В статье говорится о том, что в настоящее время инновационная деятельность в образовании выходит на ведущие позиции и становится основой конкурентоспособности дошкольного учреждения на рынке образовательных услуг.
Ключевые слова: инновационная деятельность, конкурентоспособность, новая управленческая концепция, изменение системы методической работы.
На современном этапе в связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), изменения социального заказа общества образовательным организациям возникла необходимость обновления и повышения качества дошкольного образования. В законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование признано первой ступенью общего образования. Это накладывает на ДОО огромную ответственность в плане того, что мы должны обеспечить нашим воспитанникам равные стартовые условия при переходе на следующую ступень образования, в данном случае — начальное образование.
Для того чтобы поднять образовательный процесс ДОО на качественно иной уровень и обеспечить переход из режима функционирования в режим развития необходимо внедрение в педагогическую практику образовательного учреждения инновационной деятельности, прежде всего направленной на проектирование стратегии обновления управления ДОО и, как следствие этого, организацию инновационной методической работы с педагогическими кадрами. Все это, в конечном итоге, будет работать на основную цель деятельности ДОО- успешного ребенка. Как отмечает Данилина Р. А.: «Изменения, происходящие в обществе, выдвигают новые требования к личности человека. Современной России необходима неординарная творческая личность с высоким интеллектом и такими способностями, как: креативность, самостоятельность, коммуникативность, способность принимать решения, стремление к достижению высокого уровня компетентности» [4, с.1] Конкретно в нашем ДОО к внедрению инновационной деятельности мы проделали большой путь. Это заключалось в укреплении материально- технической базы, переподготовки кадров, курсовой подготовке, внедрение новых методов работы с педагогическим коллективом. В итоге 5-летней подготовительной работы педагогический коллектив ДОО начал работу в инновационной деятельности: на базе нашего ДОО в 2015 году открылась инновационная площадка совместно с АФ ННГУ имени Н. И. Лобачевского по теме «Интегрированный подход к развитию творческих способностей дошкольника» По итогам взаимодействия с МОУ СШ № 15 г. Арзамаса в январе 2016 года в ДОО открывается еще одна сетевая инновационная площадка по теме «Преемственность дошкольного и начального образования».
Предлагаемые в сфере образования инновации различного характера содержат в себе определенные технологии работы, методику преподавания. Для достижения конкретно поставленной цели, руководству ДОО важно правильно сориентироваться в этом море предлагаемых инноваций и определить на основе грамотного анализа внутренней обстановки, кадрового потенциала и сложившихся традиций коллектива именно те инновационные предложения, которые будут работать эффективно именно в этом детском саду.
Теоретическая проработка проблемы инноваций служит основой обновления образования, его осмысления и обновления с целью преодолеть стихийность этого процесса, эффективно управлять им.
Кризис как время перемен, рождает необходимость изменения в обществе и, соответственно, и в образовании. Внедрение новых стандартов общественной жизни неизбежно влечет и наши собственные изменения, то есть инновационную деятельность. Таким образом, есть все основания утверждать, что инновационная деятельность на данном этапе развития образования — одно из главных стратегических направлений в дошкольном образовании.
В настоящее время можно выделить ряд общественных тенденций, способных привести к рождению инноваций:
•Гуманизация образовательного процесса.
•Внедрение ФГОС как гарант обеспечения высокого уровня качества образования и развития детей.
•Базис личностного развития детей- ориентация на культурно- нравственные ценности.
•Конкуренция как здоровый способ совершенствования образовательной услуги и повышение привлекательности образовательного учреждения.
•Постоянный мониторинг запросов родителей, интересов детей и активное реагирование на эти запросы.
•Инновации – как способ раскрытия педагогического потенциала педагогов ДОО, внедрение новых форм и способов работы с детьми.
Переход учреждения в режим инновационного развития связан с множеством трудностей. Именно это становится для ряда руководителей ДОО той чертой, которую они не решаются перейти. Сюда можно отнести:
—сложности в оплате труда, а именно ограниченность фонда заработной платы, особенно в ДОО наполняемостью меньше 100 детей, отсюда и недостаточное материальное стимулирование педагогов- экспериментаторов;
— недостаточно хорошо оснащенной материальной базой учреждения (нет достаточно ПК в пользовании педагогов, нет доступа к сети Интернет, локальной сети в учреждении, мультимедийных установок, интерактивного оборудования, нового музыкального оборудования, подключенного к ПК);
—трудности методического и организационного плана, когда в распорядке детской деятельности приходится выделять время для экспериментальной работы, органично включая её в ход образовательного процесса;
— кадровая подготовка педагогов и самое главное- мотивация заниматься экспериментальной инновационной деятельностью.
Но, наряду с трудностями, выделяются и несомненные плюсы инновационной деятельности, даже и на начальном этапе её внедрения:
—у педагогов- экспериментаторов наблюдается рост профессионального мастерства, Огромное влияние на это оказывает научное руководство к.п.н. Данилиной Розы Александровны с её продуманным подходом к организации инновационной деятельности, планированием и практической работой с педагогами ДОО. В данном аспекте необходимо выделить еще и формирование способности к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность у педагогов ДОО, для детей — повышение качества обученности.
Инновационная деятельность ДОО в силу своей новизны и мобильности неизбежно ведет к изменению управленческой деятельности. Отступает традиционализм в управлении и на смену приходит ориентация на педагога и ребенка, на их потребности. Движущей силой развития коллектива становится не административный нажим и система приказного исполнения- а стойкая мотивация коллектива именно на режим развития- как основного условия конкурентоспособности ДОО в современных условиях. В руках современного менеджера в системе образования есть несколько сильных рычагов мотивации- это и материальный стимул и не менее важный – моральный стимул. Не нужно забывать достижений прошлых лет, а нужно грамотно их использовать. Это и награждение Почетными грамотами и благодарственными письмами, устное поощрение на Общем собрании коллектива, обнародование печатных трудов сотрудников на планшетах в ДОО, размещение на сайте ДОО отчета о достижениях педагогов и детей.
Однако, современная образовательная практика показывает то, что ДОО, несмотря на видные позитивные изменения в результате инноваций, недостаточно готовы к внедрению инноваций у себя в коллективе.
В итоге мы наблюдаем, что на практике имеет место быть такое противоречие: в ДОО задекларирована инновационная площадка по той или иной теме, но недостаточная квалифицированность и мотивация педагогических кадров не дает ожидаемых результатов.
Процессы инновации широко входят в образовательное пространство дошкольных учреждений. Но по -прежнему имеет место быть недостаточность нормативно-правовой базы для внедрения данных процессов. И, кроме указанных проблем, большая трудность еще и в том, что существующая система методической работы не сориентированы на инновационные процессы и не обеспечат полноту их внедрения.
Программа инновационной деятельности в ДОУ
В основе программы лежат такие понятия, как:
•Инновационная управленческая деятельность — это комплексная работа руководителя ДОО, включающая в себя создание, разработку и освоение новшеств в управленческой функции, возможно даже изменение организационной структуры учреждения в сторону гуманизации, применение новых методов управления ДОО, уход от авторитарной системы управления в сторону личностно- ориентированной. Внедрение управленческих инноваций ведет к обновлению управленческой деятельности руководителя ДОУ, которая приобретает инновационный характер.
•Инновационная методическая работа в ДОО- как таковой этот термин не применяется в педагогической литературе. Инновации в методике- это скорее всего поиск педагогами новых путей решения той или иной проблемы в работе с детьми. Можно ведь и классическую методику так использовать в новой форме работы, что она даст прекрасные результаты. Так было и в нашем ДОО. Казалось бы традиционная форма работы- стенгазета к Дню Победы. Но с подачи творческого музыкального руководителя Чугайновой Т. Б., инструктора по физической культуре Швецовой Е. Н. эта стенгазета превратилась в «живую» газету, каждодневно пополняемой материалами и родителей, и детей, и сотрудников учреждения. Каждое утро перед ней останавливалось большое количество людей, чтобы увидеть и свой материал, и отклики на него и новые статьи, что появились за предыдущий день. Вот так классические методы могут трансформироваться в инновационные, если идее будет предана мобильная форма, живо реагирующая на изменение информации и имеющая обратную связь.
Инновационную методическую работу можно еще определить как часть профессионально-педагогической (управленческой) деятельности, ориентированную на овладение педагогами новыми, инновационными способами профессиональной деятельности, включающие умения:
•выделять из общего списка приоритетные направления инноваций;
•строго дозировать и отбирать содержание инновационной деятельности- как ведущий фактор достижения поставленного результата;
•применять ведущие педагогические технологии для реализации содержания инноваций;
•разрабатывать и описывать критерии оценки развития детей по результатам инновационной деятельности.
Конечной целью настоящей программы мы определяем организацию образовательного инновационного пространства ДОО, главной ориентацией которого будет освоение, создание и внедрение в образовательный процесс и педагогическую практику проектов обновления в образовании, новых форм управления, принципиально новых педагогических технологий, повышение статуса дошкольного образования в современном обществе как основы конкурентоспособности.
Цель программы: Создание модели инновационного образовательного пространства ДОУ как одно из условий повышения качества образования.
Основные задачи программы:
- Повышение профессионального уровня педагогов ДОО;
- Стимулирование и активизация деятельности педагогов- экспериментаторов, направленных на совершенствование образовательного процесса в ДОО;
- Укрепление и совершенствование материально- технической базы учреждения, необходимой для инновационной деятельности;
- Осуществление различными способами поддержку и пропаганду инновационной деятельности педагогов на разных уровнях;
- Обобщение результатов инновационной работы педагогов в формах, дающих возможность их массового использования и применения.
Ожидаемые результаты:
- Изменение качества методической работы в связи с переходом на инновационную модель;
- Формирование позитивного имиджа ДОУ как лидера, ориентированного на устойчивое развитие, повышение его конкурентоспособности по отношению к традиционным ДОУ, что привлечет дополнительные инвестиции, позволит установить и расширить партнерские связи.
- Приоритет инновационной деятельности ДОО как основного фактора развития;
- Рост профессионального мастерства педагогов как фактор качественного изменения кадрового состава ДОО и один из основополагающих факторов конкурентоспособности учреждения.
Активное участие педагогов ДОО в распространении своего позитивного инновационного опыта на мероприятиях городского, областного и российского уровня;
- Активная жизненная позиция педагогов и их позитивный настрой в отношении к работе;
- Повышение профессионального мастерства посредством обучения на дистанционных и очных курсах, участие в вебинарах, конференциях, конкурсах педагогических идей;
- Позитивный и оперативный отклик педагогов на внедрение инновационных площадок в воспитательно-образовательную работу ДОО.
Построение программы основано на принципах:
- Гуманизм (создание в ДОУ эмоционального поля отношений, обеспечивающих уважение к личности педагога, поиск средств индивидуального подхода с целью оптимального включения в образовательный процесс каждого педагога).
- Демократизация (активизация участия всех субъектов инновационной деятельности в процессе выбора и планирования содержания инноваций).
- Научность, аналитическая деятельность.
- Системный подход (сбалансированность планирования инновационной деятельности в ДОУ).
- Перспективность (направленность на конечный результат).
- Ритмичность (равномерное распределение всех действий в течении учебного года между членами педагогического коллектива, участвующих в инновации).
- Реальность поставленных целей.
- Динамичность (изменяемость под влиянием внешних и внутренних факторов).
- Принцип главного звена (выбор основных целей на определенных периодах времени и этапах инновации)
Диагностический инструментарий:
—анкетирование педагогов и определение проблем готовности к внедрению инновационной деятельности ДОО;
—самообследование учреждения по критериям готовности к деятельности в условиях инноваций;
—аналитический отчет старшего воспитателя с определением круга проблем и задач их решения.
В процессе реализации программы используются следующие методы:
- изучение научно-практической, психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта, нормативных и инструктивных документов;
- анализ имеющегося опыта по теме;
- теоретическое моделирование;
- методы педагогического анализа (диагностика, контроль и наблюдение, анкетирование, интервьюирование и т. д.);
- использование ИКТ в организации инновационной методической работы;
- метод изучения, теоретического анализа и обобщения опыта, складывающегося в ходе инновационной деятельности.
Общее (стратегическое руководство) осуществляет заведующий.
Координацию программного и научно-методического обеспечения инновационной деятельности, а также проектировку, оперативную коррекцию, контроль осуществляет старший воспитатель.
Оперативное выполнение — педагоги ДОУ.
Научное консультирование, экспертизу, рецензирование осуществляет научный руководитель сетевых инновационных площадок- кандидат педагогических наук, доцент ННГУ имени Н. И. Лобачевского, Заслуженный учитель РФ Данилина Роза Александровна.
Направления развития инновационных процессов
1. Инновации в управленческой деятельности: создание единого программно-целевого педагогического менеджмента и маркетинга в ДОО; разработка единой системы управления инновационной деятельностью ДОО; применение системы делегирования полномочий сотрудникам в управлении деятельностью учреждения; приведение нормативно-правовой базы в правовое поле, регламентирующее внедрение инновационной деятельности в работу ДОО.
Изменение системы самоуправления ДОО путем введения общественных органов управления, рабочих групп педагогов- экспериментаторов, добиваясь тем самым эффективной деятельности детского сада в режиме развития.
2. Инновации в работе с педагогическими кадрами: разработка и внедрение качественной и мобильно реагирующей на изменения системы непрерывного образования и самообразования педагогов ДОО; работа программы работы с кадрами; дифференцированный подбор форм и методов методической работы с педагогами в изменившихся условиях функционирования; использование активных методов обучения педагогов (мастер-класс, педагогические ринги, стажерские площадки, педагогические проекты, использование ИКТ-технологий и т. д.); самореализационные формы повышения профессиональной квалификации (творческие конкурсы и лаборатории, публикации опыта работы в СМИ, создание банка инновационных идей, клубы по профессиональным интересам и т. д.); обобщение и трансляция передового педагогического опыта (ППО); использование педагогами инновационных авторских технологий; дальнейшая интеграция инновационных процессов в различные направления работы ДОО.
3. Инновации в содержании образования: корректирование ОПП на предмет введения дополнительных программ, в том числе и авторских; разработка авторских программ, фиксирование новых педагогических идей в своих разработках; чуткое реагирование на изменение социального образовательного заказа общества и организация дополнительных образовательных услуг [6].
Работа по каждому из инновационных направлений осуществляется в четыре основных шага:
1. Поиск новых идей:
—создание так называемого «Банка идей» -как копилки передового педагогического опыта;
—мониторирование инновационных потребностей ДОО
2. Формирование нововведения:
3. Реализация нововведения:
4. Закрепление новшества:
- Создание и показ презентаций на совещаниях и конференциях;
- Применение метода проектирования;
- Создание в ДОО матричных подразделений по инновационной деятельности педагогов;
- Организация школы тьюторов.
Литература:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155
- Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Дошкольная педагогика: учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013.
- Данилина Р. А. К вопросу о решении проблемы раннего выявления, развития и поддержки одарённых детей // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/12/41597
- Урмина И. А. Инновационная деятельность в ДОУ. М.: Линка-Пресс, 2009.
- Zhestkova E. Specifics of Educational Activity Anti-motivation in Future Teachers Subject to the Training Period // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S3) 265–269.