Ключевые слова: знания, тенденция, интерактивное обучение, участвовать в дискуссиях, коммуникативно-развивающую, воспитания, тренинг, дискуссия, деловая и дидактическая игра, презентация, составление кейса.
Основным требованием, предъявляемым в настоящее время к обучению иностранным языкам, является требование коммуникативности. Это значит, что процесс обучения русскому языку и его усвоение должен быть адекватен реальному процессу коммуникации посредством этого языка или, по крайней мере, в максимальной степени приближаться к реальному коммуникативному процессу. Прогрессирующее развитие международных контактов и связей в политике, экономике, культуре и других областях обуславливает последовательную ориентацию современной методики обучения иностранным языкам на реальные условия коммуникации. Стремление к коммуникативной компетенции, как конечному результату обучения, предполагает не только владение соответствующей иноязычной техникой, но и усвоение колоссальной неязыковой информации, необходимой для адекватного обучения и взаимопонимания, потому что последнее недостижимо без основных сведений общающихся об окружающей действительности. «Учитель как субъект педагогической деятельности становится не просто человеком, способным передать знания и умения. Он становится творцом собственной деятельности: преобразует, оценивает ее результаты и себя в ней». Обучение должно строиться не только на прохождении учебных тем, изучении готовых текстов, а и на обсуждении актуальных жизненных проблем. При этом студенты должны получать возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни академической группы, института, города, страны, обосновывать и отстаивать собственное мнение. Только осмысленные и всесторонне проверенные на практике знания становятся подлинным достоянием человека — наш ум не расстается с теми истинами, которые для себя считает доказанными. В последние годы в методике преподавания иностранных языков наметилась тенденция к переходу от коммуникативного подхода к его разновидности — интерактивному подходу. Важно подчеркнуть, что интерактивное обучение требует от преподавателя необходимых методических и психологических знаний и умений. Например, умение использовать технику, позволяющую включить всех участников учебного занятия в процесс обсуждения, умение осуществлять психологическую подготовку участников и правильно организовывать пространство для занятия, умение регламентировать этапы работы и визуализировать ключевые понятия и т. д. Педагогу, решившему использовать формы интерактивного обучения, необходимо всему этому учиться. Суть интерактивных методов обучения состоит в том, что учебный процесс организован на основе взаимодействия, диалога, в ходе которого студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Для этого организуется индивидуальная, парная и групповая работа, ролевые и деловые игры, работа с документами и различными источниками информации, учебные «мозговые штурмы», разнообразные творческие работы. При коммуникативно-интерактивном обучении студенты овладевают речевым этикетом, учатся решать различные коммуникативные задачи. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие, а не наоборот. «Взаимодействие, интеракция — это коллективная деятельность, которая рассматривается нами не со стороны содержания или продукта, а в плане социальной ее организации». При коммуникативном обучении развитие мышления осуществляется не столько путем сравнения с родным языком, сколько за счет решения постоянно усложняющихся речемыслительных задач разного уровня проблемности, отражающих содержание процесса общения. Тем самым развивается познавательная и коммуникативная функция общения. Коммуникативно-интерактивный метод обучения впервые выдвинул положение о том, что общению следует обучать только через общение. Однако значение общения как вида человеческой деятельности не ограничивается указанной функцией. Тем более, когда основной целью обучения является овладение неродным языком как средством формирования личности студента. В этом случае общение может быть использовано также в качестве канала воспитания, познания и развития. Интерактивная методика обучения — это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Местo преподавателя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности студентов на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми студент изучает материал). В интерактивном обучении деятельность преподавателя меняется коренным образом. Теперь главная задача преподавателя не «донести», «преподнести», «объяснить» и «показать» студентам, а организовать совместный поиск решения возникшей перед ними задачи. Преподаватель не высказывает готовых истин, его задача — организовать поиск и обсуждение. Интерактивный метод обучения решает одновременно три основные задачи: познавательную; коммуникативно-развивающую; социально-ориентационную. Следует выделить следующие нормы поведения в процессе интерактивного обучения: в совместной работе нет «актеров» и «зрителей», все — участники; каждый член группы заслуживает того, чтобы его выслушали не перебивая; следует говорить так, чтобы тебя понимали; высказываться непосредственно по теме, избегая лишней информации; если прозвучавшая информация не вполне ясна, задавать вопросы «на понимание» (например, «Правильно ли я понял?»..); только после этого делаются выводы; каждый имеет право попросить каждого о помощи; каждый обязан помочь тому, кто обращается за помощью; критикуются идеи, а не личности; цель в совместной деятельности заключается не в «победе» какой-либо одной точке зрения, а в возможности найти лучшее решение, узнав разные мнения по проблеме.2 Коммуникативно — интерактивный метод обучения строится таким образом, что все его содержание и организация пронизаны новизной. Новизна предписывает использование текстов и упражнений, содержащих для студентов нечто новое, отказ от многократного чтения одного и того же текста или упражнения с тем же заданием; вариативность текстов разного содержания, но построенных на одном и том же материале; постоянную вариативность компонентов воссоздаваемых ситуаций, условий обучения, форм речевых высказываний, заданий и приемов их выполнения и т. п. Таким образом, новизна обеспечивает отказ от произвольного заучивания, развивает рече производство, артистичность и продуктивность речевых умений студентов, вызывает интерес к учебной, познавательной и любой другой деятельности. Существует огромное множество реально существующих ситуаций общения. Поэтому речевые умения должны развиваться на основе упражнений в условиях учебных речевых ситуаций, моделирующих реальное речевое общение. На уроках нужно создавать такую речевую ситуацию, которая обеспечит студентов потребностью в речевом общении и побудит к выражению мысли, и использованию при этом определенного языкового материала. («Мозговой штурм», «Аквариум», «Урок-конкурс», «Эрудит», «Блиц-опрос» и т. д.) Важно отметить, что на начальном и среднем этапах мы сами создаем ситуации общения и определяем тему и языковой материал. На последующем этапе используется ситуация частично управляемая преподавателем, который контролирует происходящее с точки зрения временной и тематической выдержанности, а также нормативной правильности. Для обучения неподготовленной устной речи большое значение имеет систематически и преднамеренно создаваемые проблемные ситуации, способствующие возникновению мотива и потребности высказывания, активизации мыслительной деятельности. Принцип проблемности играет большую роль в формировании интереса к содержанию обучения и самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает учебную мотивацию и дает возможность студентам проявить умственную самостоятельность и инициативность. Трудность управления проблемным обучением в том, что возникновение проблемной ситуации — акт индивидуальный, поэтому от преподавателя требуется использование дифференцированного и индивидуального подхода. Если при традиционном обучении преподаватель излагает теоретические положения в готовом виде, то при проблемном обучении он подводит студентов к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос. Типичные задания проблемного обучения: рассмотреть явление с различных позиций, про вести сравнение, обобщение, сформулировать выводы из ситуации, сопоставить факты, сформулировать самим конкретные вопросы. Для создания проблемных ситуаций, которые в дальнейшем приводят к формированию навыков говорения следует прибегать к различным источникам информации (книга, газета, аудио и видео записи, интернет и т. д.) и разным по своему характеру вербальным и не вербальным опорам, а так же к конкретным приемам обучения. Учебная проблема может быть выражена в форме задания, которое, прежде всего, активизирует его познавательную деятельность, напри мер тренинг, дискуссия, деловая и дидактическая игра, презентация, составление кейса, разработка индивидуального и группового проектов и т. д. Метод «Кластер» представляет собой запись фраз по ключевому слову, которые на стадии осмысления, после просмотра текста учебника анализируются и дополняются новыми ассоциациями. Данный метод представлен несколькими видами: классический кластер, бумажный кластер (студентам раздаются карточки со словами, необходимо выбрать те, которые относятся к изучаемой теме и расположить их в определённом порядке вокруг ключевого слова) Интерактивные методики способствуют интенсификации процесса обучения. Они позволяют сделать знания более доступными, анализировать учебную информацию, творчески подходить к усвоению учебного материала. Для организации изучения нового материала преподаватель может использовать методы «Каждый учит каждого», «Мозаика», «Оцениваемая дискуссия». В процессе контроля усвоения знаний по текущей теме студентам можно предложить интеллектуальную игру «Эрудит». Конечно, применение этих методов требует большего количества времени, чем лекция преподавателя. Но, согласно «пирамиде обучения», именно в этом случае происходит лучшее усвоение знаний. Принцип вариативности режима работы предусматривает обмен профессионально значимой информацией на групповом и индивидуальном уровнях, а также сочетание аудиторной и домашней работы с использованием современных средств связи. Сочетая принцип дифференцированного подхода с принципом учета индивидуальных особенностей, преподаватель становится более свободен в выборе методических приемов и разнообразных стимулов, способных поддерживать мотивацию и умственную активность студентов в течение всего периода обучения. Только проработанное и обдуманное применение методов в сочетании с основательным знанием темы обеспечивает планомерное развитие образовательной ситуации. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и студента: активность преподавателя уступает место активности студента, а задачей преподавателя становится создание условий для их инициативы. В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что студент получает ее не в виде уже готовой системы от преподавателя, а в процессе собственной активности. С другой стороны, студент в процессе взаимодействия на занятии с другими студентами, преподавателем овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, к окружающему миру, усваивает различные механизмы поиска знаний. я. Использование на занятиях иностранного языка интерактивных игр и компьютерных технологий позволит решать одновременно несколько задач: развивать коммуникативные умения и навыки, помогать установлению контактов между студентами, обеспечивать воспитательную деятельность, прививать навыки самостоятельной работы. Кроме того, использование интерактивных игр и компьютерных технологий, позволит снизить психическую нагрузку студентов, даст возможность менять формы их деятельности, переключать внимание на узловые вопросы занятий. Именно интерактивные методы позволяют студентам почувствовать свои силы, свои способности. Компьютер позволяет качественно изменить контроль за деятельностью студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.
Литература:
- Трещев А. М. Профессионально-субъектная позиция учителя, Астрахань, 2000
- Леонтьев А. А. Принцип коммуникативности и психологические основы интенсификации обучения иностранным языкам // М. 1982, с.48–52.
- Емелина М. В. Интерактивное обучение в системе методической работы школы.