением наук, знакомством с промышленным производством, достижениями науки и техники. Чаще всего техническое творчество проявляется при конструировании моделей, приборов, механизмов, несложных машин и др. технических объектов. Этот вид деятельности осуществляется преимущественно в процессе внеклассных занятий, а также на уроках технологии. В процессе технического детского творчества проявляются несколько основных направлений: постановка технической задачи, сбор информации, поиски конкретного решения для реализации творческого замысла.
Для того чтобы богатый творческий потенциал учащихся мог развиваться, нужно создать определенные условия — прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность, именно в ней, рождаются и развиваются способности. Истинная цель обучения — это, прежде всего развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом.
Развивать творческие способности:
− это развивать наблюдательность, активность, общительность, память, привычку анализировать и осмысливать факты;
− это самовыражение учащихся;
− это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
В настоящее время в рамках образовательного процесса ФГОС педагоги осознают, что основная цель обучения — это, прежде всего развитие творческой личности, а не только овладение определёнными знаниями и навыками. Зачатки основного творческого потенциала наблюдается уже в раннем возрасте, поэтому крайне важно дать «пищу» не только для его поддержания, но и для его развития.
Современные информационные технологии создают реальные возможности для их использования в системе образования с целью развития творческих способностей человека в процессе его образования. Именно с новыми технологиями сегодня связываются реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Это такие технологии как: игровые; технологии развивающего обучения; проблемные технологии; развитие мышления; технологии современного проектного обучения.
Внеурочная деятельность, особенно по технологии, создаёт прекрасные условия для самореализации личности ребёнка, выявляет и развивает творческие способности. Важная роль отводится формированию культуры труда: содержанию в порядке рабочего места, экономии материалов и времени, планированию работы, правильному обращению с инструментами, соблюдению правил безопасной работы.
Основная цель внеурочной деятельности по технологии — воспитывать интерес и любовь к ручному труду, вовлекать учащихся в активную творческую деятельность, сформировать навыки и умения работы с материалами различного происхождения; обучить изготавливать поделки из различных материалов.
Основными задачами внеурочной деятельности, на мой взгляд, по технологии являются:
− научить учащихся основным технологиям изготовления изделий;
− развить творческие способности и закреплять их в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;
− воспитывать трудолюбие, самостоятельность и аккуратность;
− обучать специфике технологии изготовления изделий с учетом возможностей и материалов;
− организовать участие в творческих выставках, презентациях, конкурсах, олимпиадах.
В процессе внеурочной деятельности раскрываются большие возможности для развития творческих способностей, развивается кругозор, прививаются навыки самостоятельной работы, появляется больше возможностей для проявления творческой инициативы.
Каждый ученик в большей или меньшей степени способен к творчеству, которое является постоянным и естественным спутником формирования личности. Способность к творчеству, в конечном счете, развивается у ребенка взрослыми: педагогами и родителями, и это очень ответственная область воспитания: растить творчески способного ребенка можно лишь на основе очень глубокого знания его индивидуальности, на основе бережного и тактичного отношения к своеобразию этих черт.
Творчество — это создание нового, оно разрушает шаблоны, побуждает потребность в знании, заставляет работать мысль, искать, и в результате творить. В чём же суть творчества? Ответ на этот вопрос как нельзя точно высказан в изречении французского писателя Ж. Ренара: «Всегда оставаться неудовлетворенным — в этом суть творчества», и особенно это касается детей.
От преподавателя зависит очень многое. Достигнуть желаемого результата он сможет лишь в том случае, если сам он не чужд творчеству, постоянному поиску, созиданию. Поэтому преподаватель сам должен быть человеком увлечённым, участвовать в экспериментальной работе, творчески планировать свою работу, свободно ориентироваться в современных педагогических идеях, уважать личность ученика, побуждать к постановке познавательных вопросов, содействовать в творческом самопроявлении. Включая учащихся в творческую деятельность, развивая мотивацию обучения, познавательные интересы, стараясь вовлекать их в поиск ответов на вопросы, мы повышаем качество их знаний, умений, уровень самостоятельности, развиваем мыслительную деятельность, речь, и, конечно же творческие способности, которые порождают новые идеи, заставляя мыслить не традиционно.
Все эти качества можно и нужно развивать на внеурочных занятиях особенно тех, которые связанны с технологической деятельностью учащихся. Дети очень любят трудиться, делать что-то своими руками, прежде всего для того, чтобы увидеть результат своей деятельности. Но для того, чтобы увидеть этот результат, они должны пройти через несколько этапов, чтобы достичь желаемого результата. На всех этапах работы мы должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат — развитие творческих способностей, приобретение учеником новых знаний, умений и навыков, точнее говоря, мы должны иметь ввиду, что в данном случае мы имеем дело ни с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создает ребенок своей головой и руками — поделку, макет, проект, второй, самый важный — педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
И вот, после того, как все этапы практической работы пройдены, где учащиеся, порой сами не осознавая, проявляли творчество, видят плоды своей работы, особенно того изделия, которым можно ещё и пользоваться, или поиграть, всё это стимулирует их к дальнейшему труду, поиску чего-то нового, интересного, необычного, и, возможно, более сложного, а следовательно, развивают свои творческие способности, получают новые знания, умения, и многие другие качества, которые так необходимы человеку.
Чтобы оценить работу, выполненную учениками, необходимо, я считаю, провести презентацию, не только для того, чтобы оценить качество их изготовления, но прежде всего и для того, чтобы сами ученики оценили своё изделие, рассказали о всех пройденных этапах изготовления, о своих впечатлениях от проделанной работы, а также увидели презентацию других выполненных работ, сделали выводы, высказали своё мнение. В связи с этим, защита проектных работ приобретает особую значимость. Это необходимо, так как в работе оценивается познавательная ценность темы, оригинальность, ценность собранного материала, структура работы, язык и стиль изложения, ответы на вопросы. Кроме того, необходимо отметить работы по номинациям: за самый интересный проект, за самую оригинальную тему, за самое яркое выступление, и т. д. Презентация работ станет праздником для учащихся, на котором получат оценку своего труда.
Предполагаемый результат такой работы:
− формирование мировоззрения учащихся;
− расширение кругозора учащихся в предметных областях;
− вооружение универсальными способностями учебной деятельности;
− развитие способностей к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю, самооценке, саморазвитию;
− формирование опыта в труде и общении.
Возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширять контакты на профессиональной основе с коллегами, родителями учащихся. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей и их творчество должно проходить не только в учебной, и во внеклассной работе.
Именно здесь раскрываются уникальные способности, данные каждому ребенку.
Литература:
- Ривкин Е. Ю. Внеурочная деятельность. Лекция 4 // Управление современной школой. Завуч. — 2013. — № 3. — С. 100–109.
- Степанов Е. Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов // Завуч начальной школы. — 2011. — № 6. — С. 36–48.
- Созонова В. П. Примерная программа школьников во внеурочной деятельности в начальной школе // Завуч начальной школы. — 2011. — № 5. — С. 64–77.
- Трофимова А. Л., Трофимова Л. А. Цели, задачи, содержание и принципы внеурочной деятельности школьников, осуществляемой с использованием информационных технологий // Фестиваль педагогический идей «Открытый урок». URL: http://festival.1september.ru/articles/534738/