Духовно-нравственный аспект осознания младшими школьниками ценности многонационального государства | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 20.04.2016

Статья просмотрена: 594 раза

Библиографическое описание:

Мошенцева, Л. А. Духовно-нравственный аспект осознания младшими школьниками ценности многонационального государства / Л. А. Мошенцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.7 (112.7). — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28725/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются проблемы воспитания культуры межнационального общения и толерантного отношения друг к другу. Данная статья связана с социальными, культурными особенностями и уровнем духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, младший школьник, многонациональное государство.

Понятие духовно-нравственного воспитания являлось актуальной проблемой на протяжении развития всего общества. В настоящее время духовно-нравственное воспитание занимает огромное место в педагогической деятельности. Так как учитель является наставником своих учеников, именно он должен закладывать в ребенка такие понятия, как нравственность, толерантность, уважение, заложить в нем высшие духовные ценности.

На современном этапе развития российского образования, духовно-нравственное воспитание младших школьников является приоритетным. На основе новых изменений общественно-политической обстановки ФГОС НОО [2].

Осознание многонационального государства является аспектом духовно-нравственного воспитания. В современном обществе понятие многонациональное государство играет большую роль, особенно в нашей стране.

Российская Федерация является многонациональным государством, поэтому формирование толерантности играет особую роль в воспитании младших школьников. Толерантность в переводе от латинскогоtolerantia – терпение, терпеливость. То есть толерантность — это уважение к другой личности, принятие его точки зрения, понимание богатства и разнообразия культур целого мира. Толерантности способствуют открытость, свобода мысли и слова, чувство совести и убеждения.

Многонациональное государство является ценностью нашей страны, поэтому необходимо, чтобы каждый человек обладал такими качествами как взаимопонимание, справедливость, уважение, долг, толерантность. Воспитание толерантной личности основано на нравственных ценностях и идеалах.

Дружба народов России и российский патриотизм обогащают и взаимодополняют друг друга, потому что в многонациональном государстве национальное и гражданско-патриотическое сочетаются как общее и неповторимое.

Российский патриотизм не противопоставляет народы страны, а наоборот, сплачивает их как единое и укрепляет связи с другими народами СНГ и зарубежными странами. В Российском патриотизме сочетаются общенациональные, общероссийские идеи, которые воспринимаются гражданами как ценность единой страны. В российском патриотизме должны сочетаться личные идеи, присущие каждому гражданину и общественные, связанные с развитием и укреплением могущества страны.

Воспитание в многонациональном государстве формируется в соответствии с характером взаимопонимания и взаимоотношений народов, с особенностями этноконфессионального состава населения. Важной особенностью воспитания младших школьников в многонациональной стране является формирование российского патриотизма, чувства дружбы и уважения к другим. Следовательно, воспитание должно руководствоваться такими задачами, как любовь к Отчизне, к своей малой родине, интерес к истории народов, уважение культуры и традиций других народов, а также формирование идеалов и нравственных ценностей.

Нравственные ценности формируются с раннего возраста. Семья играет огромную роль в воспитании личности ребенка, в процессе своего развития ребенок ориентируется на нравственные ценности своей семьи. То есть семья должна быть идеалом нравственности, примером для подрастающего поколения. Духовно-нравственное развитие и воспитание толерантного отношения к другим культурам начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Поэтому важно проводить семейные праздники, игры, конкурсы, в которых задействованы члены семей учащихся.

Школа также играет большую роль в воспитании духовно-нравственной личности. В школе у ребенка формируются гуманистические ценности и готовность к толерантному поведению. В школе ребенок интеллектуально просвещается, а также культурно развивается и формируется его гражданская позиция.

Младший школьник более восприимчив к духовно-нравственному воспитанию. Он уже знает, что такое добро и зло, какой поступок является хорошим, осознает добро как высшую нравственную ценность человека. В этом возрасте он способен к милосердию, сочувствию, готов проявить эмпатию. Младший школьник уже осознает и понимает культуру, традиции, нравственные и национальные ценности. Учитывая этническое многообразие России, важной особенность является традиции народов, передаваемые от поколения к поколению.

Традиционные источники нравственности раскрываются в системе нравственных ценностей:

- патриотизм;

- социальная солидарность;

- гражданственность;

- семья;

- традиционные российские религии;

- искусство и литература;

- человечество [1].

Формируя духовно-нравственную культуру младших школьников в первую очередь важно воспитывать национальный идеал, основанный на милосердии, ответственности, толерантности. Развитие нравственности у детей, формирования мировоззрения, различие между добром и злом, уважение к родителям, к людям, к предкам, свобода мысли, слова, честное отношение — все эти понятия незаменимы в развитии личности ребёнка. В многонациональном государстве одним из важнейших аспектов духовно-нравственного воспитания является осознание младшими школьниками ценностей этого многонационального государства.

На основе изучения данной проблемы было проведено анкетирование среди учеников 3х и 4х классов, в школе № 13 города Арзамаса.

На первый вопрос анкетирования отвечали ученики 3-го класса (22 респондента) МБОУ СОШ № 13.

Первый вопрос «как называется страна, в которой ты живёшь?» были получены следующие высказывания:

 «Россия» — ответили 20 человек (91 %).

 «Арзамас»- ответили 2 человека (9 %).

Второй вопрос анкетирования звучал так «В нашем государстве много национальностей?» получены следующие результаты:

 «Да» – ответили 20 человек (91 %).

 «Нет» – ответили 2 человека (9 %).

Третий вопрос звучит так: «Какие национальности ты знаешь?» ответили следующим образом:

 Чукчи — ответили 11 человек (50 %).

 Китайцы — ответили 9 человек (41 %).

 Американцы — ответили 8 человек (36,6 %).

 Французы — ответили 7 человек (31,8 %).

 Украинцы — ответили 7 человек (31,8 %).

 Татары — ответили 6 человек (27,2 %).

 Немцы — ответили 3 человека (13,6 %).

 Японцы — ответили 2 человека (9 %).

 Чуваши — ответили 2 человека (9 %).

 Африканцы — ответили 2 человека (9 %).

На вопрос четвертый «Есть ли в твоем классе представители других национальностей?» получили следующее:

 «Да» — ответил 1 ученик (4,5 %).

 «Нет» — ответили 21 человек (95,4 %).

Пятый вопрос «Как ты относишься к детям других национальностей» были следующие критерии ответа:

 «Хорошо» — ответили 21 человек (95,4 %).

 «Плохо» — не один ученик так не ответил (0 %).

 «Безразлично» — ответил 1 человек (4,5 %).

На шестой вопрос «Дружный у вас класс?» 21(95,4 %) ученик ответили «ДА», но один (4,5 %) ответ был «Нет».

Проведенная анкета показала, что дети знают достаточно национальностей, но не очень хорошо осведомлены о народах, которые проживают в России. Классы, в которых проводилось анкетирование, показали, что у ребят товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общее поручение выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу.

Таким образом, каждый гражданин России должен обладать интернациональным воспитанием, так как это является необходимым аспектом в жизни и развитии нашей страны. Россия- многонациональное государство, поэтому важно, чтобы ребенок чувствовал товарищество, однородность и уважение по отношению к ребенку другой национальности. Интернациональное воспитание формирует в человеке гуманные, высококультурные межнациональные отношения, независимо от внешних признаков, языка и особенностей.

Ведущее место в процессе патриотического сознания школьников занимает содержание образования. Следовательно, необходимо знакомить детей с особенностями и богатствами нашей страны, знакомить детей с народами государства, прививать чувства ответственности, справедливости, долга, укреплять и развивать дружбу с другими национальностями. Поэтому главной задачей учителя развивать благоприятные взаимоотношения между нациями, воспитатель должны научить ребенка не отвергать другого ребенка по принципу не такой- чужой- плохой, а учить его сотрудничать на равных.

Литература:

  1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников: – http://www.r-komitet.ru/school/program/action2009/razdel/cdn.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Основные термины (генерируются автоматически): многонациональное государство, духовно-нравственное воспитание, российский патриотизм, ребенок, ценность, младший школьник, интернациональное воспитание, россия, свобода мысли, толерантное отношение.


Похожие статьи

Важность гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается важность гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста и его основные задачи: формирование гражданской и патриотической идентичности, понимания прав и обязанностей, развития чувства патриотизма, осоз...

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В данной статье автор уточняет и раскрывает основные понятия патриотического воспитания детей. Автор приходит к выводу, что именно в дош...

Формирование гражданской идентичности кадет в современном российском обществе

В статье подробно изучается процесс формирования гражданской идентичности кадет, обучающихся в довузовских образовательных организациях Министерства обороны. При этом особое внимание уделяется роли этих учреждений в формировании сознания обучающихся ...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Детско-родительские отношения, их влияние на будущее детей

В данной статье поднимается проблема влияния детско- родительских отношений на дальнейшее будущее ребенка, в том числе на его адаптацию во взрослой жизни. Так же в статье рассматриваются стили воспитания, которые свойственны родителям с разными психо...

Особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении в ходе реализации федеральной образовательной программы дошкольной организации

Статья рассматривает особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном учреждении в ходе реализации Федерального образовательной программы дошкольного образования. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно начинатьс...

Роль школьной администрации в формировании нравственного самосознания учащихся

Образование и воспитание выступает действенным средством социализации личности в современных условиях глобальных преобразований в мире, повышенной конфликтогенности социума. В статье рассматриваются вопросы воспитания человечности, адаптация молодёжи...

Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве

Ведущая роль в проявлении этнических особенностей, мировоззрения, их проявления в многонациональном обществе принадлежит этнопедагогике. Этнопедагогическая среда формирует личность человека — носителя своей культуры, и в то же время способного усваив...

Роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Статья посвящена рассмотрению роли праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников. В силу неотъемлемого влияния художественно-эстетического компонента на всестороннее развитие личности, начинающееся в дошкольном возрасте, рассматриваем...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Похожие статьи

Важность гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста

В данной статье рассматривается важность гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста и его основные задачи: формирование гражданской и патриотической идентичности, понимания прав и обязанностей, развития чувства патриотизма, осоз...

Патриотическое воспитание детей как психолого-педагогическая проблема дошкольного образования

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи. В данной статье автор уточняет и раскрывает основные понятия патриотического воспитания детей. Автор приходит к выводу, что именно в дош...

Формирование гражданской идентичности кадет в современном российском обществе

В статье подробно изучается процесс формирования гражданской идентичности кадет, обучающихся в довузовских образовательных организациях Министерства обороны. При этом особое внимание уделяется роли этих учреждений в формировании сознания обучающихся ...

Психолого-педагогические особенности народных сказок в воспитании толерантности у дошкольников

Проблема воспитания толерантности у молодого поколения объективно исходит из событий последних лет развития общества, что продиктовано с динамикой развития политики, экономики, культуры и миграции граждан. Современные научные исследования и криминаль...

Детско-родительские отношения, их влияние на будущее детей

В данной статье поднимается проблема влияния детско- родительских отношений на дальнейшее будущее ребенка, в том числе на его адаптацию во взрослой жизни. Так же в статье рассматриваются стили воспитания, которые свойственны родителям с разными психо...

Особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном образовательном учреждении в ходе реализации федеральной образовательной программы дошкольной организации

Статья рассматривает особенности патриотического воспитания детей в современном дошкольном учреждении в ходе реализации Федерального образовательной программы дошкольного образования. Автор подчеркивает, что патриотическое воспитание должно начинатьс...

Роль школьной администрации в формировании нравственного самосознания учащихся

Образование и воспитание выступает действенным средством социализации личности в современных условиях глобальных преобразований в мире, повышенной конфликтогенности социума. В статье рассматриваются вопросы воспитания человечности, адаптация молодёжи...

Этнопедагогические подходы в образовательном пространстве

Ведущая роль в проявлении этнических особенностей, мировоззрения, их проявления в многонациональном обществе принадлежит этнопедагогике. Этнопедагогическая среда формирует личность человека — носителя своей культуры, и в то же время способного усваив...

Роль праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников

Статья посвящена рассмотрению роли праздников в художественно-эстетическом развитии дошкольников. В силу неотъемлемого влияния художественно-эстетического компонента на всестороннее развитие личности, начинающееся в дошкольном возрасте, рассматриваем...

Портретный жанр как средство эстетического воспитания дошкольника

В своей статье автор раскрывает педагогические условия для педагогов, которые позволяют знакомить детей дошкольного возраста с одним из жанров изобразительного искусства — портретом. Благодаря целенаправленной педагогической работе педагога-дошкольни...

Задать вопрос