Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 18.04.2016

Статья просмотрена: 1954 раза

Библиографическое описание:

Божа, А. В. Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми / А. В. Божа. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.7 (112.7). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28717/ (дата обращения: 18.12.2024).



Педагог дошкольной образовательной организации — ключевая фигура в образовательном процессе. Он организует, наполняет конкретным содержанием и осуществляет коррекционно-педагогический процесс, исходя из задач, требующих педагогического внимания. Особо актуальной становится проблема обеспечения дошкольных образовательных организаций профессионально компетентными педагогическими кадрами, способными к эффективному управлению образовательным процессом и содействию успешной социализации детей дошкольного возраста. Именно поэтому перед профессиональным образованием стоит важная задача сформировать у будущих педагогов дошкольного образования личностно и профессионально значимые компетентности, определяющие их профессиональную готовность к работе с детьми дошкольного возраста. [1, с.2]

Готовность к педагогической деятельности педагога опирается на профессиональную компетентность, выражающуюся в наличии специальных знаний, умений, навыков, а также в особом свойстве личности педагога. Педагог должен быть новатором в своей деятельности, он должен любить свою профессию и добиваться положительных результатов в своей работе.

В настоящее время действует новая парадигмаобразования, основанная на компетентностном подходе, основу которой составляют понятия «компетенция» и «компетентность» и их соотношение друг с другом. Основной причиной трактовки результата образования в терминах компетенция/компетентность, и соответственно, введения компетентностного подхода является его обусловленность общеевропейской и мировой тенденцией интеграции, глобализации мировой экономики, и в частности, неуклонно нарастающими процессами гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования», что связывается с Болонским процессом. Существенно, что наряду с универсализацией преобразований в области степеней, циклов обучения (достепенного и послестепенного); уровня степеней для незаконченного высшего образования; обеспечения студенческой и преподавательской мобильности; международного признания степеней, системы образовательных кредитов и их внедрения, Болонский процесс предполагает и определенную терминологическую унификацию. Это относится и к таким терминам, как компетенция и компетентность [1, с.4].

Следует отметить, что ФГОС ДО были разработаны на основе компетентностного подхода и системы зачетных единиц. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетенций и компетентностей [1, с.1].

Понятие «компетентность» появилось в 60–70 гг. ХХ века в западной, а в конце 1980-х гг. в отечественной литературе. В это время зарождается специальное направление — компетентностный подход к общему и профессиональному образованию, изучаются возможности компетентностного подхода к педагогической деятельности, выявляется различие между понятиями «компетентность» и «компетенция», делаются попытки оценить педагогическую деятельность на основе компетенций.

Все исследователи, изучавшие сущность компетентности и компетенций, делали акцент на их многосторонний, разноплановый и системный характер. По мнению Н. В. Кузьминой, Л. М. Митиной и др. профессиональные компетенции педагога — это:

‒ способность действовать с учетом ограничений и предписаний,

‒ знания, умения, навыки, способы и приемы,

‒ эффективное применение знаний и умений на практике,

‒ ценностные ориентации, мотивы, отношения,

‒ знания и опыт в той или иной области,

‒ осведомленность в круге вопросов,

‒ уровень профессионального мастерства, креативность,

‒ качества, обеспечивающие решение задач [3, с.207].

Компетенция рассматривается, как общая готовность установки связи между знанием и ситуацией, а также способности сформировать процедуру решения проблемы. Различные педагоги, под компетенцией понимают некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, а под компетентностью — уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

Профессиональная компетентность — это интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешную деятельность за счет усвоенных эффективных стратегий. Профессиональная компетентность состоит из компетенций, обеспечивается компетенциями и обнаруживается в компетенциях.

Таким образом, основными чертами компетентностного подхода к подготовке специалистов являются:

‒ общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;

‒ четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;

‒ выявление определенных компетенций, которые также являются целями развития личности;

‒ формирование компетенций как совокупности смысловых ориентаций, базирующихся на постижении национальной и общечеловеческой культуры;

‒ наличие четкой системы критериев измерения, которые можно обрабатывать статистическими методами;

‒ оказание педагогической поддержки формирующейся личности и создание для нее «зоны успеха»;

‒ индивидуализация программы выбора стратегии для достижения цели;

‒ создание ситуаций для комплексной проверки умений практического использования знаний и приобретения ценного жизненного опыта;

‒ интегративная характеристика проявлений личности, связанная с ее способностью совершенствовать имеющиеся знания, умения и способы деятельности по мере социализации и накопления опыта жизнедеятельности [4, с.99].

В Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования нового поколения, в пункте 5.2. отмечено, что воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетентностями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. К ним можно отнести: организацию мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие; организацию различных видов деятельности и общения детей; взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации; взаимодействие с родителями и сотрудниками образовательной организации [1, с.1].

На основании и теоретических положений мы можем выделить ряд профессиональных компетенций будущего педагога дошкольного образования, позволяющих ему осуществлять развитие дошкольников:

‒ социальные компетенции: способность личности обмениваться информацией, заявлять о своих потребностях и интересах, проявлять терпимость к другим людям и их мнениям, обладать определенной эмоциональной устойчивостью, уметь оказывать разнообразную помощь другим людям, участвовать в работе команды;

‒ познавательные компетенции: самостоятельно обрабатывать информацию, концентрироваться на учебе или работе, переносить освоенные способы учения на новые ситуации, находить источники информации, самостоятельно обрабатывать, структурировать информацию и т. д.;

‒ операциональные компетенции: определять цели и порядок работы, уметь противостоять неуверенности и неопределенности, уметь принимать и осуществлять решения, обобщать результаты работы, определять временной регламент работы;

‒ специальные компетенции: планировать методы решения проблемы, осуществлять самоконтроль, обладать профессиональной активностью, гибко перестраиваться в новых ситуациях, оценивать и корректировать планы, выявлять ошибки и находить адекватные способы их устранения [2, с.105].

Профессиональные компетенции являются базисом для внедрения в педагогический процесс компетентностного подхода, который позволяет педагогу дошкольного образования интегрировать знания, умения, навыки и интеллектуальные способности при осуществлении инновационной деятельности и применении на практике современных образовательных технологий [4, с.97].

Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации позволяет под новым углом зрения рассматривать проблему качества подготовки специалистов. Базисным критерием оценки качества образования выступает профессиональная компетентность как «интегральная характеристика специалиста, которая определяет его способность решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности с использованием знаний и жизненного опыта, ценностей и наклонностей. Способность в данном случае понимается не как предрасположенность, а как умение [2, с.120].

Профессиональные компетенции формируются в деятельности и всегда проявляются в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат.

Таким образом, педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. Для того чтобы управлять развитием личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности и профессиональных компетенций педагога выражает одно целое его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Профессиональные компетенции будущего педагога — это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры, к которым можно отнести — речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 июля 2011 г. № 2151 г. Москва «Об утверждении федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» // Российская газета от 21 ноября 2011 г.
  2. Зимняя И. А. Иерархическо-компонентная структура воспитательной деятельности // Воспитательная деятельность как объект анализа и оценивания / Под общ. ред.И. А. Зимней. М., 2003.
  3. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990
  4. Митина Л. М. Психология профессионального развития. М., 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): компетенция, профессиональная компетентность, дошкольное образование, дошкольный возраст, знание, образовательный процесс, педагогическая деятельность, подход, Болонский процесс, образовательная организация.


Похожие статьи

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной образовательной организацией

Особенности взаимодействия педагога с художественно одаренными детьми дошкольного возраста

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Похожие статьи

Роль дошкольного образования в процессе развития творческого потенциала детей

Роль педагога дошкольного учреждения в развитии познавательной активности старших дошкольников

Развитие профессиональной компетентности педагогов в области проектной и исследовательской деятельности с обучающимися

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Роль педагога дополнительного образования в повышении качества учебно-воспитательного процесса при работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивных группах

Роль ранней профориентации в воспитании детей дошкольного возраста

Роль проектной деятельности в процессе обучения и воспитания младшего школьника

Роль контрольно-диагностической деятельности в обеспечении качественного управления дошкольной образовательной организацией

Особенности взаимодействия педагога с художественно одаренными детьми дошкольного возраста

Формирование социальной компетентности студентов в процессе физического воспитания в вузе

Задать вопрос