В статье проанализированы меры государственной поддержки высокотехнологичного производства в России, а также разработаны предложения по совершенствованию государственной политики в сфере высокотехнологичного производства.
Ключевые слова: высокотехнологичное производство, наукоемкость, высокотехнологичный кластер, бюджетирование, инновации.
In the article, the measures of state support of high-tech production in Russia are analyzed and proposals to improve state policy in the sphere of high-tech production are developed.
Keywords: high-tech production, knowledge intensity, high-tech cluster, budgeting, innovations.
Высокотехнологичное производство продукции на сегодняшний день — это инструмент повышения конкурентоспособности как предприятия в микроэкономическом масштабе, так и государства с позиции макроэкономики, это сложный многоплановый процесс, который нуждается в четком и конкретном регулировании. В связи с этим, существует ряд проблем связанных с реализацией этой концепции в России, такие как несовершенное законодательство, недостаток финансирования и неразумное распределение финансовых ресурсов. Особенно актуальной эта тема становится в современных условиях под влиянием санкционной политики в отношении Российской Федерации со стороны ряда иностранных государств. В связи с этим, критическими факторами развития высокотехнологичных отраслей являются защита российского производителя и предоставление приоритета отечественной производству.
Высокотехнологичный секторпромышленности Российской Федерации включает в себя такие виды и сферы экономической деятельности, в которых затраты на НИОКР в общей стоимости производственных издержек выпускаемого продукта составляют значительно большую часть по отношению к другим видам затрат. Именно за счет существенных затрат на научно-исследовательские разработки формируется высокая величина добавленной стоимости, которая увеличивает общую стоимость продукта на рынке.
Состав высокотехнологичных и наукоемких видов экономической деятельности, рекомендованный Министерством экономического развития России для расчета доли высокотехнологичных и наукоемких отраслей в валовом региональном продукте, приведен табл. 1.
Таблица 1
Перечень видов экономической деятельности, включаемых всостав группы высокотехнологичных инаукоемких отраслей, рекомендован Министерством экономического развития, письмо №2698-АК/ДОЗи от 18.02.2013г.
Код ОКВЭД |
Наименование |
|
Высокотехнологичные виды деятельности |
||
24.4 |
Производство фармацевтической продукции |
|
30 |
Производство офисного оборудования и вычислительной техники |
|
32 |
Производство электронных компонентов, аппаратуры для радио, телевидения и связи |
|
33 |
Производство медицинских изделий; средств измерений, контроля, управления и испытаний; оптических приборов, фото- и кинооборудования; часов |
|
35.3 |
Производство летательных аппаратов, включая космические |
|
Наукоемкие виды деятельности |
||
73 |
Научные исследования и разработки |
|
80 |
Образование |
|
85 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
|
Высокотехнологичное производство — это процесс производства, на всех или отдельных стадиях которого используются прогрессивные инновационные технологии. В результате, с помощью использования новейших научных разработок, удается достичь высоких экономических результатов и повысить конкурентоспособность готового высокотехнологичного продукта.
Из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что процесс внедрения в производственный процесс инновационных технологий трансформирует обычное предприятия в высокотехнологичное.
Можно выделить следующие характерные отличия высокотехнологичных предприятий:
– большой объем вложений в научно исследовательские разработки;
– наличие автоматизированных систем проектирования и управления технологическими процессами;
– полная ликвидация или сокращение брака в процессе производства за счет внедрения прогрессивных технологий;
– постоянное финансирование повышения квалификации рабочего персонала;
– наличие широкой номенклатуры производимой продукции;
– соответствие выпускаемой продукции международным стандартам качества;
– интенсификация экономических процессов на производстве, при которой, вовлечение в производство сравнительно меньшего объема ресурсов позволяет достичь больших результатов с экономической точки зрения;
– постоянное развитие инженерно-конструкторской базы с соблюдением принципов экологического менеджмента.
Все вышеперечисленные факторы в совокупности определяют понятие «наукоемкость». Наукоемкость производственного предприятия определяет не только уровень его научно-технического развития, но и степень новизны производимой на данном предприятии продукции [1].
К категории наукоемкой принято относить такую продукцию, при производстве которой доля затрат на исследования и разработки в общих издержках или объеме продаж составляет не менее 3,5–4,5 % [2].
Мировая практика показывает роль государства в обеспечении непрерывности процесса превращения научных знаний в инновационный продукт, реализуемый на рынке: государство инициирует формирование инновационной структуры, создает необходимые условия и механизмы (правовые, организационные и экономические), мотивирующие производителей превращать результаты научных исследований в наукоемкий товар/услуги, извлекая при этом законную прибыль [6].
В рамках программ развития промышленности и повышения конкурентоспособности в России были одобрены инновационные стратегии развития для 60 крупнейших компаний, были представлены 35 технологических парков, была создана система грантов и поддержки инновационных проектов основанных за счет займов.
Программа включает процесс реструктуризации образования в университетах. Правительство надеется улучшить исследовательские результаты университетов и создать систему кооперации между реальным сектором экономики на рынке и университетами.
Эта система, называющаяся предпринимательским университетом, будет стимулировать процесс коммерциализации знания. Как результат все образовательные структуры, которые задействованы в научно- исследовательской деятельности будут ориентированы на конструктивное сотрудничество с внешней экономической средой. Более того, ожидается, что эти меры позволят создать механизм стимулирования спроса на инновационные решения [2].
Самые эффективные пути достижения этих целей — это создание приятного инвестиционного климата, а также привлечение иностранных высокотехнологичных производителей для создания научных центров на территории Российской Федерации.
Немаловажным фактором активного развития высокотехнологичных отраслей промышленности в России является разработка процедуры финансового снабжения государственных гарантий и формирования механизма субсидирования производственных единиц, которые реализуют программу импортозамещения. Каждая компания будет в состоянии компенсировать часть затрат на обслуживание долговых обязательств. Как правило, производственным компаниям в сфере радиоэлектроники необходимо большое количество денежных ресурсов для того, чтобы стимулировать производственный процесс.
Согласно государственным программам Российской Федерации на поддержку и проведение научно-исследовательских разработок в различных сферах промышленности в 2015 году государством было выделено 154,20 млрд. руб., что на 8,48 млрд. руб. больше по сравнению с 2014 г. Аналогично, сумма запланированная на 2017 г. в рамках государственных расходов на НИОКР, больше на 18,72 млрд. руб. по сравнению с объемом денежных средств, выделенных в 2015 г. Такое постепенное возрастание объемов бюджетирования НИОКР связанно, прежде всего, с возрастанием темпов инфляции и обесценивания отечественной валюты по отношению к иностранной. В таблице 2 представлены размеры финансирования, предусмотренные согласно государственным программам на НИОКР в зависимости от конкретной отраслевой принадлежности.
Таблица 2
Фактические иплановые расходы на НИОКР за 2014–2016гг., (млрд. руб.).
Вид расходов |
2014 |
2015 |
2016 |
Развитие науки и технологий |
102,73 |
111,82 |
119,61 |
Развитие авиационной промышленности |
28,62 |
27,87 |
35,22 |
Развитие промышленности и ее конкурентоспособности |
7,27 |
8,55 |
12,80 |
Развитие атомного энергопромышленного комплекса |
0,89 |
0,2 |
0,01 |
Энергоэффективность и развитие энергетики |
1,49 |
1,37 |
0,92 |
Развитие рыбохозяйственного комплекса |
3,17 |
3,17 |
3,17 |
Воспроизводство и использование природных ресурсов |
1,50 |
1,2 |
1,19 |
Развитие сельского хозяйства |
0,04 |
0,01 |
0,00 |
ИТОГО |
145,72 |
154,20 |
172,92 |
На рис. 1 Отражена величина государственных ассигнований в научно-исследовательские разработки за 2015 год. Из диаграммы видно, что наибольшая сумма денежных средств расходуется государством по общей статье «Развитие науки и технологий» [4], [5].
Рис. 1. Расходы на НИОКР, предусмотренные в рамках государственных программ Российской Федерации [4], [5]
Вследствие рационального использования финансовых ресурсов государством Российской Федерации в сфере высокотехнологичного производства представляется возможным улучшить показатели реального производства и укрепить позиции национального производителя.
В целом, для достижения положительных результатов в сфере высокотехнологичного производства государству необходимо предпринять следующие меры:
– сформировать стратегический план развития предприятий высокотехнологичного сектора, предусматривающийстимулирование их научно-технической и исследовательской активности;
– сконцентрировать ресурсы на ключевых направлениях развития научно-технического прогресса и создать оптимальную систему их распределения;
– постоянно стимулировать создание отечественных научно-производственных структур, способных создавать конкурентоспособную среду на внутреннем и внешнем рынке;
– создать и внедрить специализированные организационно-экономические механизмыгенерации, развития и распространения нововведений постоянно стимулируя инновационную научную деятельность не только крупных производственных единиц, но и малых и средних субъектов предпринимательства.
Все эти меры позволят поддержать конкурентоспособность отечественных продуктов на внутреннем рынке России и, как результат, заменить зарубежные аналоги.
Литература:
- Батьковский, А. М. Методология и инструментарий управления инновационной деятельностью экономических систем в условиях транснационализации экономики и ее неустойчивого посткризисного развития / А. М. Батьковский, М. А. Батьковский, В. П. Божко и др. — М.: МЭСИ, 2010. — 366 с.
- Бендиков М. А., Фролов И. Э. Рынки высокотехнологичной продукции: тенденции и перспективы развития // Маркетинг в России и за рубежом. — 2010. — № 2. — С. 57–71.
- Kuliasova A. S. The development of innovative entrepreneurial university // Economics of the firm. 2013. № 2 (3). Pp. 45–47.
- Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности: гос. программа РФ: утв. распоряжением Правительства РФ от 29 августа 2013 г. № 1535-р (29);
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 (28)
- Быстров А. В. Кластерная политика динамической оптимизации высокотехнологичных отраслей промышленности в условиях вынужденной автаркии / А. В. Быстров, В. Д. Свирчевский, В. Н. Юсим // Современная экономика: концепции и модели инновационного развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (19–20 февр. 2015 г.): в 2 кн. / Редкол. В. И. Гришин, Е. В. Зарова, К. В. Екимова. — М.: Изд-во РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015. — Кн. 2. — 2015. — С. 371–379.