Кассовые операции занимают одно из центральных мест в хозяйственной деятельности организации. В ООО «Боспорэкострой» для хранения поступивших и выдачи наличных денежных средств организовано специальное помещение — касса. С кассиром общества, как с материально ответственным лицом, заключен договор о полной материальной ответственности. Также кассиру установлена должностная инструкция, с которой он ознакомлен под роспись.
Приходные и расходные операции оформляются кассовыми ордерами, которые составляются исключительно в день проведения таких операций по кассе. Кассовые ордера выписывает бухгалтер общества, который затем передает их кассиру для исполнения. Прием наличности оформляется приходным кассовым ордером, а выдача наличности — расходным кассовым ордером. Формы кассовых ордеров, используемых в практике учета в ООО «Боспорэкострой», соответствуют рекомендуемым формам № КО-1 и № КО-2.
Регистром аналитического учета в изучаемой организации является кассовая книга, в которой фиксируются все факты поступления и выдачи наличных денежных средств. Ведение кассовой книги в ООО «Боспорэкострой» соответствует установленным требованиям: листы книги пронумерованы, прошнурованы и в конце книги скреплены печатью организации; регистрация исполнительных кассовых документов в кассовую книгу производится сразу после получения или выдачи наличности; в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день и выводит остаток денег по кассе, а затем передает бухгалтеру отчет с приложением кассовых документов под расписку в кассовой книге. Форма кассовой книги, применяемая в ООО «Боспорэкострой», соответствует унифицированной форме № КО-4.
Синтетический учет наличия и движения денежных средств в кассе ведется на счете 50 «Касса», к которому открыты субсчета: 50–1 «Касса организации» и 50–3 «Денежные документы». Регистром синтетического учета по счету 50 в ООО «Боспорэкострой» является оборотно-сальдовая ведомость.
Денежные средства сверх установленного лимита кассы организация хранит на расчетном счете в ОАО «Крайинвестбанк», с которым общество заключило соответствующий договор на расчетно-кассовое обслуживание. С расчетного счета оплачиваются все обязательства, расходы и поручения общества, проводимые в порядке безналичных расчетов, а также выдаются средства на оплату труда и текущие хозяйственные нужды.
Учет движения средств на расчетном счете ведется на счете 51 «Расчетные счета». Информацию о движении денежных средств на расчетном счете ООО «Боспорэкострой» получает из выписок банка. Приложенные к ней оправдательные документы обязательно погашаются специальным штампом банка.
По результатам изучения организации учета расчетных операций вносятся предложения по их усовершенствованию применительно к практике бухгалтерской работы в ООО «Боспорэкострой».
В частности, предлагается внести изменения в формы приходного и расходного кассовых ордеров, а именно:
1) в приходном и расходном кассовом ордерах убрать реквизит «структурное подразделение», поскольку внутри изучаемой организации структурные подразделения не выделены;
2) в приходном кассовом ордере упростить реквизит «Кредит», а в расходном кассовом ордере — реквизит «Дебет», убрав графы «код структурного подразделения», «код аналитического учета» и «Код целевого назначения, поскольку в ООО «Боспорэкострой» не применяется система кодирования структурных подразделений, аналитического учета и целевого назначения прихода / расхода сумм по кассе. Предлагаемое упрощение реквизитов позволит сократить трудоемкость бухгалтерской работы и повысить степень корректности данных при заполнении кассовых ордеров, устраняя возможность ошибочного занесения данных в другую графу;
3) поскольку документы, отражаемые в строке «Приложение» (договоры, акты, счета, приказы и др.) могут храниться отдельно от кассовых ордеров, предлагается в формах обоих ордеров реквизит «Приложение» дополнить еще одной строкой, в конце которой добавить реквизиты для отметок «оригинал» и «копия». К примеру, при получении наличности с расчетного счета или при возврате неиспользованного аванса от подотчетного лица к приходному кассовому ордеру будут приложены корешок чека или авансовый отчет, соответственно, отметка будет стоять возле реквизита «оригинал». В случае возмещения работником причиненного материального ущерба либо при выдаче аванса под поставку материальных ценностей соответствующая отметка будет стоять возле реквизита «копия». Применение таких несложных дополнительных реквизитов позволит сократить затраты времени на проведение проверок кассового учета и, в целом, будет способствовать усилению внутрихозяйственного контроля в ООО «Боспорэкострой».
Кроме того, рекомендуется использовать в качестве регистра аналитического учета кассовых операций Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов унифицированной формы № КО-3, который в настоящее время в ООО «Боспорэкострой» пока не применяется.
По результатам изучения организации аудиторской проверки кассовых операций, проводимой в ООО «Боспорэкострой», разработана форма рабочего документа аудитора по подтверждению оборотов по счету 50 «Касса» за проверяемый период (см. табл. 1).
В таком рабочем документе, который следует составлять в табличной форме, предлагается отражать в отдельных блоках таблицы:
1) первичный кассовый документ, проверенный аудитором (с указанием даты и номера документа и проставлением отметки о регистрации в журнале приходных и расходных кассовых документов) — этот блок целесообразно расположить по центру таблицы с тем, чтобы в дальнейшем операции по дебету и кредиту счета 50 отражать по обеим сторонам от блока данных о первичном документе;
2) операции по дебету счета 50 «Касса»:
– зафиксированные аудитором на основании данных приходных кассовых ордеров;
– отраженные в оборотно-сальдовой ведомости (ведомостях) по счету 50 за период;
– отклонение (при наличии), выявленное при сопоставлении оборотов по дебету счета 50;
3) операции по кредиту счета 50 «Касса»:
– зафиксированные аудитором на основании данных расходных кассовых ордеров;
– отраженные в оборотно-сальдовой ведомости (ведомостях) по счету 50 за период;
– отклонение (при наличии), выявленное при сопоставлении оборотов по кредиту счета 50;
4) общую сумму, отраженную:
– по кредиту каждого счета в корреспонденции с дебетом счета 50;
– по дебету каждого счета в корреспонденции с кредитом счета 50;
5) итоговые обороты по дебету и кредиту счета 50:
– зафиксированные аудитором;
– отраженные в оборотно-сальдовой ведомости.
По результатам изучения организации аудиторской проверки операций по расчетному счету, проводимой в ООО «Боспорэкострой», разработана форма рабочего документа аудитора по проверке целевого расходования средств с расчетного счета (см. табл. 2).
Таблица 1
Рабочий документ аудитора по подтверждению оборотов по счету 50 «Касса» за период
По данным аудитора |
По оборотно-сальдовой ведомости |
Отклонение |
Первичный кассовый документ |
По данным аудитора |
По оборотно-сальдовой ведомости |
Отклонение |
||||||||||
В дебет счета 50 с кредита счетов |
В дебет счета 50 с кредита счетов |
дата |
№ |
регистрация в журнале |
С кредита счета 50 в дебет счетов |
С кредита счета 50 в дебет счетов |
||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
18 |
Всего: |
Всего: |
Всего: |
Всего: |
|||||||||||||
Итоговый оборот |
Итоговый оборот |
Итоговый оборот |
Итоговый оборот |
|||||||||||||
Таблица 2
Рабочий документ аудитора по проверке целевого расходования средств срасчетного счета
По чеку: |
По данным аудитора: |
Вывод аудитора |
||||||||
дата |
№ |
Цель получения денежных средств |
Сумма, руб. |
Сумма, руб. |
Направление расходования денежных средств |
Подтверждающий документ |
Целевое исполь-зование |
Нецелевое использование (сумма, руб.) |
||
наимен. |
дата |
№ |
||||||||
02.09. 2015 |
134 |
Выплата зарплаты |
27320 |
26893 |
Выплата зарплаты |
Платежная ведомость |
02.09. 2015 |
21 |
|
– |
427 |
Командировочные расходы |
Авансовый отчет |
04.09. 2015 |
142 |
– |
427 |
||||
07.09. 2015 |
135 |
Командировочные расходы |
2100 |
2168 |
Командировочные расходы |
Авансовый отчет |
11.09. 2015 |
143 |
|
– |
15.09. 2015 |
136 |
Командировочные расходы |
25328 |
|
– |
|||||
Выплата аванса |
23400 |
Выплата аванса |
Платежная ведомость |
16.09. 2015 |
22 |
|
– |
|||
Хозяйственные нужды |
1860 |
Хозяйственные нужды |
Авансовый отчет |
17.09. 2015 |
144 |
|
– |
|||
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
… |
В предлагаемом рабочем документе в отдельных блоках табличной формы следует отражать:
1) сведения о денежных средствах, полученных в кассу с расчетного счета на определенные цели в следующем разрезе:
– дата и номер чека;- цель получения денежных средств;
– сумма по чеку;
2) сведения о фактическом расходовании денежных средств, полученных с расчетного счета, зафиксированные аудитором в следующем разрезе:
– сумма;
– направление расходования денежных средств;
– подтверждающий документ (наименование, дата, номер);
3) вывод аудитора:
– при подтверждении целевого расходования средств аудитор ставит отметку "";
– при выявлении нецелевого использования средств аудитор отражает соответствующую сумму, рассчитанную им самостоятельно.
При этом следует подчеркнуть, что графы таблицы, в которые заносится сумма, полученная по чеку, и сумма их расходования, отраженная в первичных документах, целесообразно располагать рядом для облегчения визуального выявления возможных расхождений.
Литература:
- Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. № 88 (ред. от 03.05.2000) «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».