В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки зрения ученых в области педагогики и психологии. Описаны особенности развития высших психических функций у детей с общим недоразвитием речи, оказывающие влияние на формирование интеллектуальной готовности. Кратко представлен опыт экспериментальной работы по проблеме, а также описаны полученные результаты.
Ключевые слова: интеллектуальная готовность, обучение грамоте, старший дошкольный возраст, общее недоразвитие речи
Старший дошкольный возраст является возрастом для серьезной подготовки детей к обучению грамоте. Проблема готовности ребенка овладением грамотой — одно из самых актуальных при организации работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
В настоящее время мы имеем возможность наблюдать за повышением требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом зависят от его готовности к ней.
Подготовка ребенка к школьному обучению предполагает решение двух основных задач: во-первых, всестороннее воспитание ребенка (физическое, умственное, нравственное, эстетическое), во-вторых, специальная подготовка к усвоению тех предметов, которые он будет изучать в школе.
На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин. Особое значение имеет решение проблемы интеллектуальной готовности к обучению грамоте старших дошкольников с нарушениями речи. Поскольку данный вопрос связан с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.
Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи [1].
В теории и практике логопедии под общим недоразвитием речи (далее — ОНР) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения, при нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте [3, c. 67]. Выделяют четыре уровня речевого развития у детей школьного и дошкольного возраста, отражающие типичное состояние компонентов языка.
Речевое недоразвитие у детей может быть выражено в разной степени: от полного отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой речи, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития [4].
Проблема готовности к обучению грамоте детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, рассмотрена в работах Н. В. Нижегородцевой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Т. А. Ткаченко и др.
Вопрос формирования интеллектуальной готовности не представляется возможным осветить без рассмотрения определения понятия «интеллектуальная готовность». Представим различные точки зрения по данной проблеме.
Л. И. Божович понимает под интеллектуальной готовностью определенный уровень развития интеллектуальной сферы и познавательной деятельности, выражающийся в способности обобщать и выделять предметы окружающего мира, уровень развития познавательных процессов, овладению различными видами навыков.
С. В. Кривых, М. В. Урбанская представляют под интеллектуальной готовностью развитие образного мышления, воображения и творчества; основ словесно-логического мышления; овладение средствами познавательной деятельности (сравнение, анализ, классификация, обобщение, схематизация, моделирование); возникновение децентрации (учета позиции другого человека при анализе ситуации); овладение элементами учебной деятельности внутри других специфических детских видов деятельности.
С точки зрения Л. С. Выготскогоинтеллектуальная готовность — развитие мыслительных процессов — способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.
Сопоставив определения разных ученых представляется возможным определить интеллектуальную готовность как развитие ощущения, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи. В то же время для обучения грамоте необходим достаточно высокий уровень общего развития ребенка, наличие мотива учения, адекватность и регуляция поведения.
Неполноценная речевая деятельность оказывает отрицательное влияние на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, а также аффективно-волевой сферы. У данной категории детей отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, также снижена вербальная память и страдает продуктивность запоминания, при относительно сохранной смысловой и логической. Они забывают последовательность заданий и элементы, а также сложные инструкции.
Дети с наиболее слабыми способностями показывают низкую активность припоминания, что может сочетаться с ограниченными возможностями в развитии познавательной деятельности.
В целом дети обладают хорошими предпосылками для того, чтобы овладеть мыслительными операциями доступными их возрасту, однако они демонстрируют отставание в развитии словесно-логического мышления, без организации специального обучения с трудом овладевают такими мыслительными операциями как анализ и синтез, сравнение и обобщение.
Таким образом, охарактеризованные особенности детей с ОНР оказывают неблагоприятное влияние на формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте у данной категории детей.
Формирование рассматриваемого вида готовности к обучению грамоте основывается на положениях, изложенных в программе «От рождения до школы» (далее — Программа). Данная программа является инновационным общеобразовательным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Ведущие цели Программы — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника [2].
Анализ теоретического материала по проблеме исследования определил необходимость проведения экспериментального исследования, направленного на формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста, имеющих ОНР III уровня.
Работа над данным исследованием проводилась с сентября 2015 года по апрель 2016 года. Испытуемыми были старшие дошкольники в количестве 6 человек (две девочки и четыре мальчика).
Проведено первичное обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР-3 по методике Т. Н. Волковской «Иллюстрированная методика логопедического обследования для детей дошкольного возраста». Использованные методики, направленные на исследование высших психических функций и речи, состоят из ряда доступных детям заданий. Инструкция детям предоставлялось в краткой форме, была достаточно четкой, с использованием уточняющих слов. Степень сложности предъявляемых заданий постепенно возрастала, при этом они предлагались в игровой форме. По результатам психолого-педагогической диагностики сделаны следующие выводы: детям с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. Некоторым из них свойственна недостаточная устойчивость внимания и трудности его распределения. Вербальная память, а также способность запоминания у детей с ОНР снижена при относительной сохранности смысловой и логической памяти. Для многих из детей с данным нарушением характерны недостаточная координация пальцев кистей рук и нарушения мелкой моторики.
В результате проведения методик, которые направлены на исследование высших психических функций и речи мы не наблюдали высокого уровня. Выявлено у двух детей очень низкий уровень (33,3 %) развития интеллектуальной готовности к обучению грамоте, также у двух детей — низкий уровень (33,3 %) и у оставшихся двух — средний уровень развития (33,3 %) интеллектуальной готовности к обучению грамоте.
Эти результаты позволяют сделать вывод о том, что у детей с ОНР-3 отмечаются трудности при формировании интеллектуальной готовности.
На основе изученных программ «Адаптированная рабочая программа воспитания с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня», и «Рабочая программа учителя — логопеда», нами был разработан комплекс занятий, направленных на формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте. В комплексе реализованы 15 занятий, которые проводились 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 35–40 минут.
Результаты, которые были получены после проведения коррекционной работы, позволили выявить положительную динамику по сравнению с первоначальными показателями выполнения заданий детьми. Большинство детей с ОНР III уровня, принимавших участие в экспериментальном исследовании проявляли заинтересованность при выполнении предлагаемых заданий и стали более усидчивыми. Они демонстрировали способность сосредотачиваться на выполнении задания, а также достаточно хорошую переключаемость с одного задания на другое. У детей наблюдается недостаточная сформированность зрительно-моторной координации, также они не всегда понимали инструкцию с первого раза в этом и проявляется недоразвитие речи. Дети с ОНР III уровня показывали более низкие показатели знаний об окружающем мире.
После проведения коррекционной работы, нами было обнаружено, что уровень развития интеллектуальной готовности детей повысился. Так выявлено, что два ребенка с ОНР III уровня имеют низкий уровень (33,3 %), три ребенка — средний уровень развития (50 %) и один ребенок — высокий уровень развития интеллектуальной готовности к обучению грамоте (16,6 %).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при правильно выстроенной работе наблюдается улучшение речевого и психолого-педагогического развития детей с ОНР III уровня. Ранняя диагностика и своевременно оказанная коррекционно-логопедическая помощь повышает шансы преодоления трудностей в овладении процессами чтения и письма, что способствует в дальнейшем успеху в школьном обучении.
Литература:
- Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям: Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агранович. — СПб.: Детство-Пресс, 2004.-147c.
- Веракса Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. — М.: Мозаика синтез, 2014.
- Краевская Н. А. Семантический компонент внутренней программы речевого высказывания / Н. А. Краевская. — M., 1984.
- Левина Р. Е. Основытеориии практикилогопедии / Под. ред. Р. Е. Левиной. — М., 2009. — 365 с.