Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Родионова, В. И. Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями / В. И. Родионова, С. В. Нотченко, Е. А. Сутайкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 856-858. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28687/ (дата обращения: 15.11.2024).



Социальная работа представляет собой профессиональную деятельность, направленную на организацию помощи и взаимопомощи индивиду и отдельным категориям населения, попавшим в трудную жизненную ситуацию, их психосоциальную реабилитацию и интеграцию с обществом. Профессиональная деятельность специалистов в данной области способствует положительным изменениям в обществе, разрешению проблем и конфликтов между людьми, содействует укреплению способностей к полному функционированию в обществе и повышению их уровня благополучия. Используя теории поведения человека и общественных систем, специалисты сферы социальной работы способствуют взаимодействию людей с их окружением различными методами [1, с. 91].

В области социальной работы выделяют множество методов, нацеленных на помощь человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Методы социальной работы включают социальную реабилитацию. Это комплекс мероприятий, направленных на восстановление не только нарушенных или утраченных функций организма, в результате инвалидности, но и самой жизни человека в социальной среде, изменение условий существования в ней, которые были нарушены вследствие каких-либо объективных или субъективных причин, приведших к инвалидности. Инвалидность определяется как ограничение в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными отклонениями, в результате чего появляются барьеры, не позволяющие инвалиду существовать в обществе и участвовать в его развитии наравне с другими полноценными членами общества. Инвалидность лишает человека возможности его интеграции с обществом. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), 10 % населения Земли являются в той или иной степени инвалидами [2].

Процесс социальной реабилитации во много зависит от соблюдения некоторых принципов. Одним из таких принципов является комплексность. Комплексная социальная реабилитация оказывается на нескольких уровнях: профессионально-трудовом, психологическом, социально-ролевом, бытовом, правовом и медицинском. Также социальная реабилитация оказывается различным категориям людей, которые нуждаются в помощи. И в связи с этим выделяют социально-реабилитационную деятельность, направленную на восстановление: пожилых людей, военнослужащих, лиц, вернувшихся из мест лишения свободы, а также инвалидов и детей с ограниченными возможностями.

Социальная помощь людям с ограниченными возможностями — это одно из приоритетных направлений социальной политики государства [3]. При лечении и профилактике заболеваний применяют как традиционные и нетрадиционные методы в рамках социальных технологий. В последние годы отмечается повышение заинтересованности различных специалистов, причем как отечественных, так и зарубежных, в расширении методов и способов реабилитации детей и взрослых с ограниченными возможностями. К таким методам относятся: восстановительное и санаторно-курортное лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование, физиотерапия, лечебная физкультура (ЛФК), грязелечение, психотерапия. Одним из направлений социальной психотерапии является анималотерапия. Это психотерапия с использованием животных. Анималотерапия в свою очередь подразделяется на: дельфинотерапию, канистерапию (с использованием собак), анимаотерапия с помощью домашних животных (обычно млекопитающих, таких как кошек, морских свинок, хомячков, кроликов и других), а также иппотерапия, о которой далее и пойдет речь. Уникальность анималотерапии в том, что многое при лечении зависит от тонкостей регуляции взаимодействия с пациентом со стороны животного, контроля своих движений и ориентирования на индивидуальные особенности пациента [4]. Термин «иппотерапия» появился недавно и происходит от греческого слова hippos — лошадь. В действительности, иппотерапия есть форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации служит лошадь. Важно отметить, что лечебная верховая езда рассматривается специалистами как многофункциональный метод реабилитации, позволяющий учитывать как психологический, так и физиологический фактор состояния здоровья человека. Дело в том, что данный метод «оказывает комплексное позитивное воздействие не только на физический статус пациента, но и на его психоэмоциональное состояние, способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, социализации, а также формированию гармоничных отношений с миром. Повышается мотивация и усиливается стремление к достижению положительных результатов. Именно по этим сочетаниям и создается уникальный терапевтический эффект, присуще именно данному методу» [5, с. 61].

На сегодняшний день методы иппотерапии могут быть направлены на лечение опорно-двигательной системы (ДЦП, полиомиелит, сколиозы I и II степени), патологий центральной и периферической нервной систем, заболеваний сердечно-сосудистой системы, расстройств психо-эмоциональной сферы, нарушений умственного развития и психологических патологий (Синдром Дауна, аутизм). Например, возьмем статистику за 2012–2015 г. конного клуба на территории Белоруссии. В результате применения методов иппотерапии у пациентов наблюдалось позитивная динамика. Так лечению были подвергнуты 200 клиентов, которые имели ДЦП в спастических и других формах, задержку психического развития (ЗПР), признаки эпилепсии, онкологии и других заболеваний.

Как положительные последствия, у пациентов проявились улучшения координации движений и равновесия — у 52 чел. с диагнозом ДЦП и снижение или увеличение мышечного тонуса — у 57 чел с диагнозом ДЦП. Снижение возбудимости проявилось у людей с диагнозом ДЦП и ЗПР- 49 и 15 чел соответственно. Также наблюдалось и уменьшение простудных заболеваний — у 62 чел. У 43 пациентов были выявлены попытки ходить самостоятельно или с поддержкой, у тех, кто ранее не передвигался и имел затруднения с этим. Также у 52 человек были отмечены стремления к новым двигательным навыкам, таким как ползание, посадка, у тех, кто ранее плохо двигался. У 30 пациентов было отмечены улучшения в развитии речи. Позитивное влияние верховой езды на больных было известно еще в древности. Еще Гиппократ (V в. до н. э.) определял верховую езду как «природные упражнения» и отмечал, что больные быстрее идут на поправку, когда занимаются верховой ездой. Знаменитый врач так же утверждал, что помимо общеукрепляющего эффекта у пациентов наблюдается и психологический эффект, поэтому советовал ездить верхом меланхоликам, чтобы избавиться от грустных и негативных мыслей и получить позитивные мысли. При лечебной верховой езде Гиппократ уделял особое внимание «ритмичному и плавному» движению лошади. [6, с. 119]. Потому что, существенный результат верховой езды базируется на комплексности воздействия на организм человека. Температура организма лошади в среднем на 1,5 градуса выше температуры человека, а если животное совершает действие, то температура оказывается больше, поэтому даже спокойно передвигающаяся лошадь мышцами спины разогревает и массирует мышцы всадника, что положительно влияет и улучшает кровообращение. Даже если лошадь будет идти спокойным шагом, тело и мышцы человека вынуждены следовать за движением лошади, таким образом, пациент совершает ряд пассивных движений в позвоночнике и суставах, его мышцы работают без особых усилий. Немаловажное влияние на психику человека оказывает эмоциональное воздействие от общения с лошадью [7].

Ведь недаром русский писатель А. И. Куприн, который очень любил животных, в своем очерке «Рыжие, гнедые, серые, вороные...» отмечал: «Лошадь гораздо щедрее, чем человек, одарена инстинктами и чувствами. Слышит лошадь лучше кошки, обоняние тоньше, чем у собаки, она чувствительна к ходу времени, к перемене погоды…Нет ей равного на Земле животного» [8, с. 145].

К преимуществам иппотерапии можно отнести: физическую и психологическую мобилизацию. Отличительной чертой данного метода реабилитации является то, что занятия лечебной верховой ездой, проходящие в эмоциональной насыщенной обстановке сопровождаются общим увеличением активности занимающихся, повышением жизнеощущения и уверенности в себе. Важно отметить, что иппотерапия улучшает жизнь не только детей, но и их родителей. Во-первых, данное лечение является единственным, когда пациент может не догадываться о том, что лечится, а следовательно, это резко снижает вероятность сопротивления лечению самого пациента и получается, что весь процесс лечения заметно ускоряется. Во-вторых, когда всадник сидит в седле, у него возникает «эффект победителя», а когда он осознает, что управляет благородным высокоинтеллектуальным животным, которое сильнее и больше его по весу в 8–12 раз, создается сильнейшая мотивация значимости и уверенности в своих силах и возможностях. И, в-третьих, происходит естественный массаж.

Очень важным фактором, влияющем на лечение и восстановление здоровья пациента, в иппотерапии является желание самого пациента в общении и работе с лошадью.

Например, пациентка 12 лет с диагнозом ДЦП посещала конно-спортивную школу г. Майкопа (в п. Говердовском). И у ребенка были отмечены улучшения. На первых занятиях девочка садилась на лошадь с помощью инструктора. Занималась в течение года. В конечном результате стала легко садиться на лошадь, передвигаться рысью. Такие занятия эмоционально разгружали нервную систему после занятий в школе, где ребенок долго сидел за партой. Другой случай, ребенок с детства болел ДЦП, плохо передвигался и держал голову. На первых занятиях, когда ребенка сажали на лошадь, он не мог ровно держать голову. После того, как девочка стала заниматься верховой ездой, ее походка изменилась, постепенно она стала держать голову ровно, ее эмоции улучшились [9].

Таким образом, рассмотревметоды иппотерапии, необходимые для процессов комплексной социальной реабилитации клиентов социальной работы с ограниченными возможностями, следует отметить, что в методах, применяемых к пациентам и к клиентам социальной работы со сложными диагнозами присутствует больше медикаментозное лечение и пациент испытывает недостаточное количество положительных эмоций. Иппотерапия в контексте анималотерапии, как вид социально-медицинской реабилитации, набирает сегодня популярность. Она улучшает соматическое состояние, эмоциональный заряд, а также социальное самочувствие клиентов и дает достаточно ощутимый социальный эффект по интеграции клиентов социальной работы в социум.

Литература:

  1. Социальнаяработа:введениев профессиональнуюдеятельность:Учебноепособие / Отв. ред. А. А. Козлов. — М.:КНОРУС, 2005. — 368с. — С. 91–95.
  2. Народыи культуры. Оксфордскаяиллюстрированнаяэнциклопедия. — М.:Инфра-М. Подред. Р. Хоггарта. — 2002. — 234 с.
  3. Социальная реабилитация (подборка материалов). — Электронный ресурс. — URL: http: www//soc-work.ru/article/282 (дата обращение 05.02.2016)
  4. Ионов, И. И. Лошадь в иппотерапии. Взгляд с позиции зоопсихологии / И. И. Ионов, Г. Г. Филиппова. — Электронный ресурс. URL: (http://www.livingthread.ru/content/blogcategory/4/9/) (дата обращение 05.02.2016)
  5. Эскин, В. Я. Иппотерапия как комплексный метод реабилитации и восстановления / В. Я. Эскин, Т. Е. Левицкая // Сибирский медицинский журнал. — 2009. — № 2. — С. 61–64.
  6. Колине, Д. О верховой езде и ее действии на организм человека. МККИ. — М.: 2000. — 119 с.
  7. Кентавр: клуб верховой езды. — Электронный ресурс. — URL: http://www.koni.kk-group.ru/article/article1.htm (дата обращение 05.02.2016)
  8. Куприн, А. И. Избранноев двух томах. — Том 2,«Чувашское книжное издательство», 1993. — 234 с.
  9. Тутаришев, А. К. Использование иппотерапии в процессе реабилитации детей с ограниченными возможностями // Новые технологии. — 2011. — № 2. — С. 209–212.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная работа, верховая езда, лечебная верховая езда, лошадь, пациент, социальная реабилитация, комплексная социальная реабилитация, лечебная физкультура, самый пациент, трудная жизненная ситуация.


Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников и младших школьников

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение детей в адаптационный период

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными возможностями

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Кинезиологические методы в коррекции обучения и оздоровлении дошкольников и младших школьников

Методы и технологии формирования эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Психолого-педагогические подходы к изучению и стимулированию творческой активности детей дошкольного возраста

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

Роль арт-терапии в работе по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос