Молодежное предпринимательство как фундамент развития среднего класса в России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 17.04.2016

Статья просмотрена: 3185 раз

Библиографическое описание:

Милославский, В. Г. Молодежное предпринимательство как фундамент развития среднего класса в России / В. Г. Милославский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 594-597. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28765/ (дата обращения: 16.11.2024).



Молодежное предпринимательство, и предпринимательство как таковое является одной из актуальных сфер поддержки, как на региональном, так и на федеральном уровне. Главное противоречие предпринимательства как такового: с одной стороны, представители малого и среднего бизнеса в цивилизованном мире представляет основу среднего класса, основу стабильности общества, а с другой, — в нашем обществе ограничены условия и возможности для развития молодежного предпринимательства.

Проблематика молодежного предпринимательства приобретает все большую актуальность, как на федеральном уровне, так и на уровне регионов. Действующие предприниматели видят в молодежи, очень мощный и динамичный ресурс развития. Молодежь крайне восприимчива к новым технологиям, активно ими пользуется, и не видит рамок при взаимодействии с новыми ресурсами при их возникновении. Мир информационных технологий, который сейчас активно проникает во все сферы жизни — это мир молодежи и подрастающего поколения. Для реализации потенциала молодежного предпринимательства следует следовать трем приоритетам: вовлечение молодежи в социальную практику и его информирование о потенциальных возможностях развития; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

Важным эффективным механизмом реализации этих направлений является вовлечение молодых людей в предпринимательство — основной ресурс инновационного развития экономики и общества при переходе от индустриального к постиндустриальному (информационному) этапу развития общества.

Новый средний бизнес это основа среднего класса, который должен составлять 60–80 %, а в РФ он составляет не более 20–25 %. Основная проблема заключается в том, что существуют противоречия между необходимостью формирования среднего класса, и ограниченностью условий развития молодежного предпринимательства, а также, к сожалению, во многом формальный подход в его продвижении.

Молодежь привлекает в малом бизнес те возможности, которые предоставляет рыночная экономика, новые пути самореализации и достижения жизненного успеха. У молодых людей больше шансов сделать карьеру в бизнесе, что связано с распространенной в молодежной среде ориентацией на успех, на сегодняшний день присущие большинству молодых людей и девушек, как: инициативность; мобильность; склонность к риску; способность учится и переучиваться; стремление к новизне и другие.

Результаты социологического опроса проведанного среди студенческой и рабочей молодежи показали, что подавляющее число респондентов (56 %) от числа опрошенных хотели бы занимается предпринимательской деятельностью [2].

Даже в тех регионах, которые являются стратегическими в плане освоения территорий существует нереализованность потенциала как населения так и территорий. Согласно статистическим данным количество зарегистрированных малых предприятия на 1 января 2011 года [3], в расчете на 100 тыс. населения на территории ДФО составило — 154, 5.

Исходя из системных представлений, целесообразно рассмотреть задачу вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность на нескольких уровнях (анализа): личность субъекта деятельности; Мотивация субъекта деятельности; среда, в которой ему предстоит действовать.

Для ведения бизнеса необходимо совпадение, по крайней мере, 3-х условий: наличие у субъекта индивидуально-психологических свойств, личностных особенностей, способностей и т. д.; мотивация субъекта (может быть внутренний и/или внешней); наличие среды, которая характеризует определенный набор свойств, показателей и характеристик. Именно свойства и особенности среды предприниматель использует для решения своих задач, в том числе и для «изобретения» нового бизнеса.

Также, стоит отметить, В настоящее время существует ряд показателей, определяющих степень благоприятности инновационной среды для предпринимательства: экономическая свобода; конкурентная среда; совокупность условий для развития малого бизнеса; правовые основы защиты интеллектуальной собственности; доступность венчурного капитала; отсутствие бюрократических барьеров; защищенность от криминала и коррупции; лояльное отношение общества к коммерческому успеху; механизмы исполнения контрактов [8].

В каждом конкретном случаи получается своя совокупность этих условий и соответственно, свой эффект (в виде той или иной степени успеха). Наибольший результат как для самого предпринимателя, так и для его окружения (экономики, социума в целом) обеспечить такое сочетание основных условий осуществления предпринимательской деятельности, когда будут взаимодополняющим благодаря чему усиливаются позитивные факторы, и нейтрализуются негативные.

В связи с тем, что далеко не каждый молодой человек, изначально обладает набором всех этих свойств и качеств, необходимо проводить подготовку молодежи, а именно: в школах и высших учебных заведения должно проводится бизнес обучение; гарантированное поддержание таланта в школах, ссузах, вузах; организация встреч молодежи с успешными бизнесменами. В результате, в совокупности всех обучающих, воспитательных, развивающих и иных воздействий, формируется личность предпринимателя, с определенным набором, совокупности личностных качеств.

Эта модель способна обеспечить единство всего образовательного пространства — процессов создания, восприятия, оценки, освоения и практического применения знаний, когда инновационный процесс начинается с формирования предпринимательского мышления, и сопровождается, на некоторых его этапах, производством и реализацией инновационной продукции.

С точки зрения партнерских отношений между обществом, властью и бизнесом в модели Государственно-частного партнерства (ГЧП), на которое делается большая ставка, есть развитие, однако происходит оно крайне медленно. Основной причиной является не заинтересованность регионов ускорено вводить показатели KPI по внедрению ГЧП, а также целый ряд вопросов который встает из-за внедрения, а также декларативность уже принятых показателей и планов по ним: в ряде регионов отсутствуют инвестиционные площадки, планы развития инвестиционной политики: несовершенство законодательной базы в области предпринимательства, ГЧП и инвестирования, несовершенство законодательства в области молодежного предпринимательства; декларативность мер поддержки, декларативность намерений к изменениям; апробация проводится лишь в части регионов, а опыт не ретранслируется; наличие административных барьеров; истории успеха молодых предпринимателей с государственной поддержкой более единичны, нежели системы, однако активно продвигаются в СМИ и медиа [9]; противоречия в региональных элитах.

Важнейшей особенностью малого и среднего бизнеса является его к освоение инвестиций, высокая скорость оборота средств, активная инициативная деятельность. Вместе с тем, ему свойственны, относительно низкая доходность, высокая интенсивность труда, сложность внедрения новых технологий, ограниченность собственных ресурсов и повышенный риск.

Анализ проблемы и предлагаемые пути решения. Серьезной проблемой в развитии бизнеса, наряду с коррупцией, стала проблема преодоления так называемых административных барьеров. Под ними понимаются специфические трудности развития бизнеса, обусловленные несовершенствованием государственного регулирования и контроля, либо сознательное ущемление отдельных органов или чиновников.

Можно сгруппировать существующие проблемы предпринимателей в пять основных видов:

− законодательный (связанный с недостаточность финансовых ресурсов для развития бизнеса, инфляция, сложность получения кредита и его высокая процентная ставка, высокая стоимость аренды и оборудования);

− административный (связанный с наличием административными барьерами и коррупцией.);

− кадровый (связанный со сложностью в подборе квалифицированных кадров для бизнеса, самой подготовкой предпринимателей, а также подготовкой специалистов, органов государственной власти и местного самоуправления взаимодействующие с предпринимателями, по роду выполняемых функций;

− информационный (связанный с отсутствием или проблемами в получение информации о поддержки бизнеса, существующих программах, семинарах, правовой документации и тому подобному).

Наиболее значимой проблемой для развития предпринимательства является — экономика. Предприниматели на первое место определяют проблемы «высоких налогов».

Актуализация предпринимателями проблемы «высоких налогов» носят под собой объективную основу, так с 2010 году ЕСН (Единый социальный налог) заменен оплатой страховой взносов в ПФ (Пенсионный фонд), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС), а с 1 января 2011 года размер страховых взносов для субъектов предпринимательства, применяющих общую систему налогообложения, увеличился с 26 % до 34 %. В результате всех нововведений, налоговая нагрузка на бизнес возросла на бизнес в 2011 году в 2–2,5 раза. А с 2012 года увечилась в 3–3,5 раза. С 2016 года планируется очередное повышение. А к 2021 нагрузку на ИП предлагают удвоить в рамках антикризисного плана, что по большому счету противоречит «антикризисности» с одной стороны, и если такие меры будут введены, то если и принесет пользу бюджету, то лишь на оперативном уровне, в перспективе малое и среднее предпринимательство будет истощаться как класс [4]. С 2012 по 2013 по данным СМИ закрылось 650.000 ИП [5], тенденция к закрытию наблюдалась и в 2014 и в 2015 годах [6]. Сегодня данные меры не только не способствуют бизнесу, они «просто смертельны для российского предпринимательства», малый бизнес оказывается не только в неравном положении с другими субъектами предпринимательства, а по сути, на грани банкротства и «вымирания».

Наряду с налоговыми проблемами, вызывает озадаченности и такие проблемы, как: подбор квалифицированных кадров, несовершенство законодательства, высокая стоимость аренды помещения, нехватки оборотных средств, проблема в получении кредита.

В России действуют малые предприятия, основная специфика которых — торговля [1]. Необходимо создавать предприятия производственного сектора экономики. Для этого необходимо: отменить налогообложение для молодых предпринимателей сроком на 5 лет, но только в производственном секторе, а также увеличить доступность льготного кредитования на открытие бизнеса; расширить спектр объема и доступность банковского кредитования; снижение банковских процентных ставок за счет дальнейшего развития гарантийного механизма и субсидирования банковских процентных ставок; упростить процедуру получения микрозаймов малому и среднему бизнесу, развивать новые кредитные продукты, в том числе предоставлять беззалоговые займы; использовать механизмы кредитования под государственные и муниципальные заказы.

Молодым предпринимателям необходима финансовая, информационная и консультационная поддержка, но мало кто к ним прибегает, так как помощь, как показывает практика, чащу всего, выборочная и не системная. Это свидетельствуют об отсутствии стратегии системность и комплексности поддержки, обеспечивающие пропорционально развитие элементов внешней и внутренней предпринимательской среды.

Предложения по развитию молодежного предпринимательства:

− введение факультативных занятий с целью профориентации «Основы предпринимательской деятельности» «профориентация и обзор рынка труда»;

− организация на базе образовательных учреждений учебно-деловых центров молодежных инициатив, основной целью которых является формирование первоначальных знаний по основам предпринимательства, и умение применять их на практике при организации нового бизнеса; организация регулярных встреч в учебных заведениях с молодежью успешных бизнесменов региона; для создания и развития инфраструктуры начинающих предпринимателей, на территории городов необходимо создавать советы молодых предпринимателей; посредством СМИ формировать «моду» на молодежное эффективное предпринимательство.

На территории РФ есть значительный потенциал реализации молодежи, которая проявляет рыночную активность, и желание занимается предпринимательской деятельностью. Такую тенденцию и настроения можно проследить по количеству аудитории предпринимательских сообществ и их популярность. В среднем по результатам поиска в социальной сети «Вконтакте» по поисковым запросам «миллионер», «бизнес сообщество», «бизнес для молодежи», «бизнес с нуля», «инвестиции», «бизнес успех» аудитория превышает 1 млн. человек на 1 группу [7].

Роль государственной политики в отношении начинающих предпринимателей, должна заключатся в том, что в рамках мер поддержки для открытия собственного бизнеса, следует предусматривать взаимоувязку бизнес обучения бизнес консультирования и предоставление льгот и кредитных гарантий. Молодежное предпринимательством же можно воспринимать при грамотное поддержки, снятии административных барьеров, создание оптимальных и удобных условия для ведения деятельность в производстве как будущий средний класс, который принесет государство гораздо большее со временем, чем и сейчас через повышение нагрузки через различные инструменты.

Литература:

  1. Официальный сайт: Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ [Электронный ресурс]
  2. Официальный сайт: http://dmoshans.ru/ Дом молодежных организаций «Шанс» [Электронный ресурс]
  3. Официальный сайт: http://pandia.ru/ Платформа авторских материалов «Пандиа» [Электронный ресурс]
  4. Официальный сайт: Электронное периодическое издание «Ведомости» http://www.vedomosti.ru/ [Электронный ресурс]
  5. Официальный сайт: Электронное периодическое издание «Газета.ру» http://www.gazeta.ru/ [Электронный ресурс]
  6. Официальный сайт: Электронное периодическое издание «РБК» http://www.rbc.ru/ [Электронный ресурс]
  7. Официальный сайт: https://vk.com социальная сеть «Вконтакте» [Электронный ресурс]
  8. Теория и практика управления в социально-экономических системах: Материалы четвертой научно-практической конференции (10.03.10) Челябинский государственный университет. — Челябинск, 2010. Под редакцией к. т. н. Старцева Ю. Н.
  9. Исследование «Развитие государственно-частного партнерства в России в 2015–2016 годах. Рейтинг регионов по уровню развития ГЧП» / Ассоциация «Центр развития ГЧП», Министерство экономического развития Российской Федерации. — М.: Ассоциация «Центр развития ГЧП», 2016 http://p3institute.ru/netcat_files/18/28/raytingREG2016_B5_Block_04_04_2016_web_1.pdf [Документ электронного доступа]
Основные термины (генерируются автоматически): молодежное предпринимательство, бизнес, предпринимательская деятельность, малый бизнес, молодежь, основа среднего класса, предприниматель, развитие бизнеса, субъект предпринимательства, федеральный уровень.


Задать вопрос