Тематика, проблематика и жанр экологических материалов на страницах Иркутских областных газет (контент-анализ) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экология

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 16.04.2016

Статья просмотрена: 1104 раза

Библиографическое описание:

Бельская, О. Г. Тематика, проблематика и жанр экологических материалов на страницах Иркутских областных газет (контент-анализ) / О. Г. Бельская, В. Р. Шикуева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 472-475. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28636/ (дата обращения: 18.12.2024).



На сегодняшний день в региональных СМИ публикуется около 30 материалов в месяц на экологическую тему. Анализ СМИ Иркутской области позволил сделать вывод о том, что материалы данной тематике, в основном, информационных жанров, которые не дают возможности «углубиться» в проблему.

Ключевые слова:экология, СМИ, жанры.

Тематика, проблематика и жанр экологических материалов в СМИ ярко свидетельствуют о насыщенности медиапространства публикациями, освещающими экологическую проблематику. Для выявления количественных и качественных параметров таких публикаций нами был проведен контент-анализ иркутских СМИ за последний квартал 2014 года с целью определить:

– каковы жанры этих материалов;

– какие иркутские СМИ чаще всего публикуют материалы экологической направленности;

– количество таких публикаций в СМИ;

– можно ли выявить круг журналистов, специализирующихся на экологической тематике;

– какие экологические проблемы в основном поднимаются.

Благодаря предоставленной возможности аналитического центра администрации губернатора Иркутской области нам удалось провести контент-анализ публикаций экологической тематики с октября по декабрь 2014 года. Было проанализировано 85 опубликованных и вышедших в эфир материалов экологической тематики в разных видах СМИ Иркутской области. По количественному составу можно сказать, что в среднем публикуется около 30 материалов экологической тематики. Так в октябре было опубликовано 26 материалов, в ноябре — 32, и в декабре 27 журналистских материалов.

По жанровому составу среди них:

35 — заметок или информационных материалов, 25 — расширенных заметок и информационных корреспонденций, 18 — репортажей (из них 10 — телевизионных), 4 — интервью, 2 — обзора, 1 — обращение (рис.1).

Рис. 1.

Таким образом, полученный результат позволяет сделать вывод, что излюбленный жанр для освещения экологической темы — это информационный жанр. Почти нет аналитики и художественной публицистики, которые требуют глубокого погружения в тему, поиск достаточного количества убедительных аргументов, владение художественным слогом.

По видам СМИ:

Материалы экологической тематики были опубликованы

– в 8 областных газетах (Восточно-Сибирская правда, Областная, Байкальские вести, Сибирский энергетик, Номер-Один, Копейка и в региональных приложениях газет «Московский комсомолец», «Комсомольская правда»);

– в 11 городских газетах («Иркутск», «Шелеховский вестник», газеты г. Братска «Знамя» и «Единство действий», «То, что надо» и «Черемховский рабочий» — г. Черемхово, Свирская энергия — г. Свирск, «Байкал новости» — г. Байкальск, «Компас» — г. Тулун, «Время» — г. Ангарск, «Усольские новости» и «Городская газета» — г. Усолье-Сибирское);

– в 5 районных газетах («Земля Усольская», «Саянские зори» — Зиминский район, «Свет октября» — Нукутский район, «Вестник района» — Саянский район, «Черемховские новости» — соответственно Черемховский район).

Также 10 информационных агентств (Ирк.ру, Бабр, Сибирские новости, Сибинформ, Ирсити.ру, Байкал24, БайкалМедиаКонсалтинг, СибИНФО, БГ-Иркутск, ГлобалСиб) и 4 телевизионных иркутских канала (ГТРК-Иркутск, АИСТ, АС Байкал ТВ, НТС) также освещали материалы экологической тематики (рис.2).

Рис. 2.

По количеству материалов лидировали из областных газет — «Областная» (7 материалов), из городских «Знамя» (г. Братск) — (6 материалов), из районных не было лидеров, из информационных агентств — Сибирские новости (5 материалов), из телеканалов — ГТРК «Иркутск» (4 репортажа).

Что же касается авторства материалов, лишь четверть из них были подписаны журналистами. В то время как в трех четвертях материалов автор не был указан. Авторство указывается в основном в таких жанрах как репортаж, интервью, обзор, информационная корреспонденция и расширенная заметка. Среди авторов, чьи материалы экологической тематики были опубликованы больше одного раза — Наталья Кучинская (газета «Знамя» — г. Братск) и Алексей Литвинцев («Комсомольская правда-Байкал»). Также среди журналистов, освещающих экологическую тему: Юлия и Иван Мамонтовы (газета «Областная»), Алена Махнева, Елена Постнова, Мария Панарина (газета «Восточно-Сибирская правда»), Наталья Антипина, Арнольд Ларионов, Ирина Ружникова (газета «Байкальские вести»), Яна Шутова и Петр Иноземцев (газета «Иркутск»). Из городских газет — Наталья Астахова (газета «Компас» — Тулун), Наталья Ожогина (ангарская газета «Время»), Андрей Шрамко («Городская газета» — Усолье Сибирское), Василий Бурдуковский (газета «Шелеховский вестник»), и В. Моргулис — районная газета «Саянские зори» — Зиминский район.

Чему же были посвящены эти публикации, и что было в фокусе внимания иркутских СМИ в экологической сфере.

В числе экологических тем лидирует тема Байкала в самом широком контексте (загрязнения Байкальской природной территории, соблюдение закона о Байкале, утилизация отходов БЦБК, уникальность озера Байкал и и необходимость ее сохранения, развитие экологического туризма на Байкале) — всего таких материалов было опубликовано 18.

На втором месте по освещаемости в иркутских СМИ экологическое состояние г. Братска — 11 материалов.

На третьем — в целом экологическая ситуация в Иркутской области. Это и экологичность технологий новых промышленных и гражданских объектов в Иркутской области, и загрязнение воздуха, и место в российских экологических рейтингах, и развитие Байкальского региона — 8 материалов (рис.3).

Рис. 3.

Экологические муниципальные программы в Черемхово, Ангарске, Тулуне, Свирске, в Саянском районе стали предметом — 8 журналистских материалов. В отдельную тему было выделена работа очистных сооружений в г. Иркутске, Шелехове, Усолье Сибирском — 4 материала. Актуальными темами стали:

– деятельность АЗС, качество бензина, загрязнение ОС (окружающей среды) — 4 материала;

– отлов и содержание бездомных животных — 4 материала;

– лесные запасы и обеспечение дровами — 4 материала;

– торфяные пожары — 2 материала;

– запрет на промышленный лов рыбы — 2 материала;

– экологическая игра «Чистый мир» — 2 материала;

– а также стихийные парковки автотранспорта во дворах и на детских площадках (1), российско-американское сотрудничество в области экологии (1) и другие темы.

Таким образом, проведя контент-анализ иркутских СМИ за три месяца 2014 года, мы пришли к выводу, что экологическая тема является одной из актуальных и освещаемых тем — в среднем 30 материалов в месяц. Наиболее обсуждаемой и востребованной по-прежнему является тема Байкала. Что же касается злободневности темы — наиболее остро она стоит в Братске, который еще в конце 90-ых годов был объявлен зоной экологического бедствия. Значит, острота проблемы по-прежнему сохраняется. Из жанрового разнообразия чаще всего журналисты используют информационные жанры, в то время как аналитические и художественно-публицистические жанры в этой теме почти не представлены. Что же касается авторских материалов, их четверть из всех рассмотренных, в трети материалов фамилия журналиста не указана. Это, на наш взгляд, также говорит о качественных изменениях журналистских материалов экологической тематики.

Основные термины (генерируются автоматически): материал, экологическая тематика, Байкал, Братск, Иркутская область, газета, СМИ, Тулун, Зиминский район, экологическая тематика были.


Ключевые слова

Экология, СМИ, жанры

Похожие статьи

Культурная проблематика в сетевых районных изданиях Белгородской области

В статье авторы пытаются определить культурную проблематику и жанровое разнообразие публикаций в сетевых изданиях.

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах с использование материалов СМИ как средство повышения уровня экологической культуры школьников

В статье поднимаются вопросы использования материалов СМИ для развития знаний учащихся 8-х классов по экологической безопасности при изучении школьного курса ОБЖ.

Сравнительно-сопоставительный анализ сайтов районных изданий Приволжского федерального округа в современной медиасистеме

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения функционирования сайтов районных изданий с целью увеличения их посещаемости и привечения потенциальных рекламодателей, так как на смену традиционным СМИ приходят, а в некоторых случаях у...

Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах

В статье поднимаются вопросы использования материалов СМИ для развития знаний учащихся 8-х классов по экологической безопасности при изучении школьного курса ОБЖ.

Информационная повестка региональных СМИ при освещении деятельности губернаторов в условиях кризисной ситуации

В статье раскрыты причины в трансформации информационной повестки за последние два года. Отмечено, что информационная повестка — важнейший инструмент, который влияет на общественное и политическое сознание в современных условиях политико-коммуникатив...

Вербальные средства представления политического конфликта в немецких СМИ

Целью данной работы является анализ лингвистических средств представления политических конфликтов в немецких СМИ. В данной статье рассматриваются особенности вербальной коммуникации в ситуациях политического конфликта в немецких статьях и анализируют...

Прагматическая составляющая текстов политической рекламы как одного из видов коммуникативной деятельности

В статье освещается вопрос прагматической направленности современных рекламно-политических текстов. Представлен анализ фрагментов текстов предвыборных программ политических партий на предмет выявления в них реализации коммуникативной функции.

Исследование предпочтений студентов к виду транспорта

В данной статье рассмотрены результаты выборочного наблюдения на тему «Исследование предпочтений студентов к виду транспорта». Актуальность темы неоспорима, т.к. транспорт играет значительную роль в нашей жизни.

Проблемы развития агролесоводства в России и на Африканском континенте

Использование агролесоводства в промышленных масштабах, как научная проблематика известна давно, чему свидетельством большой объем научных работ по данной тематике. Однако стоит отметить, что долгое время эта проблематика интересовала в большей степе...

Похожие статьи

Культурная проблематика в сетевых районных изданиях Белгородской области

В статье авторы пытаются определить культурную проблематику и жанровое разнообразие публикаций в сетевых изданиях.

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах с использование материалов СМИ как средство повышения уровня экологической культуры школьников

В статье поднимаются вопросы использования материалов СМИ для развития знаний учащихся 8-х классов по экологической безопасности при изучении школьного курса ОБЖ.

Сравнительно-сопоставительный анализ сайтов районных изданий Приволжского федерального округа в современной медиасистеме

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью изучения функционирования сайтов районных изданий с целью увеличения их посещаемости и привечения потенциальных рекламодателей, так как на смену традиционным СМИ приходят, а в некоторых случаях у...

Использование материалов СМИ для развития знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8-х классах

В статье поднимаются вопросы использования материалов СМИ для развития знаний учащихся 8-х классов по экологической безопасности при изучении школьного курса ОБЖ.

Информационная повестка региональных СМИ при освещении деятельности губернаторов в условиях кризисной ситуации

В статье раскрыты причины в трансформации информационной повестки за последние два года. Отмечено, что информационная повестка — важнейший инструмент, который влияет на общественное и политическое сознание в современных условиях политико-коммуникатив...

Вербальные средства представления политического конфликта в немецких СМИ

Целью данной работы является анализ лингвистических средств представления политических конфликтов в немецких СМИ. В данной статье рассматриваются особенности вербальной коммуникации в ситуациях политического конфликта в немецких статьях и анализируют...

Прагматическая составляющая текстов политической рекламы как одного из видов коммуникативной деятельности

В статье освещается вопрос прагматической направленности современных рекламно-политических текстов. Представлен анализ фрагментов текстов предвыборных программ политических партий на предмет выявления в них реализации коммуникативной функции.

Исследование предпочтений студентов к виду транспорта

В данной статье рассмотрены результаты выборочного наблюдения на тему «Исследование предпочтений студентов к виду транспорта». Актуальность темы неоспорима, т.к. транспорт играет значительную роль в нашей жизни.

Проблемы развития агролесоводства в России и на Африканском континенте

Использование агролесоводства в промышленных масштабах, как научная проблематика известна давно, чему свидетельством большой объем научных работ по данной тематике. Однако стоит отметить, что долгое время эта проблематика интересовала в большей степе...

Задать вопрос