Районный суд в настоящее время является наиболее востребованным органом судебной власти, поскольку к его компетенции отнесены и гражданские, и уголовные, и административные дела, которые он рассматривает в качестве суда первой и второй инстанции.
Районные суды в качестве суда первой инстанции рассматривают и разрешают гражданские дела, подведомственные судам, не отнесенные ГПК РФ к компетенции мировых судей, областного и приравненного к нему суда, а также Верховного суда РФ.
Аналогичная ситуация и с подсудностью уголовных дел районному суду. Районные суды в качестве суда первой инстанции рассматривают и разрешают уголовные дела, не отнесенные УПК РФ к компетенции мировых судей, областного и приравненного к нему суда, а также Верховного суда РФ (ч. 2 ст. 31 УПК РФ).
Подсудность дел об административных правонарушениях районному суду регулируется ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ.
Районный суд создается федеральным законом в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. Он может быть создан также в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.
Примером создания районного суда, территория которого охватывает один населенный пункт, может быть Федеральный закон от 29 июня 2010 г. N 129-ФЗ «О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Приморского края», упразднивший Уссурийский городской и Уссурийский районный суды. Относящиеся к их ведению вопросы осуществления правосудия переданы в юрисдикцию вновь созданного Уссурийского районного суда, деятельность которого осуществляется в Уссурийском городском округе.
Районные суды образуются в каждом районе, в городах могут быть также городские, межрайонные суды, созданные и действующие на правах районных судов. В сельских районах обычно создается один суд на район и город (районный центр).
Федеральным законом о создании районного суда должны быть разрешены вопросы: о наименовании создаваемых судов; о том, на какие существующие административно-территориальные образования распространяется юрисдикция районного суда.
Организационные мероприятия, связанные с исполнением федеральных законов о создании и об упразднении районных судов, осуществляются Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, финансируются за счет средств федерального бюджета. В связи со значительным объемом работы по организации деятельности районного суда, день начала деятельности районного суда устанавливает президиум Верховного Суда РФ соответствующего субъекта РФ.
Длительное время в российской правовой практике районный суд воспринимался в качестве первого и основного звена судов общей юрисдикции, в который может обратиться любой гражданин или иной субъект за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Однако данное утверждение является правомочным лишь в отношении его полномочий в качестве суда первой инстанции, которые достаточно широки по отношению к иным органам данной ветви власти.
Основным видом деятельности районного суда выступает отправление правосудия в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательными актами. В частности, он осуществляет рассмотрение дел в качестве суда первой и второй инстанции. Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. Деятельность в качестве суда второй инстанции предполагает пересмотр судебных актов в апелляционном и кассационном порядке. Однако, ч. 4 ст. 34 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» предусматривает, что районный суд рассматривает апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района. Таким образом, закон констатирует ограниченность полномочий суда второй инстанции лишь возможностью обжалования не вступивших в законную силу судебных актов, принятых по существу спора мировыми судьями.
Несмотря на наличие ограничения полномочий в части пересмотра судебных решений, закон относит к компетенции районного суда и иные полномочия, которые прямо предусмотрены действующим законодательством. Действующее законодательство, например, предоставляет районному суду возможность обращаться в Конституционный суд РФ. Районный суд вправе обратиться на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле. Он в соответствии с федеральным законом рассматривает дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Представляется закономерным и целесообразным не ограничивать сферу деятельности районного суда исключительно возможностью обращения в Конституционный суд РФ, поскольку в его деятельности возникает потребность и необходимость направления соответствующего запроса и в конституционный (уставный) суд субъекта РФ при его наличии.
Существенное значение в положении районного суда в системе судов общей юрисдикции, является тот факт, что он является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией в отношении мировых судей, т. е. именно их судебные акты могут быть обжалованы в апелляционном порядке в районный суд. Юрисдикция районного суда в данном случае имеет территориальные ограничения — районный суд вправе рассматривать заявления и жалобы, поданные на действия и решения мировых судей, осуществляющих деятельность в пределах соответствующего судебного района. Одновременно, районный суд является не только непосредственно вышестоящей, но также и непосредственно нижестоящей судебной инстанцией по отношению к суду соответствующего субъекта РФ, т. е. он одновременно может выступать в качестве органа власти, в который обжалуются действия и решения мировых судей, а также органа, решения и действия судей которого обжалуются в суд более высокого уровня — верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области или автономных округов.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). Российская газета. 1993. N 237.
- Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1.
- Арбитражный процесс: Учебник / Отв. ред. В. В. Ярков. М., 2010.
- Баглай М. В., Туманов В. А. Малая энциклопедия конституционного права. — М.: Бек, 1998 г.
- Дмитриев Ф. М. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от Судебника до Учреждения о губерниях. М., 1899.
- Жуйков В. М. Теоретические и практические проблемы конституционного права на судебную защиту. Автореферат дисс.... докт. юрид. наук. М., 1997. С. 6.