Сегодня Интернет это громадное медийное пространство, охватывающее не только столичные, но и региональные аудитории. Системный анализ информационных интернет-ресурсов позволит обозначить перспективы развития СМИ в Интернете Республики Башкортостан. Для анализа мы выбрали лидеров топ-20 региональных СМИ в Интернете по итогам рейтинга (подготовленного компанией «Медиалогия») за III квартал 2015 года: информационные порталы Proufu.ru [1] и Ufa1.ru [2]. Основой для построения рейтинга стал Индекс Цитируемости (ИЦ) «Медиалогии» [3].
Отметим, данные интернет-издания являются прямыми конкурентами на информационном рынке.
Объединяющими признаками, которые позволили выбрать перечисленные сетевые издания, стали следующие: выход на регион, универсальность, высокое число уникальных посетителей ресурса, частое попадание в топ-5 Яндекс.Новостей, воспитание лояльной аудитории (например, в социальных сетях).
Информационный портал ProUfu.ru (http://proufu.ru) — одна из площадок в уфимском сегменте Интернета для публикации новостей региона. Интернет-издание предлагает пользователю разнообразную информацию о происходящем на всей территории республики. Информационный сайт основан в 2008 году, учредителем является компания ООО «Семь вершин». Издание имеет постоянную целевую аудиторию: ресурс ежедневно посещают несколько десятков тысяч человек преимущественно мужчины со средним и выше среднего уровнем доходов. Цель: оперативное информирование общества.
На главной странице представлены последние опубликованные в издании материалы. Практически все публикации сопровождаются фотографиями или видеороликами, периодически обновляющаяся новостная лента позволяет посетителю ориентироваться в представленном контенте. Рубрика «Политика» — серия статей на общую тему политической жизни Уфы. «Расследование» — серия материалов, где автор проводит собственное журналистское расследование. Большинство материалов сайта — эксклюзивные. Каждая публикация сопровождается экспертными мнениями. Также на главной странице сайта есть раздел «Комметарии». Данный раздел дает возможность оперативно корректировать контент в зависимости от читательских отзывов и предпочтений. Издание предоставляет читателю широкий спектр информации, оставляя свободу выбора и возможность самостоятельно делать выводы. Кроме того, у посетителя есть возможность с помощью системы гиперссылок обратиться к другим материалам данного автора, чего нет у прямых конкурентов этого сетевого издания. Говоря о содержимом данного портала, следует отметить, что здесь представлены различные по жанрам материалы. Можно встретить как короткие информационные заметки, так и аналитические статьи, интервью и биографические очерки. Стоит упомянуть также об интересных обзорах новостного портала. Материалы Proufu.ru, особенно в специальных рубриках, зачастую носят развлекательный характер: из их обзоров можно узнать о том, «как правильно смотреть фильмы 3D» или «как покрасить пасхальные яйца?». Как правило, все статьи проиллюстрированы фотографиями.
Данный ресурс имеет качественное оформление. Название легко узнаваемое, использующее фирменное начертание. Шрифт названий рубрик отличается от шрифтов заголовков статей, что делает сайт удобочитаемым. С точки зрения удобства использования сайт структурирован. У него понятная навигация, чёткое разделение по разделам, спокойное оформление. В первую очередь на странице размещен текст с иллюстрациями, с учетом композиционно-графической модели. Благодаря этому представленная информация на сайте легко «усваивается» и становится более доступной за счет применения различных вариантов шрифтового оформления, краевых блоков. Перейдём к технологическим признакам. О популярности портала говорит, в первую очередь, статистика посещений. Так среднесуточное количество уникальных посетителей proufu.ru составляет 40 тыс. человек [4]. Сайт имеет сложную систему обновления. Новости обновляются перманентно, аналитика, обзоры — с определённой периодичностью. В целом, это соответствует современной логике обновления СМИ в Интернете. Анализируемый нами информационный портал имеет свои представительства в различных социальных ресурсах, как то: Вконтакте, Facebook, YouTube, Instagram, Твиттер. Сам портал ProUfu.ru как и все новостные издания, не берёт плату за доступ к своему сайту, основным источником дохода является сдача в аренду рекламных площадей (баннерная реклама). Немаловажно то, что отдел маркетинга и рекламы интернет-издания активно продвигает Proufu.ru в поисковых машинах, таких, как Яндекс, применяя инструменты поисковой оптимизации и контекстной рекламы. При вводе в поиске словосочетания «новости Уфы» сайт портала ProUfu.ru появляется на первой строчке результата.
Proufu.ru отвечает всем типологическим признакам качественных интернет-СМИ. Сайт ежедневно обновляется, в составе его читателей все слои населения региона. Новостной ресурс универсален по функциям, содержанию и жанровым характеристикам.
Перейдем к следующему интернет-СМИ: Ufa1.ru (http://ufa1.ru) –уфимский интернет-портал, в сфере интересов которого: последние события Уфы и республики, статьи на различную тематику и обсуждение актуальных тем в режиме онлайн. Учредителем является компания «RUgion. Сетевое издание «Ufa1.ru» имеет постоянную целевую аудиторию читателей: ресурс ежедневно посещают несколько десятков тысяч человек. Целевая аудитория интернет-издания: мужчины (48 %) и женщины (52 %) от 24 до 40 лет (77 %), имеющих среднее и выше среднего образование [5].
При выходе на главную страницу в первую очередь можно увидеть актуальные новости и объявления, как регионального, так и федерального масштаба. То же касается и рекламных объявлений. Кроме того, информационный портал имеет свой видеоканал. Для регионального интернет-СМИ это выгодное решение: дает конкурентное преимущество и дополнительный охват новой аудитории. Новостной контент в данной форме публикует только этот ресурс. Ролики отличаются интересной и разнообразной тематикой, социальной актуальностью. Однако отметим, что даже поверхностный анализ позволяет выявить технологические производственные недостатки. Но если опустить технические моменты, по содержанию видеосюжеты представляют собой один из самых интересных разделов сайта. За неделю число просмотров доходит до нескольких тысяч. Появляются также не просто ролики, а передачи, например, «Тревожная кнопка», «Гость редакции», «Стиль» и т. д. «Телеканал» Ufa1.ru в интерфейсе сайта занимает самое выгодное положение верхний правый край главной страницы. Новостной портал не предоставляет возможность с помощью гиперссылок обратиться к другим материалам авторов, однако можно выйти напрямую на любого сотрудника сайта (контакты указаны в рубрике «Команда»).
Подборки последних новостей разделены на темы: «Город онлайн», «Авто», «Деньги», «Дом», «Отдых», «Медицина», «Работа». В ленту выводятся только заголовки материалов, что обеспечивает значительное количество внутренних переходов.
Что касается жанрового содержания, то сайт уделяет большое внимание не только коротким новостным заметкам, но и репортажам и особенно интервью. Все материалы поделены на рубрики. Так, ресурс Ufa1.ru включает в себя большие разделы:
– «Город Онлайн»» — информация о последних событиях и тенденциях в Уфе;
– «Авто» («Лента новостей», «Сводка ГИБДД», «Авторская колонка», «Новости компаний», «Автообзор», «Продажа автомобилей») — уфимский автосайт;
– «Деньги» («Лента новостей», «Тема дня», «Разговоры о деньгах», «Вопрос на миллион», «Инфографика», «Горячая тема» и т. д.) — все о финансовых вопросах;
– «Дом» («Лента новостей», «Тема дня», «Домострой», «Дизайн-в квадрате» и т. д.) — строительство и обустройство недвижимости;
– «Отдых» («Свободное время», «Афиша») — все о развлечениях в Уфе;
– «Медицина» («Новости медицины», «В поисках идеала», «Наши дети») — все о медицине в Уфе;
– «Работа» — все о работе в Уфе, Информационные и обзорные статьи.
Помимо обозначенных подрубрик, большие разделы обязательно включают такие пункты, как, например, «Задай вопрос» (посетители сайта могут задать свой вопрос специалисту в данной области»), «Опрос» (общественное мнение относительно какой-то важной проблемы). В зависимости от тематики раздела можно найти различную интересную и полезную информацию, например, штрафы ГИБДД («Авто»). На портале проводятся конкурсы и различные акции, предоставляется возможность выиграть билеты в кино, театры или на выставки или получить значительную скидку на какой-нибудь товар или услугу. Посетители данного интернет-ресурса активно комментируют появляющиеся материалы, кроме того, под каждой статьей после публикации отзывов читателей определяется «Лучший комментарий». Это помогает организовывать обратную связь.
Портал объединяет в себе комплекс тематических проектов, которые предоставляют посетителю, в первую очередь, услугу, а не информацию: «Работа», разделы объявлений в рубриках «Авто» и «Недвижимость». Объём рекламы на главной странице сайта относительно невелик, можно насчитать 7 активных рекламных баннеров, однако это больше, чем у конкурентов. Реклама на сайте Ufa1.ru размещена в правой и левой колонках от текстовых сообщений и в середине страницы (между рубриками «Дом» и «Деньги»). Кроме того, ресурс предлагает информационное сопровождение, публикуя материалы на платной основе.
В отличие от своих конкурентов ресурс имеет мобильную версию и приложение для мобильных устройств под управлением операционной системы Android и iOS, которые обеспечивают оперативный доступ к новостям интернет-портала. Приложения дублируют новости портала, и имеют при этом отличную от сайта содержательную структуру. Тем самым Ufa1.ru привлекает новую аудиторию, расширяя границы коммуникации. Среди коммуникативных особенностей сайта, используемых на сайте, хотелось бы отметить возможность загрузки изображений и видеороликов любым пользователем. Ufa1.ru успешно обращается к социальной тематике, имеет востребованные рубрики и — единственный — рубрику «Видео». Не стремясь к оригинальным социальным новостям, отличается пространными обзорами и рубриками, нацеленными на развлекательность, также отличается интересными спецпроектами.
При анализе учредителей/создателей сайтов выяснилось, что чаще всего интернет-СМИ основаны самими медийными организациями, а также разного рода коммерческими структурами. Любопытно, что среди организаций, выступающих в качестве создателей интернет-СМИ, довольно часто появляются агентства массовых коммуникаций.
Одной из основных целей деятельности прессы самоуправления является снабжение граждан многосторонней текущей информацией о жизни республики. Региональные сетевые издания отражают состояние «ближней» социальной среды, с которой каждодневно взаимодействует человек. Постоянный приток актуальной информации об изменениях этой среды жизненно важен для непосредственной ориентации граждан в социальной действительности. Так, по итогам проведенного анализа, нам представляется основная цель «идеального» региональных интернет-СМИ.
В наши дни региональные СМИ всё активнее конкурируют со столичными компаниями, которые осуществляют активную экспансию в регионах. Необходимо уделить повышенное внимание развитию в регионах медийной инфраструктуры, улучшению качества каналов массовых коммуникаций, созданию и поддержке социально значимых средств массовой информации в Интернете.
Литература:
- http://proufu.ru/
- http://ufa1.ru/
- Статистика сайта proufu.ru // LiveInternet @ Статистика и дневники, почта и поиск http://www.liveinternet.ru/?proufu.ru
- Статистика сайта proufu.ru // LiveInternet @ Статистика и дневники, почта и поиск http://www.liveinternet.ru/?proufu.ru
- Башкортостан: рейтинг СМИ за III квартал 2015 // Инновационно-аналитическая система Медиалогия http://www.mlg.ru/ratings/regional_smi/3531