Синтез и анализ лингвистической системы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 19.04.2016

Статья просмотрена: 2260 раз

Библиографическое описание:

Рахимова, М. И. Синтез и анализ лингвистической системы / М. И. Рахимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 1159-1161. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28736/ (дата обращения: 17.10.2024).



В данной статье идет речь о синтезе и анализе лингвистической системы, языковых констант (языковых единиц).

Ключевые слова: картина мира языковая, формализация языковая, виды организации языковой системы, формализация, экстраполяция

Любой язык по своей природе логичен, но не абсолютно. Основное качество языка — системность — обусловлено выполнением в мышлении человека логических операций синтеза и анализа. Анализ и синтез являются основными способами мышления человека, выявляющими причинно-следственные отношения в мире. Реально этих связей может и не быть, но их выстраивание помогает человеку ориентироваться в мире, что со временем формирует такую особенность человеческого мышления, как память. В памяти откладывается мир, но не таким, каким я является в реальности, а в виде расчленённых и связанных между собой представлений выраженных вербальными знаками. Память — это хранилище сжатой (с изменениями или без изменений) значимой информации. Весь этот опыт необходим человеку не только для того, чтобы осуществлять адекватную социальную деятельность, но и для того, чтобы развиваться интеллектуально.

Синтез и анализ важны для ориентации человека в языковой системе, а следовательно, и для его включения в социальное пространство, в рамках которого люди объединены одним языком. Человек попадая в общество, проходит не только социальную, но и языковую адаптацию. Он пытается найти свое место в социуме и определить в нем свою роль. Он пытается познать универсальные законы общества и усвоить общепринятую (в том числе и языковую) модель поведения. Однако универсальность — лишь одна сторона языковой активности. Имея уникальное мышление, человек обречен иметь и уникальное его выражение, выходящее за рамки строгой логики. Соотношение анализа и синтеза в лингвистике определяет формирование субъективных и объективных языков.

Лингвистическая система состоит из языковых констант (языковых единиц), связей и отношений между ними, правил языка и алгоритмов объединения языковых единиц по соответствующим правилам с учетом существующих связей. Выполняемые человеком операции синтеза и анализа позволяет ему следовать алгоритмам лингвистики в процессе его использования. Логические операции анализа и синтеза управляют закономерными процессами в языке и речи, и с этой точки зрения значение синтеза и анализа в развитии лингвистики и мыслительной активности человека является определяющим.

Анализ и синтез лежат в основе понимания и восприятия слов и связей между ними, они определяют разграничение значения и смысла слова и формируют умение оперировать правилами лингвистики. В этом отношении выявляется не только детерминизм процессов, протекающих в языке и речи, но и индетерминизм, поскольку синтез не является строго логической операцией. Синтез предполагает прогнозирование, которое не всегда оказывается верным или соответствующим известной системе. Прогноз осуществляется действием одного из основных принципов человеческого мышления и проявления рассудочной деятельности человека как биологического вида — экстраполяцией.

Экстраполяция позволяет по- новому объединять расчлененные представления о мире, но с учетом личного опыта и переживания, она формирует лингвистическую картину мира. Развитие экстраполятивного мышления древних людей привело к отходу от предметного способа мышления и обусловило развитие отвлеченности и абстрактности в системе языков. Именно этот процесс во многом определил формирование метонимического и метафорического типов изменений в смысловой структуре слова и определил векторную направленность развития семантики всех известных языковых систем в целом.

Абстрактность — вектор развития всех языков, это семантический закон, определяющий развитие языков, выражение детерминизма в лингвистике, однако семантическое наполнение каждого языка неповторимо, и в этом выражается стохастичность языковых процессов. Однако абстрактное представление является настолько широким и объемным, что в значении абстракций людям приходится договариваться. В результате происходит конвенционализация стандартизация представлений и знаний о мире, а также конвенционализация стандартизация модели мира в целом. Это неизбежный процесс, характеризующиеся использованием языка в обществе, поскольку язык должен подчиняться коллективному мышлению, имеющему универсальный характер.

Лингвистическая активность индивидов способствует формированию языка как системы, представленной в виде многоуровневой классификации. На основании разграничения внутренней и внешней языковой активности человека и воздействия оказываемого человеком на язык, языковую систему можно рассматривать и как искусственную классификацию, элементами которой выступают модульные единицы, и как естественную классификацию, элементами которой являются автономные единицы.

В целом естественная классификация формируется путем «снизу вверх» поскольку в мышлении человека в языковую систему входят языковые единицы как автономные объекты. Искусственная классификация имеет направление «сверху вниз», так как имеет дело с модульными единицами.

Классификация языка предполагает его стандартизацию. Естественная стандартизация отражает потребности всего общества, а искусственная — потребности научного сообщества и государства. В процессе освоения языка, предлагаемого обществом, индивид стремится, с одной стороны, соответствовать стандартным языковым показателям, а с другой — выразить свою индивидуальность. В этом отношении язык является не только классификацией, он является классификатором, поскольку определяет дальнейшее направление мышления человека в области построения классификации языка.

Подчеркивается, что логические операции синтеза и анализа, находящиеся в основании метода классификации, позволяют осмысливать язык как систему, единицы которой находятся в постоянном взаимодействии, а доступность этого метода позволяет языку быть системой высокой степени надежности. Функционирование языка определяется правилами оперирования его единицами, делает его системой высокой точности и надежности, поскольку именно это обеспечивает языку стабильность при возникновении диссипативных структур.

Языковая активность человека, которую он проявляет в обществе, ориентирована на вербализацию возникшей в мышлении человека идеи. Инициатором идеи всегда выступает индивид, который вербализует ее в рамках своего субъективного языка. Процесс вербализации обусловлен осуществлением индивидом мыслительных логических операций синтеза и анализа, способствующих структурализации представлений о языке в мышлении человека. Анализ и синтез выделяются лишь условно — в их действии противоположных логических направлениях, они являются мыслительными категориями, использующимися носителем языка — субъектом речи. Однако они не могут осуществляться независимо друг от друга, поскольку представляют собой связанное единство. Вербализованная идея может быть принята объективным языком в случае его общественного одобрения и признания другими людьми, в этом случае она приобретает конвенциональный, кодифицированный и стандартизированный характер. Творческий потенциал, реализуемый в языковой активности и речевой деятельности человека, обогащает систему объективного языка вербализованными идеями и тем самым способствует эволюции языка посредством активизации механизмов его развития.

Формирование и развитие языка определяется внутренним стремлением языка к формализации. Этот механизм является основным способом естественного и искусственного кодирования человеком и обществом представлений и знаний о мире. Формализация также обусловлена осуществлением в мышлении человека логических операций синтеза и анализа. Реализация этого процесса необходима прежде всего для выражения мыслей человека в рамках субъективного языка и стандартизации объективного языка.

Таким образом, лингвистика представляет собой ненаправленную языковую деятельность и определяет континуальное развитие языковой системы, ориентированной на выражение мыслей и понятий человека.

Литература:

  1. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы языка. –М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1995.
  2. Бушуй А. М. Сущность языка как проблема общей лингвистики. — Самарканд: СамГИИЯ, 2004.
  3. Бушуй А. Язык и действительность. — Ташкент: Фан, 2005.
  4. Кузнецов А. М. Общее языкознание Москва, 2015
Основные термины (генерируются автоматически): язык, языковая система, анализ, логическая операция синтеза, мышление человека, единица, объективный язык, синтез, естественная классификация, искусственная классификация.


Ключевые слова

экстраполяция, картина мира языковая, формализация языковая, виды организации языковой системы, формализация

Похожие статьи

Концепт «цвет» в языковой картине мира

В статье дана разносторонняя характеристика понятиям «концепт» и «языковая картина мира»; предпринята попытка выяснить, каким образом посредством концептов отображаются лингвоспецифические особенности менталитета; выявлены специфические черты устройс...

Возможности интерпретации вербализации понятийного компонента концептов

В данной статье рассмотрены некоторые подходы к анализу структуры концепта, выделены основные характеристики понятийного компонента на примере концепта «вода (как природное явление)».

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

В данной статье идет речь о взаимосвязи и мышления иностранного языка, речи и его формирования.

Специфика языковой картины мира как наследия национальной культуры народа

В статье рассматривается специфика языковой картины мира как наследия национальной культуры народа, так как язык — это важнейший способ строения знаний человека о мире. Автор анализирует особенности таких понятий, как «языковой промежуточный мир», «я...

Лингвистика и формы ее взаимообусловленности

В данной статье идет речь об отборах в современных лингвистических теориях, синтаксической теории языка при анализе семантического различия.

Теория концептуальной интеграции и лингвистические средства ее выражения

В статье рассматриваются основные положения теории концептуальной интеграции, включая структуру, этапы и свойства процесса концептуальной интеграции; также представлены лингвистические средства выражения теории концептуальной интеграции.

Понятие системы. Сложная системная интеграция

С единой методологической позиции рассматриваются проблемы самоорганизации сложных систем, передачи и использования биологической информации и другие волнующие задачи природы живого, не исключающей внимательного отношения к научной, философской и мис...

Сравнение как объект лингвистического исследования

В данной статье реализован анализ конструкции сравнения в качестве объекта лингвистического исследования. Детально изучены различные точки зрения отечественных лингвистов на предмет исследования сравнения в художественном тексте. Также определены рол...

Типы транспозиции частей речи в современном русском языке

В данной статье рассматриваются типы транспозиции частей речи в современном русском языке, теоретические сведения подтверждаются примерами.

Особенности метода визуализации учебной информации

В статье рассматриваются базовые положения о визуализации учебной информации, предоставляются характеристики визуальной информации, ее свойства и условия формирования.

Похожие статьи

Концепт «цвет» в языковой картине мира

В статье дана разносторонняя характеристика понятиям «концепт» и «языковая картина мира»; предпринята попытка выяснить, каким образом посредством концептов отображаются лингвоспецифические особенности менталитета; выявлены специфические черты устройс...

Возможности интерпретации вербализации понятийного компонента концептов

В данной статье рассмотрены некоторые подходы к анализу структуры концепта, выделены основные характеристики понятийного компонента на примере концепта «вода (как природное явление)».

Мышление и его взаимосвязь с иностранным языком

В данной статье идет речь о взаимосвязи и мышления иностранного языка, речи и его формирования.

Специфика языковой картины мира как наследия национальной культуры народа

В статье рассматривается специфика языковой картины мира как наследия национальной культуры народа, так как язык — это важнейший способ строения знаний человека о мире. Автор анализирует особенности таких понятий, как «языковой промежуточный мир», «я...

Лингвистика и формы ее взаимообусловленности

В данной статье идет речь об отборах в современных лингвистических теориях, синтаксической теории языка при анализе семантического различия.

Теория концептуальной интеграции и лингвистические средства ее выражения

В статье рассматриваются основные положения теории концептуальной интеграции, включая структуру, этапы и свойства процесса концептуальной интеграции; также представлены лингвистические средства выражения теории концептуальной интеграции.

Понятие системы. Сложная системная интеграция

С единой методологической позиции рассматриваются проблемы самоорганизации сложных систем, передачи и использования биологической информации и другие волнующие задачи природы живого, не исключающей внимательного отношения к научной, философской и мис...

Сравнение как объект лингвистического исследования

В данной статье реализован анализ конструкции сравнения в качестве объекта лингвистического исследования. Детально изучены различные точки зрения отечественных лингвистов на предмет исследования сравнения в художественном тексте. Также определены рол...

Типы транспозиции частей речи в современном русском языке

В данной статье рассматриваются типы транспозиции частей речи в современном русском языке, теоретические сведения подтверждаются примерами.

Особенности метода визуализации учебной информации

В статье рассматриваются базовые положения о визуализации учебной информации, предоставляются характеристики визуальной информации, ее свойства и условия формирования.

Задать вопрос