В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, внеурочная деятельность.
Учителя во все времена оказывали большое влияние на обучение и воспитание школьников. И сейчас роли учителя отводится главное место в образовательном процессе. На него возлагается огромная ответственность за воспитание детей, особенно на учителя начальных классов. Ведь в младшем школьном возрасте формируются все качества личности, которые в дальнейшем определят характер взрослого человека. От того, какими будут наши дети, зависит будущее России. Именно поэтому формирование духовно-нравственных качеств личности в младшем школьном возрасте имеет первостепенное значение.
Основа нравственных убеждений формируется в детстве и раннем отрочестве. В то время, когда добро и зло, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка только при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает [5, с. 6].
Адамова А. Г. утверждает, что духовно-нравственное воспитание — это один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей [1, с. 26].
В младшем школьном возрасте зарождаются моральные качества, которые включают в себя те или иные моральные нормы. Хотя данные качества еще не сильно выражены. У детей этого возраста еще не в полной мере развито самосознание. Именно поэтому они не могут осознавать свои качества и соотносить их со своими поступками. Зато без труда могут оценить поступки других людей. Только в подростковом возрасте вырабатывается умение видеть причину поступков в самом себе [4, с. 29].
Большое влияние на младших школьников оказывают сказки. Они без труда воспринимаются и усваиваются детьми. Анализ сказочных ситуаций и характера героев способствует формированию образца правильного поведения в жизненных ситуациях. Примером могут служить такие сказки, как «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван — царевич и Серый Волк», «Сивка — Бурка» и др. Они становятся уроками духовности и нравственности. При чтении «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина учащиеся делают выводы о том, что за злые поступки следует наказание.
Одной из главных задач учителя является формирование, сохранение и преумножение нравственных качеств личности младших школьников. Ее реализация нереальна только в учебном процессе. Именно поэтому существует внеурочная деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС принято понимать образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочной. Она направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность выступает как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Она расширяет кругозор, повышает уровень знаний и умений, а также обогащает качества личности младших школьников.
Учитель и родители своим примером обязаны показывать модель высоконравственного поведения. Если привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности, то она станет более продуктивной и интересной как для ребенка, так и для родителей [2, с. 8].
Существенный вклад окажет помощь родителей в организации поездок, походов, экскурсий, а также участие в мероприятиях и тематических праздниках. Такая деятельность поможет осознать родителям ответственность и важность воспитания духовно-нравственных качеств личности ребенка. К тому же приобретенные моральные принципы и нормы будут закреплены в семье.
Для того чтобы воспитать в младших школьниках духовно-нравственные качества учителю необходима систематическая работа в данном направлении.
Во внеурочной работе имеется больше возможностей для проведения этических тренингов, бесед, викторин, сюжетных и ролевых игр. Игра способствует усвоению и выполнению воспитанниками норм и правил общественной морали. У них вырабатываются и закрепляются устойчивые привычки поведения. Следовательно, проведение разнообразных игр будет не лишним фактором в работе учителя с младшими школьниками [6, с. 14].
Необходимо проводить мероприятия, которые направлены на знакомство младших школьников с русской культурой, народными праздниками, которые посвящены тем или иным событиям. Они благоприятно повлияют не только на развитие духовно-нравственных качеств, но и на формирование других не менее важных черт личности.
В выборе темы и формы занятий педагогу необходимо придерживаться не только заранее составленного плана, но и конкретных ситуаций, которые складываются в классе. Во время разговора на духовно-нравственную тему, педагогу необходимо быть открытым, тактичным, деликатным.
Предлагаем классный час для 2 класса, направленный на формирование духовно-нравственных качеств младших школьников.
Классный час «Сад доброты».
Цель: развитие у младших школьников духовно-нравственных качеств.
Задачи:
— учить отличать добро и зло;
— развивать речь и коммуникативные навыки;
— воспитывать у детей доброе отношение к окружающим.
Форма проведения занятия: беседа с элементами игры.
Ход занятия.
Дети садятся полукругом. У каждого ребенка должен быть набор вырезанных из бумаги фигурок: дерево, семечко, цветок, капля воды.
— Мы поговорим с вами на очень серьезную тему, а на какую — вы ответите сами, прослушав песенку (звучит «Песня кота Леопольда»).
— Кто может назвать тему нашего классного часа? (Доброта.)
— Молодцы. Мы с вами совершим путешествие по миру доброты (учитель показывает рисунок пустыни).
— Ребята, что изображено на этом рисунке? (Пустыня.)
— Давайте попробуем безжизненную пустыню превратить в красивый, цветущий и сад. А сейчас отправляемся в путешествие!
— Хоть я и сказала «отправимся», но на самом деле мы уже давно идем по этой дороге. Кто знает, когда мы начали это путешествие? (Когда родились.)
— Правильно! А теперь скажите, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими. (Леночка, Сашенька.)
— Как вы при этом себя чувствовали?
— А если бы вас точно так же называли и другие люди, вам бы было приятно? (Да.)
— Прежде чем обратиться к какому-либо человеку, мы обязаны подумать, как лучше это сделать. А лучше — это обратиться к нему по... (Имени.)
— Дети, закройте, пожалуйста, глаза и вспомните, как вы обращаетесь к знакомым. Можете открыть глаза. Если вы обращаетесь к знакомым по имени, то найдите у себя в наборе семечко и прикрепите его к рисунку, т. е. посадите его в землю.
— Мы посадили семечко, но будет ли оно прорастать? Почему? (Не будет, так как в пустыне нет воды.)
— То есть нам нужно отыскать родник, из которого мы бы смогли брать воду и поливать наши семечки. А помогут нам в этом ребята, которые приготовили для вас инсценировку рассказа В. А. Осеевой «Волшебное слово».
Дети показывают инсценировку.
— Теперь вместе подумаем, почему, когда Павлик просил о чем-то в первый раз, ему все отказывали? (Он был не культурным, грубым.)
— Почему же многое изменилось после встречи мальчика со старичком? (Он понял, что нужно быть приветливым, вежливым.)
— Поступать с людьми необходимо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется). Вы согласны?
— Сейчас закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще всего поступаете в жизни? Если да, то возьмите из своего набора капельку воды и «полейте» свое семечко.
— Если есть тепло, солнечный свет, и вода, то, что же будет происходить с семечком? (Семечко будет прорастать.)
— Так же происходит и в жизни: если мы сделали что-то хорошее, то это не пройдет бесследно. Давайте вспомним, что каждый из вас сделал хорошего для одноклассников (игра «Комплименты» с передачей мягкой игрушки; игрушку можно передавать любому человеку. Нельзя передавать игрушку дважды одному и тому человеку).
— Мы с вами убедились в том, что хорошее всегда возвращается добром. Думаю, что после этой игры каждый из вас достоин, выйти к доске и «посадить» свое дерево.
— Еще совсем недавно мы видели здесь один песок, а сейчас перед нами предстали красавцы-деревья. Посмотришь на них, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же и люди: у каждого свои привычки, свой характер.
— Ребята, у вас еще остались цветочки. Напишите, пожалуйста, в центре цветка свое имя, а на каждом лепесточке черту своего характера.
— Далее переверните цветы и с обратной стороны напишите на каждом лепестке черту характера, какую вы хотели бы видеть в себе.
— Кто назовет свои качества?
— Скажите, что нужно делать для того, чтобы стать таким человеком?
— Можете прикрепить цветы на деревья.
— Дети, у нас получился красивый благоухающий сад. Такой сад будет нести людям пользу и радость. Сегодня мы убедились в том, что человек своими поступками и добрым отношением может пустыню превратить в прекрасный сад.
— А закончим наш классный час доброй детской песней. Она будет пожеланием всем вам. (Звучит песня «Дорогою добра».)
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что внеурочная деятельность — это неотделимая часть образовательного процесса в школе, которая позволяет осуществлять требования федерального государственного образовательного стандарта в полном объеме. Особенностями данного компонента процесса образования и воспитания являются возможность предоставления младшим школьникам широкого круга занятий, которые направлены на их развитие, а так же самостоятельность образовательной организации в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием [3, с. 42].
Литература:
- Адамова А. Г. Сущность духовно-нравственного воспитания учащихся в контексте системного подхода //Вестник. — 2008. — с. 26.
- Лиходей Н. В. Программа воспитательной работы с классом — М., ТЕИС, 2007.
- Подласый И. П. Процессы воспитания. Книга вторая. — М., Феникс, 2006. — 67 c.
- Рувинский Л. И. Нравственное воспитание личности. М., 1981.
- Соловков И. А. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский: К 80-летию со дня рождения // Начальная школа. — 1998. — № 9. — С.3–8.
- Жукова Н. М. Методика воспитательной работы: Учебное пособие. — М.: МГАУ, 2005. — 104 с.