В статье приводятся основные методические положения и особенности применения модульного обучения иностранному языку студентов технического вуза.
Ключевые слова: модульное обучение, принципы модульного обучения, модульная программа, модуль, коммуникативно-культурная компетенция, культурно-языковая личность.
Современная система образования требует постоянного обновления и усовершенствования, так как со временем меняются генерации, происходит переориентация образования на государственном уровне, огромный рывок в
развитии технических средств. Признавая инновационную роль технологии обучения, необходимо помнить, что к числу инноваций относят только те нововведения, в которых находит воплощение комплексное использование новой техники и переустройство образовательной практики на пути повышения ее эффективности.
Глобализация в политико-экономической сфере, существенным образом усиливая межгосударственные интеграционные процессы и создавая новые сферы социальной активности человека, оказала большое влияние и на сферу образования. Многие технические вузы республики Узбекистан активно вступили в международное научно-образовательное пространство и приступили к расширению сотрудничества с высшими образовательными учреждениями, организациями и компаниями за рубежом.Однако на пути интеграции и глобализации возникло препятствие, связанное с недостаточно высоким уровнем владения иностранным языком. В этой связи многие вузы технического профиля встали перед необходимостью осуществлять подготовку специалистов на уровне международных требований, способных эффективно функционировать в международном научно образовательном контексте и владеющих как минимум одним иностранным языком.Говоря о современном специалисте с высшим профессиональным техническим образованием, мы представляем его как культурно-языковую личность, обладающую языковым и культурным информационным запасом, способностями и умениями понимать, принимать и интерпретировать языковые и культурные явления страны изучаемого иностранного языка. Ориентация технических вузов на развитие будущих инженеров как культурно-языковых личностей обусловливает комплексное овладение студентами иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией, что требует от студента высокого уровня мотивации, желания и толерантности к изучению иностранного языка; от преподавателя — создания условий для последующего выбора студентом индивидуальной образовательной траектории в овладении иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией.Возникает закономерный вопрос, каким образом, точнее с помощью каких технологий, происходит формирование культурно-языковой личности студента технического вуза в процессе изучения иностранного языка? Для ответа на поставленный вопрос мне пришлось обратиться к поиску инновационных технологий, форм и методов обучения. Одной из технологий, дающих ключ к решению указанных проблем, является модульная технология обучения.
Под модульным обучением мы понимаем особую дидактическую систему, представляющую собой совокупность различных форм и способов совместной деятельности преподавателя и обучаемых, организованной в особых единицах процесса (модулях) с целью эффективного овладения учебным материалом и повышения качества обучения в целом.Сущность модульного обучения заключается в том, что каждый обучающийся может работать с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей. Цель модульного обучения— развитие интеллекта студента, самостоятельности, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельность, т. е. каждый студент должен не только получать знания, но и «добывать» их, объективно оценивать себя и свои возможности, работать самостоятельно, помогать товарищу, учить общаться с однокурсниками и отвечать за результаты своего труда.
Модульное обучение является как основная структурно содержательная единица модульной программы обучения иностранному языку, которая:
– может выступать как самостоятельная программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методом учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающегося;
– состоит из нескольких блоков учебного материала, объединенных одной тематикой и предназначенных для изучения студентами с разным уровнем владения иноязычной коммуникативно-культурной компетенцией;
– включает целевой план действий студента, банк информации и методическое руководство преподавателю по достижению студентом поставленных дидактических целей;
– позволяет осуществлять пошаговый контроль успешности обучения и изучения иностранного языка с целью своевременного внесения корректив в учебную и обучающую деятельность студента и преподавателя.
Модульная технология строится на идеях развивающего обучения посредством дифференциации содержания и дозы помощи студента, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава). В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т. е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств. Из положительных аспектов данной технологии можно выделить следующие:
– жесткая последовательность действий, законченность блоков содержания, предполагающая движение студента с постепенным погружением в детали циклов;
– индивидуальный темп обучения, адаптация к индивидуальным особенностям обучаемых за счет исходной диагностики знаний и темпа усвоения;
– обязательный самоконтроль;
– формирование ориентировочной основы действий;
– гибкое управление обучением;
– рефлексивный подход
Отсюда основные правила работы:
– не сравнивать студента друг с другом;
– сравнивать успехи студента с его личными результатами для установления зоны развития;
– работа в положительном эмоциональном фоне. Доверительные отношения в системах «преподаватель — студент» и «студент — студент», отсутствие чувства неуверенности, вера в свои силы и успех, постоянная возможность вовлечения всех в совместную учебную деятельность с учетом интереса каждого способствует успешности обучения.
Идея модульной технологии, ее внедрение в учебный процесс предполагает почти самостоятельное усвоение студентом учебного материала при работе с модулем. «Технологичность процесса» заключается в повторяемости работы над модулями при разнообразии содержания и емкости модулей, чем в конечном итоге и вырабатывается осознаваемый студентами механизм управления своей самостоятельной учебной деятельностью.
Необходимо отметить, что построение учебного процесса по дисциплине «Иностранный язык» на основе модульной технологии обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным подходом к обучению иностранному языку в техническом вузе, а именно:
– отбор и структурирование содержания обучения осуществляются на деятельностной основе с целью системного овладения учебным материалом, расширения фоновых знаний, комплексного формирования и развития знаний, навыков и умений во всех видах иноязычной речевой деятельности;
– содержание обучения представляется в отдельных блоках, усвоение которых осуществляется в соответствии с дидактической целью, которая формулируется для обучающегося и содержит не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения;
– состыковываются разные уровни иноязычной подготовки студентов и, следовательно, сокращается разрыв между возникшими в последние годы высокими требованиями к уровню владения иностранным языком выпускниками технического вуза и ограниченным количеством учебных часов, выделяемых на его изучение учебными программами;
– обеспечивается дифференцированный подход к изучению учебного материала студентами с разным уровнем владения иностранным языком. Программа обучения адаптируется к уровню подготовки обучаемого с целью продвижения каждого студента на более высокий уровень;
– используются разные формы работы с учебным материалом, реализуются методические принципы развивающего обучения, позволяющие создать предпосылки для творческой деятельности студента;
– — реализуется пошаговый контроль результатов обучения, составляется и ведется индивидуальный рейтинг обучаемого;
– основной акцент сделан на самостоятельности обучающегося при достижении им конкретной цели в процессе работы с модулем, что дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих учебных достижениях;
– наличие учебных модулей в печатной форме позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными студентами;
– преподаватель в процессе овладения технологией модульного обучения значительно растет профессионально.
Технология модульного обучения является адаптивной, способствует сохранению уровня психофизического здоровья, снижению тревожности, росту самостоятельности и качеству обучения. Она научно актуальна: в ней сочетаются новые подходы к обучению и традициям, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока. Технология имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт ее применения неизбежно приводит к росту компетентности студента и преподавателя. Информационные технологии в модульном обучении сочетают в себе стимулы повышения профессионального мастерства с выполнением общественно важной миссии — подготовки способных, увлеченных людей. Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что технология модульного обучения — это не просто педагогическая технология, применяемая при обучении студентов иностранному языку, а необходимое условие овладения иноязычной культурой посредством создания благоприятных условий для развития будущих инженеров как культурно-языковых личностей, владеющих высокоразвитыми коммуникативно-культурными умениями при решении коммуникативных задач.
Целью данной статьи является представление интерактивных методов и техник обучения иностранным, обеспечивающих его интенсификацию и способствующих экономии времени, тесному сотрудничеству преподавателя и студента, раскрытию их творческого потенциала, возможности высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Литература:
- Левитес Д. П. Современные образовательные технологии — Новосибирск, 1999г.
- Третьяков П. И., Сенновский И. Б. Технология модульного обучения в школе — Мн., Новая школа, 2001г.
- Герасимов В. М. Модульное обучение общетехническим дисциплинам в вузе. Чита: Читинский политехнический институт, 1994. С. 17–20.
- Чошанов М. А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. М.: Народное образование, 1996. 160 с.