Основы духовно-нравственной культуры народов России: задачи и приоритеты | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 23.04.2016

Статья просмотрена: 13220 раз

Библиографическое описание:

Иванова, С. А. Основы духовно-нравственной культуры народов России: задачи и приоритеты / С. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.5 (112.5). — С. 25-28. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28633/ (дата обращения: 18.12.2024).



Без памяти — нет истории, без истории — нет культуры, без культуры — нет духовности, без духовности — нет воспитания, без воспитания — нет Человека, без человека — нет народа.

В. А. Караковский

Современная жизнь, свидетельствуют о кризисе ценностных ориентаций общества, в котором мы живем. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Наблюдается спад уровня духовной культуры общества и, в частности, подрастающего поколения: привлекательной становится «лёгкая культура», освоение которой не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, утрачено чувство благодарения, низкая культура человеческих чувств.

Возрождение России связано с решением многих проблем: политических, экономических, социальных, и, прежде всего, Возрождение России связано с воспитанием человека, формированием у него духовно-нравственных качеств. Сегодня государственная политика как никогда ориентирует на необходимость усиления внимания к вопросам воспитания подрастающего поколения (Национальная доктрина образования РФ), о чем говорят выступления и публикации ведущих специалистов педагогики: Ш. А. Амонашвили, Е. П. Белозерцева, Е. В. Бондаревской, А. Я. Данилюка, В. А. Караковского, А. М. Кондакова, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, В. Д. Шадрикова, Н. Е. Щурковой и др.

Именно поэтому, опираясь на распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года № 84-р, с сентября 2012–2013 учебного года во всех субъектах Российской Федерации проводится система мероприятий внедрения комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики». Данный курс имеет несколько модулей. Один из модулей, новая предметная область, «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» продолжает формирование у обучающихся представлений о светской этике, традиционных религиях России, своего родного края, продолжается разговор о их роли в культуре, истории и современности в нашей стране.

К элементам, входящим в основу духовной культуры, принято относить идеалы, смыслы, образы, нравственные традиции. Последние в наиболее широком смысле понимаются как способы организации совместной деятельности, устойчиво сохраняющие собственные характеристики на протяжении многих поколений. И в этом отношении искусство, мировая художественная культура, философия, наука и религия, как культура духовной деятельности тоже являются традицией. Духовно-нравственную культуру России также невозможно себе представить и без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

В настоящее время воспитание личности рассматривается как одна из важнейших государственных задач, этому отдается безусловный приоритет на всех уровнях образования.

Цель и конечный результат деятельности и нашего училища видится сегодня не только в «знаниях по предмету», умениях и навыках, компетенциях, но прежде всего в обретении подрастающими поколениями нравственной опоры, нравственного фундамента, содержащего основные ценности и нормы человеческой цивилизации и нашего общества, воспитание ответственного, инициативного, компетентного гражданина своей страны. При этом следует понимать, что духовно-нравственная культура — это не просто новый предмет, не отдельная дисциплина — это непрерывный процесс становления мировосприятия, мироощущения, развитие сферы чувств, формирование мировоззрения.

Необходимо учитывать значимую роль религии в развитии человеческой цивилизации и в современности, общую религиозную ситуацию, складывающуюся сегодня в мире, в России в целом и в российском образовании в частности. Новый предмет призван сыграть в этом важную роль. Ведь культурные, в том числе религиозные, традиции необходимо изучать из уважения к своему и другим народам, чтобы избегать разного рода недоразумений и конфликтов, возникающих из-за незнания и непонимания духовных ориентиров и убеждений друг друга и связанных с ними традиций. Чтобы понять, почему люди в конкретном случае поступили так, а не иначе, нужно знать нравственные законы и принципы, которыми они руководствуются в жизни. Общаясь с человеком, важно учитывать, что для него важно, свято, как он может понять и интерпретировать те или иные наши поступки или слова. Нормы человеческого общежития требуют взаимного уважения и уступчивости. Но наряду с умением избегать конфликтов важно и сохранение своего достоинства, своего «я», наличие твердых принципов и убеждений, не позволяющих человеку поступаться своей совестью, предавать личные, семейные, национальные, государственные интересы, идеалы и ценности.

Чтобы ориентироваться в содержании курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и успешно реализовывать задачи курса, учитель должен иметь представление о главных ценностях тех религий, которые являются традиционными для России: православия, ислама, иудаизма, буддизма.

Новый предмет, введенный в нашем училище для обучающихся в 5 классе, не рассматривается в учебном процессе обособленно, в отрыве от других учебных предметов и вне системы нравственного воспитания в целом. Для выстраивания горизонтальных связей между различными предметными областями, на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России» связывается воедино: представления о происхождении жизни на Земле, о человеке, о географии, о культуре древних цивилизаций, о «взрослении» человечества, т. е. об эволюции этических общественных норм и духовности, в том числе и религии.

Новый предмет является также средством формирования у обучающихся поликультурной компетентности. Содержание поликультурной компетентности включает принятие человеком культурного и религиозного разнообразия мира, доброжелательное отношение к любой культуре и ее носителям. Это значит, что в результате изучения данного курса, обучающиеся должны понимать, что каждая духовная культура имеет собственный контекст, ни одна культура не может быть лучше или хуже другой, все духовные культуры обладают значимым для развития человечества ценностным содержанием.

Именно пространство культуры может создать условия для первичного знакомства обучающихся со смыслом и значением ценностей светской этики и религиозных культур, приобщению обучающихся к решению вечных вопросов человечества: что есть добро и зло? В чем смысл человеческой жизни? Для чего человек приходит и живет в этом мире, каково его предназначение в нем? Как можно прожить свою жизнь? В чем ценность человеческой жизни и бытия?

Стержнем гражданского воспитания является воспитание патриотизма. В стенах военного суворовского училища — это главный приоритет. Освоение национальной культуры в общем контексте мировой культуры, знание истории своей страны, понимание национальных традиций и обычаев и уважение к ним, любовь к Родине — все это проявляется в активной гражданской позиции, чувстве гордости. Любовь к Родине означает умение использовать свои знания о ней в качестве аргумента в процессе анализа тех или иных исторических и современных событий. Любовь к Родине — это и готовность защищать ее от любых посягательств, служить ей.

Таким образом, на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России» постоянно и систематически затрагиваются традиционные источники нравственности, а именно:

− патриотизм (любовь к России, любовь к своему народу, любовь к своей малой родине; служение Отечеству);

− гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, свобода совести и вероисповедания);

− семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

− труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

− традиционные российские религии (православное христианство, ислам, иудаизм, буддизм).

Учитывая светский характер нашего училища, ценности традиционных российских религий присваиваются обучающимся в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах:

− искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

− природа (жизнь, зарождение жизни на земле, родная земля, планета Земля);

− гуманизм (человеколюбие, мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

По духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся уже сегодня на занятиях «Основы духовно-нравственной культуры народов России» применяются различные формы деятельности:

− «Воздушный бой» (философские и этические вопросы и поиск ответов на вопросы самими учащимися);

− «Опишите своего однокурсника» — сюжетно-ролевая игра: назови качества, которыми должен обладать человек, чтобы считаться твоим другом, заслужить твое доверие, вызвать симпатию и уважение;

− «Верность слову» — деловая игра;

− «Кто создал правила человеческого поведения?», «Как мы выглядим?», «Кто такие эгоисты?» — этические беседы на заданные темы;

− «Что в дружбе главное?», «Отважные герои Руси» — информационные и исследовательские проекты;

− «Словарь нравственных понятий и терминов» — работа над терминами и понятиями, через составление словаря терминов: «Православное христианство», «Ислам», «Иудаизм», «Буддизм»;

− идет приобщение обучающихся к хоровому и сольному пению, к совместному слушанию музыки, классической, духовной и народной, размышлению о ней;

− чтению различных текстов, смысловое чтение, с умением анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства и мысли;

− учащиеся знакомятся с образцами устного народного творчества, пословицами, поговорками, высказываниями великих людей народов мира, древними легендами, притчами, историческими документами.

На своих занятиях по «Основам духовно-нравственной культуры народов России» я пытаюсь использовать следующие принципы методической работы:

− наглядность, доступность, научность, интеграцию;

− активизировать познавательный интерес учащихся к изучению основ духовной культуры народов России, своему родному краю.

Наглядный метод включает в себя иллюстративный рассказ (лекция, беседа, беседа-диалог) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов (рисование).

Словесный метод — это метод, при котором обязательно чтение литературных произведений, фрагментов из Библии, Корана, притчей с последующим обсуждением и творческим заданием; анализ поэтического или прозаического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов.

Практический метод — это организация продуктивной деятельности учащихся.

Какие же результаты (предполагаемые результаты) должны быть по окончании проведенного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

Прежде всего — это приобретение морально-этических ценностей и понимание учащимися истоков материальной и духовной культуры народов России. Усвоение обучающимся добродетели, направленность и открытость обучающегося к видению добра, формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям, потребность к сопереживанию, воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном и бескорыстном служении на благо Отечества; формировании понятий и таких ценностей как любовь, вера, надежда, долг, честь, Родина. А также приобщение к опыту православной культуры и культуре других мировых религий народов России, ответственность за свои дела и поступки, умение жить по законам гармонии и красоты.

Подростки, наши воспитанники, чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, уметь проявлять сочувствие, честно и вовремя признавать свои ошибки. Надо быть трудолюбивым, уметь удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, главное, что все эти качества должны закладываться уже сегодня. Очень важно воспитывать в сегодняшнем ученике доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром, ведь по настоящему нравственно-духовный человек всегда стремиться к истине, добру и красоте.

Литература:

  1. Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. Программа к курсу учебника «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» // М.: «Русское слово», 2012.
  2. Сахаров А. Н., Кочегаров К. А. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России» // М.: «Русское слово», 2012.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // М: Просвещение, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): культура, Россия, любовь, светская этика, ценность, поликультурная компетентность, родной край, Российская Федерация, человеческая жизнь, человеческая цивилизация.


Похожие статьи

Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы

Проблемы нравственно-духовного образования: пути их решения

Соотношение светской и религиозной культуры в Республике Казахстан: традиция и современность

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Историко-теоретические особенности социализации российского права

Местное самоуправление в политической системе современной России: состояние и проблемы функционирования

Научная картина мира: сущность, функции и исторические формы

Исследование проблем: современное состояние и перспективы развития криминологии в России

Этнический бизнес, диаспоры и государство: к вопросу о взаимоотношениях в современной России

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Похожие статьи

Теория и практика профориентации в России: проблемы и перспективы

Проблемы нравственно-духовного образования: пути их решения

Соотношение светской и религиозной культуры в Республике Казахстан: традиция и современность

Философско-методологические аспекты интегративных курсов в профессиональном образовании: закономерности построения и функционирования

Историко-теоретические особенности социализации российского права

Местное самоуправление в политической системе современной России: состояние и проблемы функционирования

Научная картина мира: сущность, функции и исторические формы

Исследование проблем: современное состояние и перспективы развития криминологии в России

Этнический бизнес, диаспоры и государство: к вопросу о взаимоотношениях в современной России

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Задать вопрос