В данной статье раскрывается проблема формирования навыков культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Были рассмотрены эффективные методы формирования культуры поведения детей дошкольников.
Ключевые слова: культура, семья, ребенок, воспитание, поведение.
В настоящее время проблема благополучия детей в Российской Федерации и в странах зарубежья в условиях семьи и социальных институтов приобретает особую важность. Семейное воспитание имеет огромное значение в воспитании и образовании любого ребенка, это фундамент, на котором строится вся жизнь.
Вопросом воспитания культуры поведения у старших дошкольников занимались многие психологи и педагоги: Е.А. Алябьева, И.Н. Курочкина, С.Н. Николаева, А.И. Захаров и многие другие.По мнению А. И. Захарова первой социальной группой для ребенка является семья – «единственная группа, которая увеличивается и разрастается благодаря рождению детей» [5, с.52].
Традиции семейного воспитания складывались веками. От времен Аристотеля и Платона до настоящего времени ученые, педагоги и психологи утверждали, что на развитие ребенка, на его становление, его нравственные, физические, умственные и духовные способности влияет только семья.
Далеко не все родители имеют достаточный уровень общей культуры, необходимые для воспитания ребенка. Вот почему главным условием всего педагогического коллектива дошкольного учреждения должно быть - формирование положительных взаимоотношений в семье и норм культуры поведения. Воспитатель может организовывать групповые и индивидуальные собрания, оформлять стенды, где в наглядной форме раскрываются вопросы воспитания культуры поведения детей. От овладения культурой поведения в детском саду, во многом зависит характер будущих отношений личности с другими людьми в учебном, трудовом, семейном и других коллективах [2, с.749]. Умение устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими свидетельствует о высоком уровне нравственной зрелости [3, с. 153].
Если определённые формы поведения усваиваются только как автоматически закреплённые умения, навыки, привычки без эмоционального отношения, нравственной мотивации, они не способствуют воспитанию нравственного поведения. Может оказаться, что воспитанный ребёнок, попав в непривычное для себя условия, тут же растеряет все навыки и будет вести себя самым неожиданным образом. Чтобы не попасть в плен нравственного формализма, необходимо видеть конечную цель воспитания – это выработка у ребёнка внутренних механизмов саморегуляции поведения, в превращении внешних требований, предъявляемых воспитателями, во внутренние мотивы поведения.
Культура общения ребенка предполагает воздержание от неуместных действий в данной обстановке, а также слов и жестикуляций. Ребенка нужно научить замечать состояние других людей, нужно учить воздерживать свои желания, которые в данное время и в данной обстановке недопустимы.
Культурно-гигиенические навыки, являются важной основой культуры поведения. Ребенка нужно учить опрятности, содержание в чистоте тел, одежды, прически. Дети должны понимать, что в соблюдение этих правил проявляется уважение к окружающим. Для формирования культурно – гигиенических навыков можно использовать художественную литературу: «Мойдодыр», «Федорино горе».
Наиболее важными нравственными качествами, которые хотят в детях видеть взрослые: вежливость, отзывчивость, общительность, доброта, скромность, деликатность.
Эффективным методом формирования культуры поведения у старших дошкольников является беседа.
Во время беседы родители дают характеристику поступкам, которые ребенок совершал в общении со сверстниками и взрослыми или увидел. Родители могут включать в беседу отрывки из того или иного художественного произведения. Продолжительность беседы составляет 15-25 минут. Темы бесед могут быть самыми разнообразными: «Мои товарищи», «Я дома», «Наши добрые дела», «Будь вежлив» и многие другие. В содержание беседы можно включить новые требования: застелить аккуратно постель, уступит взрослому место в транспорте, помочь помыть посуду.
Игра одно из наиболее эффективных средств формирования культуры поведения детей. Игра дает ребенку в яркой, доступной и очень интересной форме представления о том, как принято себя вести в той или иной ситуации, заставляет задуматься над своими поведенческими манерами. Для этой цели используют самые разнообразные виды игр: в подвижных играх, в театрализованных играх, в народных играх и так далее.
Летом для детей старшего дошкольного возраста можно организовать экскурсию или прогулку-поход в лес, в парк. Цель прогулок – воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе; обеспечить возможность действенного проявления доброты, взаимопомощи, товарищества [4, с.34].
Используя дынные методы воспитания культуры поведения можно добиться решения следующих задач: формировать доброжелательное отношение во время совместной игры; формирование умение обосновывать свое мнение и умение обосновать его сверстникам или взрослым; формировать активное отношение к хорошим и плохим поступкам; формировать у детей чувство благодарности, заботливого отношения со стороны взрослых или сверстников. Родители или педагог формируют правила поведения в общественных местах, культуры речи, культуру внешнего вида и так далее.
Детям старшего дошкольного возраста необходимо прививать умение правильно обращаться с книжками, вещами, игрушками и после использования убирать на место. Правильно планировать время в процессе деятельности, по завершении деятельности, учить ребенка приводить в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя все предметы, которыми пользовался; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений. Родители должны формировать уважение к окружающим людям и доброжелательность.
Нами было проведено исследование на базе МБДОУ №52 г.Арзамас. В исследовании приняло участие 10 детей старшего возраста. Нами была использована методика «Закончи историю».
Цель данной методики: изучение осознания детьми таких нравственных норм поведения, как: доброта – злость; щедрость – жадность; трудолюбие – лень; правдивость – лживость. Были специально выбраны эти понятия, так как детям эти нравственные нормы наиболее знакомы детям уже в дошкольном возрасте. Детям рассказывают историю, а ребенок должен закончить ее. Исследование проводится в индивидуальном порядке. Все ответы ребенка фиксировались в протоколе.
История первая. У мальчика из коробки на дорогу рассыпались яблоки. Рядом стоял девочка. Она подошла к мальчику и сказала…Что сказала девочка? Почему? Как поступила девочка? Почему?
История вторая. Даше на День Рождения мама подарила большую игрушку. Даша стала с ней играть. К ней подошла младшая сестра Таня и сказала: «Я тоже хочу поиграть с игрушкой». Тогда Даша ответила…Что ответила Даша? Почему? Как поступила Даша? Почему?
История третья. Ребята строили город. Коля не хотел играть, он стоял рядом и смотрел, как играют другие. К детям подошел папа и сказал: «Мы скоро будем обедать. Пора складывать кубики в коробку. Попросите Колю помочь вам». Тогда Коля ответил…Что ответила Коля? Почему? Как поступил Коля? Почему?
История четвертая. Паша и Ваня играли вместе и сломали красивую, дорогую игрушку. Пришла мама и спросила: «Кто сломал игрушку?» Тогда Паша ответил… Что ответил Паша? Почему? Как поступил Паша? Почему
Обработка результатов.
1 балл – ребенок не может оценить поступки детей.
2 балла – ребенок оценивает поведение детей как хорошее или плохо, правильно или неправильно, но не может объяснить почему именно так.
3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не может объяснить.
4 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и достаточно полно и правильно объясняет.
Оценка работы осуществляется по трех бальной системе:
Высокий уровень – от 14до 16 баллов
Средний уровень – от 8до 13 баллов
Низкий уровень – от 4 до 7 баллов.
Данные проведенного эксперимента отражены в таблице 1.
Таблица 1
Критерии оценки уровня осознания нравственных норм поведения детьми старшего дошкольного возраста
№ |
Имя ребенка |
Ист. 1 |
Ист. 2 |
Ист. 3 |
Ист.4 |
Общее кол-во баллов |
Уровень |
1 |
Катя. М |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
Низкий |
2 |
Таня. П |
2 |
4 |
1 |
3 |
10 |
Средний |
3 |
Сережа. Ж |
1 |
3 |
3 |
4 |
11 |
Средний |
4 |
Вова. П |
1 |
2 |
2 |
1 |
6 |
Низкий |
5 |
Коля. И |
2 |
1 |
3 |
2 |
8 |
Низкий |
6 |
Даша. З |
3 |
4 |
4 |
3 |
14 |
Высокий |
7 |
Ваня. К |
2 |
3 |
2 |
4 |
11 |
Средний |
8 |
Люба. С |
3 |
2 |
3 |
1 |
9 |
Средний |
9 |
Женя М. |
1 |
1 |
2 |
2 |
6 |
Низкий |
10 |
Маша Я. |
2 |
4 |
4 |
3 |
13 |
Средний |
Результат исследования показал, что у 50% (5 детей), культуры поведения находится на среднем уровне. Дети осознают нравственные нормы, как доброта-злость, щедрость-жадность, трудолюбие-лень, правдивость-лживость. Они правильно оценивают поведение детей, называют нравственную норму, но не могут объяснить свою оценку. На высоком уровне находится 10% (1 ребенок). Называет правильно нравственную норму, правильно оценивают поведение детей и обосновывают свою оценку. На низком уровне развития культуры поведения находится 40% (4 ребенка). Дети правильно оценивают поведение детей как хорошее — плохое, но не объясняют почему именно так и нравственную норму не формулируют. Таким образом, полученные результаты показывают необходимость разработки и проведения программы по формированию культуры поведения дошкольников.
Литература:
- Жесткова Е.А., Коваль А.Н., Малыгина А.Н.Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. –№8-4. –С. 748-750.
- Курочкина И. Н. Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. М.: Владос, 2003. 286 с.
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1986. 96 с.
- Захарова А. И. (Семья. Сборник. М., 1999.).Неврозы у детей. – СПб.: ДЕЛЬТА, 1996. 73 с.
- Zhestkova E. Specifics of Educational Activity Anti-motivation in Future Teachers Subject to the Training Period // International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S3) 265-269.