В федеральном государственном стандарте основного общего образования значиться, что при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. В свою очередь, в федеральном государственном стандарте среднего (полного) общего образования (далее — Стандарты) в требованиях к результатам освоению основной образовательной программы обозначено, что в учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов).
Под индивидуальным проектом представляется особая форма организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать:
− сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления;
− способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности;
− сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;
− способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведённого учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
Изучение практики применения в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, современные технологии исследовательского обучения обучающихся предполагают в основном лишь различные варианты их включения в собственную исследовательскую практику. Многие учителя убеждены, что стоит только загрузить обучающегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом. Считается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, обучающийся сам научится это делать. Однако ни младший школьник, ни обучающийся неполной средней школы, ни старшеклассник никакого исследования провести не смогут, если их этому специально не учить. Можно конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее в этом плане специальный тренинг по развитию исследовательских способностей учащихся. Кроме того, любая учебная деятельность, и учебно-исследовательская здесь не может быть исключением, требует особой системы поддержки. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результатов.
Кроме того, в Стандартах значиться и требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы: у педагогического работника, реализующего основную образовательную программу, должны быть сформированы основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы, в том числе уменияорганизовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта.
К сожалению, не каждый педагог в состоянии самостоятельно выполнить учебное исследование и представить его результаты в нужной форме.
В Ульяновском гвардейском суворовском училище к данной проблеме подошли следующим образом. За год до набора ФГОСовских 5-ых классов для преподавателей были организованы курсы по технологии учебного исследования. В ходе обучения на курсах преподаватели не только обучались основам учебного исследования, но и разрабатывали рабочие тетради для своих будущих учеников. На заключительной стадии курсов преподаватели сами попробовали провести учебное исследование по самостоятельно разработанным материалам, тетрадям исследователя. Это дало им возможность представить себя в роли обучающихся, закрепить полученные на курсах знания и провести анализ и коррекцию своих трудов.
В училище прием ведется с 5 класса. В него принимаются обучающиеся общеобразовательных учреждений со всех уголков России. В условиях перехода на ФГОС вновь принятые суворовцы имеют различный опыт по осуществлению учебно-исследовательской и проектной деятельности. Поэтому разработанные курсы в разных предметных областях по «Основам учебного исследования» в рамках внеурочной деятельности являются особенно актуальными.
Мне хотелось подробней остановиться на своем опыте создания курса «Юный лингвист» в рамках внеурочной деятельности. Я как преподаватель немецкого языка, хотела связать учебное исследование с изучением иностранных языков. Свой первый опыт по ведению учебного исследования был представлен программой «Юный лингвист».
В ходе реализации программы суворовцы приобретают опыт творческой и поисковой деятельности в процессе освоения таких способов познавательной деятельности, как учебно-исследовательская и проектная деятельность в индивидуальном режиме и сотрудничестве.
В контексте формирования системы личностных отношений, способности к самоанализу и самооценке, эмоционально-ценностного отношения к миру, происходящих на второй ступени, внимание суворовцев акцентируется на стремлении к взаимопониманию людей разных сообществ, осознании роли иностранного языка как универсального средства межличностного и межкультурного общения практически в любой точке земного шара; на формировании положительного отношения к иностранному языку, культуре народов, говорящих на нем; понимании важности изучения иностранных языков в современном мире и потребности пользоваться ими, в том числе и как одним из способов самореализации и социальной адаптации.
Дальнейшее накопление лингвистических знаний позволяет суворовцам не только умело пользоваться иностранным языком, но и осознавать особенности своего мышления на основе сопоставления иностранного языка с русским; формировать знания о культуре, реалиях и традициях стран, говорящих на иностранном языке, представлений о достижениях культуры своего и других народов в развитии общечеловеческой культуры.
Программа рассчитана на одно полугодие — 19 часов (1 час в неделю).
Способы проверки результатов освоения программы проводится в форме презентации исследовательских работ суворовцев на мини-конференциях, где отражается результат их деятельности.
Содержание программы включает в себя следующие темы:
Тема 1. Что такое исследование? — 1 ч.
Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске.
Знать: исследовательские способности, пути их развития.
Уметь: находить значимые личностные качества исследователя.
Тема 2. Тема, предмет, объект исследования? — 2 ч.
Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.
Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования.
Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы.
Тема 3. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. — 1 ч.
Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.
Знать: что такое «проблема исследования».
Уметь: видеть проблему.
Тема 4. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку). — 3 ч.
Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Работа с картотекой. Выбор литературы.Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, индекс, библиографическая группировка; элементы библиографического описания: область заглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений. Справочная литература (энциклопедии, словари — типы словарей); библиографические пособия и материалы. Технология работы с ними.
Знать: правила и способы сбора материала.
Уметь: находить и собирать материал по теме исследования; пользоваться способами фиксации материала.
Тема 5. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы). — 1 ч.
Развивать умение правильно задавать вопросы. Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы. Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если…
Знать: как создаются гипотезы.
Уметь: создавать и строить гипотезы.
Тема 6. Цели и задачи исследования — 1 ч.
Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования.
Знать: ответ на вопрос — зачем ты проводишь исследование?
Уметь: ставить цели и задачи исследования.
Тема 7. Организация исследования (практическое занятие) — 3 ч.
Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными методами исследования: подумать самостоятельно; посмотреть книги о том, что исследуешь; спросить у других людей; познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования; обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.
Знать: методы исследования.
Уметь: использовать методы исследования при решении задач исследования.
Тема 8. Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите — 1 ч.
Составление плана подготовки к защите проекта. Сообщение, доклад.
Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании.
Знать: правила подготовки сообщения.
Уметь: планировать свою работу «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и др.
Тема 9. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. — 2 ч.
Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ.
Тема 10. Презентации проектов суворовцев. — 1 ч.
Выставка творческих работ. Презентации проектов суворовцев.
Тема 11. Анализ исследовательской деятельности. — 1 ч.
Подведение итогов исследовательской деятельности суворовцев. Работа над умением анализировать и делать выводы.
Тема 12. Резервные занятия. — 2 ч.
Каждой теме посвящены разделы тетради «Юного лингвиста». Каждая страница тетради разделена на две части в верхней части представлено пространство для работы «юных исследователей», в нижней части дана теория по тому или иному разделу. Кроме того, мною было разработано приложение к каждому разделу исследовательской работы, в котором представлены упражнения для формирования умений формулировать основные понятия исследовательской работы.
В первом полугодии, например, суворовцы работали по теме «Заимствованные слова в русском языке». Индивидуально работая над одной темой, пятиклассники заинтересовались совершенно разными аспектами, связанными с заимствованными словами. Например, такими как: заимствованные слова в русском языке из немецкого языка; заимствования из французского языка; в какую сферу жизни человека больше всего пришло германизмов; в каком веке больше всего пришло германизмов в русский язык и с чем это связано и т. п.
В ходе своих исследований суворовцы учились формулировать тему, цель и задачи исследования, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать ее, строить графики, высчитывать процентное соотношение найденных слов в словарях. Кроме того, они получают большой опыт в презентации своих исследовательских работ на конференции, выступая на мини конференциях, организованных в училище на предпоследнем занятии курса. В завершении работы у суворовца остается продукт его деятельности «Тетрадь исследователя» и оценочный лист метапредметных результатов.
В следующем полугодии суворовцы могут выбрать курс основ технологии исследовательской деятельности в другой предметной области.
Пройдя несколько курсов, суворовцы-выпускники несомненно буду готовы к проведению индивидуального учебного исследования или учебного проекта.
Литература:
- Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. — URL: http://минобрнауки.рф/documents/336 (07.04.2016)
- Савенков А. И. Я — исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников Самара: Издательство «Учебная литература», 2013. — 32 с.
- Савенков А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. — 224 с.
- Савенков А. И. Исследовательская практика: организация и методика // Одарённый ребёнок. — 2005. — № 1. — с. 30–33.