В статье рассматриваются проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного отношения друг к другу. Данная статья связана с социальными, культурными особенностями и уровнем духовно-нравственного воспитания младших школьников.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший школьник, многонациональное государство.
Понятие духовно-нравственного воспитания являлось актуальной проблемой на протяжении развития всего общества. В настоящее время духовно-нравственное воспитание занимает огромное место в педагогической деятельности. Так как учитель является наставником своих учеников, именно он должен закладывать в ребенка такие понятия, как нравственность, толерантность, уважение, заложить в нем высшие духовные ценности.
На современном этапе развития российского образования, духовно-нравственное воспитание младших школьников является приоритетным. На основе новых изменений общественно-политической обстановки ФГОС НОО [2].
Осознание многонационального государства является аспектом духовно-нравственного воспитания. В современном обществе понятие многонациональное государство играет большую роль, особенно в нашей стране.
Российская Федерация является многонациональным государством, поэтому формирование толерантности играет особую роль в воспитании младших школьников. Толерантность в переводе от латинскогоtolerantia – терпение, терпеливость. То есть толерантность — это уважение к другой личности, принятие его точки зрения, понимание богатства и разнообразия культур целого мира. Толерантности способствуют открытость, свобода мысли и слова, чувство совести и убеждения.
Многонациональное государство является ценностью нашей страны, поэтому необходимо, чтобы каждый человек обладал такими качествами как взаимопонимание, справедливость, уважение, долг, толерантность. Воспитание толерантной личности основано на нравственных ценностях и идеалах.
Дружба народов России и российский патриотизм обогащают и взаимодополняют друг друга, потому что в многонациональном государстве национальное и гражданско-патриотическое сочетаются как общее и неповторимое.
Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а наоборот, сплачивает их как единое и укрепляет связи с другими народами СНГ и зарубежными странами. В Российском патриотизме сочетаются общенациональные, общероссийские идеи, которые воспринимаются гражданами как ценность единой страны. В российском патриотизме должны сочетаться личные идеи, присущие каждому гражданину и общественные, связанные с развитием и укреплением могущества страны.
Воспитание в многонациональном государстве формируется в соответствии с характером взаимопонимания и взаимоотношений народов, с особенностями этноконфессионального состава населения. Важной особенностью воспитания младших школьников в многонациональной стране является формирование российского патриотизма, чувства дружбы и уважения к другим. Следовательно, воспитание должно руководствоваться такими задачами, как любовь к Отчизне, к своей малой родине, интерес к истории народов, уважение культуры и традиций других народов, а также формирование идеалов и нравственных ценностей.
Нравственные ценности формируются с раннего возраста. Семья играет огромную роль в воспитании личности ребенка, в процессе своего развития ребенок ориентируется на нравственные ценности своей семьи. То есть семья должна быть идеалом нравственности, примером для подрастающего поколения. Духовно-нравственное развитие и воспитание толерантного отношения к другим культурам начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому важно проводить семейные праздники, игры, конкурсы, в которых задействованы члены семей учащихся.
Школа также играет большую роль в воспитании духовно-нравственной личности. В школе у ребенка формируются гуманистические ценности и готовность к толерантному поведению. В школе ребенок интеллектуально просвещается, а также культурно развивается и формируется его гражданская позиция.
Младший школьник более восприимчив к духовно-нравственному воспитанию. Он уже знает, что такое добро и зло, какой поступок является хорошим, осознает добро как высшую нравственную ценность человека. В этом возрасте он способен к милосердию, сочувствию, готов проявить эмпатию. Младший школьник уже осознает и понимает культуру, традиции, нравственные и национальные ценности. Учитывая этническое многообразие России, важной особенность является традиции народов, передаваемые от поколения к поколению.
Традиционные источники нравственности раскрываются в системе нравственных ценностей:
- патриотизм;
- социальная солидарность;
- гражданственность;
- семья;
- традиционные российские религии;
- искусство и литература;
- человечество [1].
Формируя духовно-нравственную культуру младших школьников в первую очередь важно воспитывать национальный идеал, основанный на милосердии, ответственности, толерантности. Развитие нравственности у детей, формирования мировоззрения, различие между добром и злом, уважение к родителям, к людям, к предкам, свобода мысли, слова, честное отношение — все эти понятия незаменимы в развитии личности ребёнка. В многонациональном государстве одним из важнейших аспектов духовно-нравственного воспитания является осознание младшими школьниками ценностей этого многонационального государства.
На основе изучения данной проблемы было проведено анкетирование среди учеников 3х и 4х классов, в школе № 13 города Арзамаса.
На первый вопрос анкетирования отвечали ученики 3-го класса (22 респондента) МБОУ СОШ № 13.
Первый вопрос «как называется страна, в которой ты живёшь?» были получены следующие высказывания:
«Россия» — ответили 20 человек (91 %).
«Арзамас»- ответили 2 человека (9 %).
Второй вопрос анкетирования звучал так «В нашем государстве много национальностей?» получены следующие результаты:
«Да» – ответили 20 человек (91 %).
«Нет» – ответили 2 человека (9 %).
Третий вопрос звучит так: «Какие национальности ты знаешь?» ответили следующим образом:
Чукчи — ответили 11 человек (50 %).
Китайцы — ответили 9 человек (41 %).
Американцы — ответили 8 человек (36,6 %).
Французы — ответили 7 человек (31,8 %).
Украинцы — ответили 7 человек (31,8 %).
Татары — ответили 6 человек (27,2 %).
Немцы — ответили 3 человека (13,6 %).
Японцы — ответили 2 человека (9 %).
Чуваши — ответили 2 человека (9 %).
Африканцы — ответили 2 человека (9 %).
На вопрос четвертый «Есть ли в твоем классе представители других национальностей?» получили следующее:
«Да» — ответил 1 ученик (4,5 %).
«Нет» — ответили 21 человек (95,4 %).
Пятый вопрос «Как ты относишься к детям других национальностей» были следующие критерии ответа:
«Хорошо» — ответили 21 человек (95,4 %).
«Плохо» — не один ученик так не ответил (0 %).
«Безразлично» — ответил 1 человек (4,5 %).
На шестой вопрос «Дружный у вас класс?» 21(95,4 %) ученик ответили «ДА», но один (4,5 %) ответ был «Нет».
Проведенная анкета показала, что дети знают достаточно национальностей, но не очень хорошо осведомлены о народах, которые проживают в России. Классы, в которых проводилось анкетирование, показали, что у ребят товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу.
Таким образом, каждый гражданин России должен обладать интернациональным воспитанием, так как это является необходимым аспектом в жизни и развитии нашей страны. Россия- многонациональное государство, поэтому важно, чтобы ребенок чувствовал товарищество, однородность и уважение по отношению к ребенку другой национальности. Интернациональное воспитание формирует в человеке гуманные, высококультурные межнациональные отношения, независимо от внешних признаков, языка и особенностей.
Ведущее место в процессе патриотического сознания школьников занимает содержание образования. Следовательно, необходимо знакомить детей с особенностями и богатствами нашей страны, знакомить детей с народами государства, прививать чувства ответственности, справедливости, долга, укреплять и развивать дружбу с другими национальностями. Поэтому главной задачей учителя развивать благоприятные взаимоотношения между нациями, воспитатель должны научить ребенка не отвергать другого ребенка по принципу не такой- чужой- плохой, а учить его сотрудничать на равных.
Литература:
- Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников: – http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.