В статье рассматривается актуальная проблема профессионального самоопределения современных подростков; выделено понятие «профессиональное самоопределение», обозначены критерии готовности к профессиональному выбору подростков.
Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, профессиональное самоопределение.
Выбор профессии — ответственный момент в жизни каждого молодого человека, от правильности которого зависит его будущее — как далекое, так и ближайшее. Для него имеет важное значение не просто трудиться, но и иметь возможность выразить себя, дать выход своим способностям, реализовать свои интересы и потребности. Но, как показывают данные современных исследований, около 40 % молодежи выбирают профессию, не соответствующую их личностным притязаниям.
В то же время профессия выбирается в связи с определенной жизненной ситуацией или примером других людей. В таком случае спустя время приходит неудовлетворенность, которая сказывается на поведении и мироощущении молодого человека. После чего он старается исправить допущенную ошибку при выборе профессии, но делать это приходится с большими и временными потерями. Многие продолжают трудиться в русле избранной профессии, но уже с низкой результативностью. Такие ошибки в выборе профессиональной деятельности чаще всего допускаются из-за незнания молодых людей основных принципов выбора будущей профессии и своих возможностей и их неумения планировать свою профессиональную карьеру, что в конечном итоге приводит к фрустрации, и, как следствие, отклонению в поведении.
Одной из важных задач общества, стремящегося к политическому, экономическому и социальному благополучию, становится формирование личности, которая будет способна к профессиональному самоопределению и саморазвитию, компетентной, мотивированной, отличающейся предприимчивостью, динамизмом, мобильностью, нравственностью и конструктивностью [2].
Вопросами профессионального самоопределения как психологического феномена достаточно активно занимаются многие ученые. Среди них известны работы таких исследователей, как Е. И. Головах, Е. А. Климов, Н. Д. Левинов, А. К. Маркова, Н. И. Крылов, Т. В. Кудрявцев, Л. М. Митина, Н. С. Пряжников, Д. И. Фельдштейн, С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков и многие другие. По мнению авторов, успешное профессиональное самоопределение имеет высокую значимость для личностного роста, физического, психологического, социального и материального благополучия каждого человека.
С точки зрения И. С. Кона профессиональное самоопределение является многоаспектным и многоэтапным процессом, который необходимо рассматривать с различных сторон зрения [4]. Во-первых, как ряд задач, которые общество ставит перед формирующейся личностью и которые эта личность должна в течение определенного периода времени последовательно разрешить. Во-вторых, как процесс постепенного принятия решений, с помощью которых индивид формирует баланс, с одной стороны, между своими склонностями и предпочтениями, с другой — потребностями имеющейся системы общественного разделения труда. В-третьих, как процесс формирования индивидуального стиля жизни, часть которого составляет профессиональная деятельность. Е. М. Борисова под профессиональным самоопределением отмечает процесс развития личности в профессиональной деятельности, основанный на наиболее полном использовании своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей и занимающий весь период активной трудовой деятельности [6].
Исходя из определений, можно выделить несколько критериев готовности к профессиональному выбору: нравственная готовность (осознание своих жизненных целей, наличие в своем представлении профессионального идеала, понимание личностной значимости правильного выбора профессии, трудолюбие); психофизиологическая готовность (сформированность профессионального самосознания, сформированность профессионально и социально значимых мотивов выбора профессии, адекватная самооценка, сформированность профессиональных интересов и склонностей); практическая готовность (знание основ правильного выбора профессии, информированность о содержании выбираемой профессии и условиях труда).
Э. Ф. Зеер, О. А. Конопкин определяют, что становление профессионального самоопределения начинается в подростковом возрасте, когда формируются самосознание и ценностно-смысловое самоопределение, развивается идентичность. Имеющиеся профессиональные представления у подростков оказывают существенное влияние на осознанный выбор трудовой деятельности, учитывающим его желания, способности и возможности.
Подростковый возраст является крайне важным периодом в формировании самоотношения, характеризующийся особой сенситивностью к оценкам окружающих и стремлением к взрослости, но вместе с тем затрудняющийся относительно дальнейшего выбора своего жизненного пути и медленным вхождением в предлагаемые социальные роли. Процесс профессионального самоопределения считается несомненной частью превращения подростка в юношу, от успешности которого зависят дальнейшие жизненные перспективы молодого человека. Поэтому предварительный выбор профессии в подростковом возрасте — сложная и ответственная задача, к которой необходимо отнестись со всей серьёзностью.
Движущей силой процесса профессионального самоопределения подростка считается противоречие, выделенное Е. А. Климовым, между «надо», «хочу» и «могу» [5]. Компонент «могу» — это возможности, склонности, способности человека. Компонент «хочу» — это потребности, желания, стремления, ценностные ориентации, планы, цели, притязания, интересы самоопределяющейся личности. Компонент «надо» — это требования общества в соответствие с социально-экономической ситуацией, потребностями рынка. Зачастую подростки, выбирающие будущую профессию, не владеют данной информацией, поэтому отсюда, соответственно, и перенасыщенность рынка труда экономистами, юристами, менеджерами и т. д. В данном случае важную роль играет процесс профессиональной подготовки студентов по работе с подростками с девиантным поведением [1]. Нередко подростки считают, что, работая кем-то «главным», можно получать деньги исключительно лишь за присутствие на рабочем месте. Такие представления являются следствием ошибок, которые были допущены в их воспитании. В связи с этим до сведения школьника необходимо довести о том, что работа должна соответствовать его возможностям и что высокая должность и зарплата свидетельствует о большом уровне ответственности. Также важно объяснить, что престижность работы зависит от наличия реальных интеллектуальных и физических возможностей человека.
Являясь неотъемлемой частью личностного развития, профессиональное самоопределение происходит под воздействием ряда внутренних и внешних факторов. Среди внешних факторов выделяют социальную среду ребенка, в частности, семейные традиции, характер взаимоотношений взрослых членов семьи с ребенком, организация и содержание учебного процесса, социально-психологический климат в учебных группах, личностные качества педагогов и их стиль взаимодействия с учащимися и др. К внутренним факторам относится совокупность когнитивных, мотивационных, ценностно-смысловых, рефлексивных, операциональных характеристик личности подростка [6].
В этой связи особо актуальной является проблема профессионального самоопределения подростков с девиантным поведением. Выбор профессии у таких подростков обычно ограничивается их низким уровнем знаний и социальной дезадаптацией, обусловленной несостоятельностью представлений об окружающем мире, о взаимоотношениях людей и социальных закономерностях этих отношений, отсутствием адекватной профессиональной Я-концепции, что, в свою очередь, приводит к отказу делать профессиональный выбор как к защитной реакции.
Так, агрессивные подростки препятствуют установлению взаимоотношений с лицами, которые несут информацию о профессиях и организации их выбора. Планированию и целеполаганию профессиональной деятельности не позволяет отстаивание собственных сиюминутных интересов. Приоритетный характер приобретают доминирование и разрушение. У подростков, склонных к аддиктивному поведению, заключающееся в злоупотреблении чем-либо в целях саморегуляции и адаптации и сопровождающееся нарушением потребностной сферы, потребность в профессиональном выборе отсутствует, что усугубляется нарушением ощущения самостоятельности, а также ощущением групповой принадлежности в среде, которая не поддерживает интереса подростка к профессиональному выбору. При суицидальном поведении подростка профессиональное самоопределение представляется бессмысленным и малозначимым на фоне мыслей и действий, связанных с потерей смысла жизни. У таких подростков наблюдается явный разрыв их жизненных намерений с профессиональными, отсутствуют твердые жизненные планы. У многих несовершеннолетних явно занижена самооценка своей личности, имеются ложные понятия о чувстве собственного достоинства, чести, совести, о способах самоутверждения в общении со сверстниками и взрослыми. Поэтому содержание профориентационной работы должно с ними должно помочь им обрести веру в себя, в свои силы и возможности, пробудить желание стать жизнестойкими людьми.
Е. Г. Дозорцева, А. А. Федонкина указывают на недостаточную развитость мотивационного компонента психологической готовности к профессиональному самоопределению у девиантных подростков. Изучая их психологические особенности, авторы выявили недостаточное развитие мотивационно-смысловой сферы, проявляющаяся в слабой сформированности мотивационной сферы, поверхностности и облегченности суждений, узком кругозоре, ограниченном круге интересов преимущественно развлекательного характера, пассивности [3].
Итак, при решении вопросов профессионального выбора данной категории молодых людей требуется профессиональная помощь. Иначе процесс будущей интеграции подростка в мир взрослых может пройти неудачно, что приведет к нравственно-моральной деградации личности, которая будет представлять угрозу обществу. Таким образом, профессиональное самоопределение — это процесс развития личности, самооценки своих способностей и возможностей по отношению к предполагаемой профессии, характеризующийся длительностью протекания, непрерывностью в соответствии с изменяющимися условиями и задачами целенаправленной деятельности индивида. Эффективное профессиональное определение подростка девиантного поведения — важнейшая задача, стоящая перед нашим обществом. Такие подростки не могут самостоятельно определиться в профессиональной сфере, что обуславливает создание программы психолого-педагогического сопровождения в профессиональной сфере подростка с девиантным поведением, которая должна способствовать восстановлению потенциала подростка, повышению готовности к профессиональному самоопределению, появлению устойчивости профессиональных интересов, мотива выбора профессии, формированию адекватной самооценки.
Литература:
- Акутина С. П. Профессиональная подготовка будущих специалистов в модернизационных условиях развития высшего образования / Актуальные вопросы современной науки: материалы XXI Международной научно-практической конференции // Научный редактор: И. А. Рудакова. — М.: «Перо», 2013. — С. 25–30.
- Арон И. С. Профессиональное самоопределение старшеклассников в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. — № 3(11). — 2013. — С. 20–27.
- Дозорцева Е. Г., Федонкина А. А. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей с личностной незрелостью [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2013/3/3428.phtml (дата обращения: 13.04.2016).
- Кон И. С. Психология ранней юности. — М.: Просвещение, 1989. — 255с.
- Климов Е. А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. — М.: Изд. Московского психолого-социального института: Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. — 456с.
- Шибанкова С. В. Психологические условия профессионально-личностного самоопределения старшеклассников: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.07. — Нижний Новгород, 2008. –24 с.