The article discusses the difference between the school and literary analysis, focuses on how to use them in elementary school. Attention is drawn to tales role in the formation of literary analysis skills, study its main stages.
Keywords: elementary school, literary analysis, literature, fairy tales.
Учитель, получивший литературоведческую подготовку в высшем учебном заведении, придя работать в школу, сталкивается с серьезными вопросами: как трансформировать полученные им литературоведческие знания и умения анализировать текст художественного произведения, чтобы передать свой опыт ученикам, в каком объеме, на каком уровне следует знакомить учеников с тем или иным понятием? Поэтому проблема соотношения школьного и филологического анализа литературного произведения является актуальной для будущих учителей.
В основе анализа литературного произведения в начальной школе лежит литературоведческий (филологический) анализ. Учителю необходимо владеть лингвистическим и литературоведческим видами текстового анализа, чтобы выявлять идею произведения, понимать намерения автора, оценить мастерство писателя с эстетической точки зрения. Но младший школьник не может выполнять все необходимые лингвистические и литературоведческие операции и это необходимо учитывать педагогу. Цель обучения детей — не только выявление истины, но и воспитание любви к чтению, сохранение эмоционального сопереживания ребенка. У юного читателя не возникает потребности анализировать текст, ему кажется, что смысл произведения уже усвоен, а потому необходимости перечитывать нет. Данную потребность необходимо развивать.
Школьный и литературоведческий анализ текста отличаются друг от друга и по объему, и по целям, и по способам изучения художественного текста.
Целью литературоведческого анализа является следующее: выявить историческую проблематику произведения, его художественное своеобразие. Целью жешкольного анализа становится корректировка первичного восприятия ребенком произведения, которое чаще всего является неточным и неполным, для того, чтобы дети могли определить собственную, достаточно точную читательскую интерпретацию литературного текста. Важно понять, какой уровень содержания литературы посилен и необходим ученику, найти способы усвоения данного содержания. Задачей школьного анализа является не полноценное научное исследование, а освоение произведения с читательской точки зрения.Учитель должен организовать на уроке не только учебную деятельность, но и общение класса с литературным текстом.
Известно, что младший школьник максимально эмоционален. Урок литературы не должен останавливаться на сухом разборе, поэтому школьный анализ можно отличить по большей субъективности и художественности. Учитель, начиная урок, должен обладать своей формулировкой, при этом учитывая, что она может быть уточнена и даже изменена учениками в ходе коллективной работы.
Благодаря образности мышления ребенка младшего школьного возраста наиболее удобным для литературоведческого анализа является жанр сказки. Именно сказки составляют основу школьной литературной программы.
П. И. Янченко алгоритм анализа содержания сказки представляет следующим образом: 1. Определение сказочной темы (любовь, животные, семья и др.). 2. Анализ образов и героев (главных и вспомогательных). Герои подразделяются на злых и добрых, на тех, кто мешает герою и тех, кто помогает. 3. Анализ проблем, возникающих в ходе литературного повествования (внешних и внутренних). 4. Способы решения обозначенных проблем.
Таким образом, рассмотрев этапы, мы можем сказать, что, изучая сказку поэтапно, ребенок более подробно узнает ее, запоминает и подвергает личностному анализу.
Всеми своими художественными средствами сказка направляет ребёнка, показывает ему, что такое хорошо и что такое плохо, учит различать зло и добро, верить в справедливость и способствовать ей. И происходит всё это достаточно просто, без педагогической навязчивости и морализирования. Народное сказочное искусство укрепляет в детях оптимистическое восприятие жизни, учит мечтать и, увлекая их воображение, будит творческие способности и устремления»
В. А. Сухомлинский считал сказки основой обучения и воспитания в начальной школе. Он считал, что если ученик при чтении сказки не переживает борьбу сторон добра и зла, то в детской душе что-то надломлено, есть какая-то рана, которую необходимо вылечить [1].
При анализе сказок стоит учитывать основные законы их построения: 1. Одушевление явлений природы и предметов. 2. Очеловечивание явлений, предметов, представление в действительные или фантастические образы. 3. Синтез ряда обыкновенных предметов, явлений, существ в образы, наделенные чудесными, необычными свойствами. 4. Чудесные обращения и превращения. 5. Гиперболизация.
С помощью этих законов в сказочное действие, в эмоциональную сферу сюжета включаются почти все явления существующего мира, все объекты воображения, как реально действующие силы.
Форма анализа сказки может быть самой разнообразной. Обратим внимание на смысловые акценты, значимые с подачи и родителей, и учителя, способствующие положительному влиянию на личностное становление ребенка. Они могут реализовываться в виде вопросов, адресованных детям, в виде беседы о сказке. Рассмотрим примеры вопросов и заданий: 1. Дать характеристику персонажам. 2. Постараться объяснить, почему произошло сюжетное событие. 3. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению. 4. Вопросы, помогающие установить причинно-следственные связи между явлениями. 5. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.
Существует ряд общих рекомендаций к работе над сказкой:
1. Подготавливаясь к чтению сказки необходимо организовать наглядно-практическую деятельность учеников или провести необходимую беседу, для того, чтобы дети смогли правильно воспринять героев и их поступки.
2. Чтение сказки должно сопровождаться показом иллюстраций, диафильма, рисунков, аппликаций и тому подобным.
3. Поскольку сказка предназначена в большей степени именно для устного воспроизведения, необходимо, чтобы учитель использовал чтение-рассказывание. При данной подаче текста заметна интонация, близкая к разговорной речи, рассказ сопровождается мимикой и жестами. Возможно использование аудиозаписей.
4. При проведении анализа сказки не нужно делать акцент на том, что некоторые ее элементы — вымысел, иначе исчезнет очарование сказки. Для наилучшего усвоения смысла произведения, его полного анализа, сказку рекомендуется прочитать по ролям.
5. Пересказ сказки. Он должен представлять собой рассказывание сказки, приближенно к тексту, с использованием выражение и слов, свойственных именно ей. Короткую сказку стоит воспроизводить полностью, длинную — по частям.
Литературный анализ системы образов сказки в начальной школе, как правило, ограничивается анализом героев, однако со временем предстоит обращение и к образам-деталям, и к сказочному миру в целом.
Работа в этом направлении включает в себя несколько этапов: анализ содержания сказки; выделение главных сказочных героев, определение черт характера; обозначение типов персонажей по роли, которой они обладают в сказке; создание словесного портрета; обобщение изученного материала о героях, составление их характеристики; поиск важных связей между сюжетными картинами сказки.
Работа по изучению сюжета состоит из нескольких этапов: осознание главных мотивов сюжета, обозначение причинно-следственных связей; определение функций персонажей, характерных ряда сказок; соотнесение всех элементов сюжета с характерами поступками и действиями героев.
В процессе изучения, важно показать ученикам, как строится сказка, из чего состоит, дать общее представление о героях, о сюжетной линии и роли в них сказочных персонажей, о богатстве художественно-изобразительных средств и образности русской речи, что будет способствовать развитию фантазии и творчества учащихся. За интересным фантастическим сюжетом, за разнообразием героев необходимо помочь ученику увидеть главное, — тонкость и гибкость смысла, чистоту и яркость красок, поэзию народного слова.
Русские волшебные сказки дают обширный материал для развития познавательной активности, творческих способностей, для самораскрытия личности. Такие сказки вызывают особый детский интерес. Именно на основе таких художественных произведений наиболее продуктивно происходит освоение литературоведческого анализа в начальных классах, необходимо лишь знать методы работы с детьми в данном направлении.
Литература:
1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям/В. А. Сухомлинский — Мн.: Народная асвета, 1981.
2. Жесткова Е. А. Духовно-нравственное развитие младших школьников на уроках литературного чтения посредством русской народной сказки / Е. А. Жесткова, А. С. Клычева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2015. — № 1–1 — С. 126–130.
3. Жесткова Е. А. Творческие проблемы работы с художественным произведением на уроках литературного чтения в начальной школе // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сб. материалов Всерос. науч. конф. Арзамас, 17 апреля 2015 г.: / отв. ред. Е. А. Жесткова; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. — С. 306–311.
4. Жесткова Е. А. Сказки В. А. Жуковского: к вопросу об интерпретации сказочных сюжетов // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1. С. 154–157.