Статья посвящена задаче формирования слухо-произносительных навыков. Рассматриваются некоторые определения слухо-произносительных навыков, их типы, этапы формирования произношения. Приводятся различные виды упражнений, используемых авторами современных учебников.
Ключевые слова: слухо-произносительные навыки, упражнение, виды упражнений, этапы, активное слушание, воспроизведение.
The article is devoted to the problem of phonological skills formation. A few definitions of these skills, their types and stages of formations as considered. Different exercises used by authors of modern manuals are given.
Keywords: phonological skills, exercise, types of exercises, stages, active listening, duplicating.
Слухо-произносительные навыки представляют собой способность одновременно осуществлять восприятие и воспроизведение звукового образца, ритмического и интонационного оформления речи в ситуациях общения.
Так, И. Л. Бим утверждает, что именно упражнения являются «основным непосредственным материальным средством организации деятельности обучающихся и учителя, обучающихся друг с другом или обучающегося и учебника при самостоятельной работе» [3, с. 102]. Что же такое упражнение?
Известно, что Э. Г. Азимов дает определение термину «упражнение как структурной единице методической организации учебного материала, используемого в учебном процессе» [1, с. 332]. Кроме того, автор подчеркивает, что в упражнении необходимо учитывать последовательность становления речевых навыков и умений, характер реально существующих актов речи. Упражнения представляют собой целенаправленные, взаимосвязанные действия, которые предлагаются для выполнения в порядке нарастания языковых и операционных трудностей. С их помощью обеспечивается выполнение действий с материалом и формирование на их основе умственных действий.
При рассмотрении упражнения внутри видов речевой деятельности возможно разделить их на типы (в зависимости от их направленности). Другими словами, это могут быть упражнения на говорение, чтение, аудирование, письмо.
Рассмотрим упражнения как один из видов формирования слухо-произносительных навыков младших школьников. Какова же дефиниция слухо-произносительного навыка в этой области знания? Обратимся снова к Э. Г. Азимову, который в новом словаре методических терминов и понятий дает определение слухо-произносительных навыков как «способности правильно, в соответствии с нормами изучаемого языка, воспринимать образец и адекватно его воспроизводить». [1, с. 280]
В методической литературе исследователь Е. В. Сорокина, что слухо-произносительные навыки имеют так называемую «двухкомпонентную структуру». При этом первый компонент «состоит из слуховых навыков, которые дают возможность дифференцировать элементы звучащей речи и соотносить их с определенными значениями», а второй представляет собой «произносительные навыки, благодаря которым осуществляется внешнее оформление высказывания» [8., с. 26].
По мнению П. Я. Гальперина и С. Ф. Шатилова становление слухо-произносительных навыков основано на психологической концепции формирования умственных действий, состоящей из трех этапов [4, с. 37]. Эти исследователи полагают, что последовательность формирования каждого из них, определяется следующим образом:
– «на первом этапе создается ориентировочная основа навыка;
– на втором — «устойчивость» в выполнении речевых операций тренируемого явления;
– на третьем этапе происходит формирование навыка и дельнейшее его укрепление» [4, с. 37].
Следовательно, формирование слухо-произносительных навыков включает в себя:
– ознакомление со звуками;
– тренировку обучающихся в произнесении с целью формирования навыка;
– применение усвоенных навыков в устной речи, при громком чтении.
При этом приобретает особое значение роль этапов произношения. Что есть: демонстрация таких эталонов, которые обучающиеся слышат от учителя или в записи, способных создавать условия, при которых маленькие школьники как бы «купаются» в звуках в тот момент, когда им объясняют артикуляцию [6, с. 68]. После этого уместна тренировка в произношении, которая включает два типа упражнений:
– упражнения на активное слушание и распознавание звуков, их долготу и краткость;
– упражнения на воспроизведение предъявленных звуков [8, с.71–72].
Данные типы упражнений тесно связаны друг с другом, они необходимы для развития как слуховых, так и произносительных навыков.
Первый вид упражнений развивает речевой слух и готовит основу для другого типа упражнений. Что касается количества подвидов фонетических упражнений в слушании, то оно невелико, в основном это упражнения в аудировании. Все они преимущественно направлены на развитие фонетического слуха (способность правильно воспринимать и воспроизводить несмыслоразличительные свойства фонемы) и установление дифференциальных признаков изучаемых фонем и интонем. Для того, чтобы слушание стало активным, оно должно сопровождаться заданиями следующего типа:
– «прослушайте ряд звуков/слов, поднимите руку, когда услышите звук […]»;
– «прослушайте предложения и скажите, сколько раз в нем встретился звук […] и т. д»..
Например: прослушайте ряд звуков, поднимите руку, когда услышите звук [i]: [j], [d], [i:], [i].
Подобные задания помогают привлечь внимание к конкретному звуку, требующему усвоения. С целью развития слухо-произносительных навыков и, по мнению Г. В. Роговой, они «шлифуют слух и готовят почву для упражнений в воспроизведении» [5, с.69].
З. Н. Никитенко предлагает следующие упражнения:
– «я буду произносить слова по одному, а ты слушай внимательно и произноси только первый звук — звук с которого начинается слово. Например, я говорю «Bed», — а ты выделяешь первый звук и произносишь: b;
– «прохлопай» ударные слова в следующих предложениях: I havea cat. My cat is black. I like my cat very much и др».
В педагогической практике используются следующие упражнения по данному типу:
– послушайи прочитай: Aa [æ] — a cat, fat, Ann, has got, can, bad, cannot.
– прочитайвслухслова, в которыхестьзвук [æ]: six, cat, sing, has, sit, can, is, fat, his, skip, swim, Ann, and, it. [2, с.62]
Упражнения второго вида (на воспроизведение)предполагают хоровое, парное и индивидуальное проговаривание. Такие задания часто используются на начальном этапе обучения английскому языку во 2 классе. При хоровом проговаривании учитель как бы дирижирует, задавая определенный ритм и показывая паузы и ударения. «Дирижирование» учителя является важной наглядной опорой для школьников на этапе становления слухо-произносительных, и ритмико-интонационных навыков, которые входят в состав фонетического. Хоровая работа помогает младшим школьникам раскрепоститься, поскольку они выполняют данный вид упражнения вместе со своими одноклассниками. При этом предполагается, что происходит снижение влияния определенных комплексов (стеснения, боязни произношения).
Стоит отметить, что не следует излишне увлекаться хоровой работой, из-за вероятности неправильного произношения звука или слова. Поэтому необходимо стремиться к неоднократному опросу каждого ученика в отдельности. Возможно также комбинирование хоровой и индивидуальной работ. Можно использовать и парную работу (когда по знаку учителя школьники поворачиваются друг к другу и по очереди произносят слова).
Эффективность упражнений на воспроизведение может значительно возрасти, если ему предшествует прослушивание образца (вне зависимости от того, тренируется новый материал или повторяется ранее изученный).
С этой целью Г. В. Рогова предлагает следующие упражнения в воспроизведении:
– «произнесите вслед за мной звуки, обращая внимание на долготу (краткость)»;
– «произнесите слова, обращая внимание на ударение»;
– «произнесите словосочетания, не делая пауз между словами, из которых они состоят и т. д».
В комплексе М. З. Биболетовой данному типу упражнений соответствуют следующие:
– послушай и повтори. Затем прочитай самостоятельно: pig, big, his, six, in, it, skip, slim, sing, swim, Tim; Timswims. Timskips. Hispigisbig. It is six.
– Послушай и прочитай вслух:
a) pig, big, sing, swim, is, in, skip, Tim, his, slim, his pig, a big pig, six pigs.
b) Bill is slim. Tim is six. His pig is big.
c) Is Bill big? Is Tim slim? Is Tim six? Is it big? [2, с.72]
Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что упражнения обоих типов (на активное слушание и распознавание звуков и упражнения на воспроизведение) имеют направленность на:
– обучение определенному виду речевой деятельности — устной речи;
– конкретную задачу (отработка определенного звука);
– определение конкретного примера действий (слушание и воспроизведение);
– прогноз планируемого результата в формулировке задания (например, послушай и прочитай).
Таким образом, данные упражнения определяют участие обучающихся в процессе говорения, что сказывается на результативности обучения.
Литература:
- Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР, 2009. — 448 с.
- Биболетова М. З., Денисенко О. А., Трубанева Н. Н. Английский язык: Английский с удовольствием / Enjoy English: Учебник для 2 кл. общеобраз. учрежд. — Обнинск: Титул, 2011. — 128 с.
- Бим И. Л. Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы / И. Л. Бим. — М.: Просвещение, 1988. — 255 с.
- Гальперин, П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка / П. Я. Гальперин. — М.: Изд-во МГУ, 1985. — 45 с.
- Никитенко З. Н. Методика овладения иностранным языком на начальной ступени школьного образования: Учебное пособие/ З. Н. Никитенко. — М.: МПГУ, 2013. — 288 с.
- Рогова Г. В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: пособие для учителей и студентов пед. вузов / Г. В. Рогова, И. Н. Верещагина. — М.: Просвещение, 2000. — 232 с.
- Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и учителей/ Е. Н. Соловова. — М.: Просвещение, 2006. — 239 с.
- Сорокина Е. В. Формирование слухо-произносительных навыков у студентов-иностранцев на начальном и среднем этапах [Текст]: дис. канд. пед. наук / Е. В. Сорокина. — Москва, 1985. — 172с.