Национальные особенности движения джадидов в Туркестане | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 19.04.2016

Статья просмотрена: 10572 раза

Библиографическое описание:

Атаева, Д. П. Национальные особенности движения джадидов в Туркестане / Д. П. Атаева, С. Х. Абдираманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8 (112). — С. 799-801. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28778/ (дата обращения: 16.11.2024).



Джадиды стремились овладеть достижениями восточной и западной культур, учились и призывали других к тому же. Побывав за рубежом, просветители сумели разглядеть и сопоставить уровни развития культуры и образования различных стран.

Ключевые слова: Джадиды, «Таржимон», школы «усули джадид».

Прогрессивные силы, ставившие целью процветание края, существовали во всех слоях общества — среди ремесленников, дехкан, купцов, собственников и улемов. В широком распространении джадидских идей большая роль принадлежит газете «Таржимон» («Переводчик»). Визиты Исмаила Гаспринского в Ташкент, Самарканд и Бухару в 1893 г. послужили толчком для последующего распространения просветительских идей. В 1893 г в Бухарском эмирате открылась первая новометодная школа. В последующем, подобные школы стали открываться и в других местах. Наряду с изучением опыта крымской интеллигенции в своих просветительских действиях джадиды Средней Азии использовали передовые идеи прогрессивных деятелей других стран. Возраст участников прогрессивного движения в Средней Азии отличался от других представителей данной прослойки. В 1910 году самому молодому из них Абдулхамиду Чулпану было 13 лет. Самому старшему Махмудходже Бехбуди — 36.

Развитие прогрессивного движения протекало в два этапа. На первом этапе джадидизм, начав с просветительской деятельности, к 1917 году переходит ко второму этапу — политическому движению.

По своим территориальным особенностям движение джадидов в Средней Азии подразделялось на джадидов Туркестана, Бухары и Хивы. Основа джадидов Туркестана составляла интеллигенция, стоявшая в первых рядах сопротивления против колониальной политики Российской империи. Они мечтали видеть в будущем родной край свободным и развитым государством. Сформированные в начале ХХ в. Прогрессивные силы глубоко осознали несостоятельность существующей системы государственного управления, низкий уровень жизни народа и необходимость их изменения.

Движение национальной интеллигенции Бухары возникло в социально–политических условиях, более тяжелых, чем в Туркестанском крае. Их основу составляли выходцы из мелких лавочников, учителей, ремесленников и торговцев. Они также выступали с требованиями проведения реформ в экономической и управленческой сферах, например снизить налоги, встречая серьезное сопротивление фанатично настроенных мулл и консерваторов, выступавших против новшеств и реформ. Начиная с 1910 года джадидское движение в Бухаре приняло организованный характер и стало формироваться в качестве политической организации. Прогрессивные силы Бухары в начале ЧЧ в. Критически анализируя существующее положение стали ясно осознавать несоответствие внутренней системы управлениям времени, низкий уровень жизни населения и необходимость изменения политико-административной системы.

Прогрессивное движение начало ХХ в. В Хивинском ханстве зарождалось в иных исторических условиях. Джадидизм состоял из двух течений. Правое течение (верховный визирь Исламходжа) объединяло владельцев торгово-промышленных предприятий ханства, а также крупных баев. Его целью было проведение реформ с сохранением в государстве ханского управления. Левое течение (Бобоахун Салимов) включало в себя держателей капитала, ремесленников и представителей прочих слоев. Они стремились достичь политической активности населения путем организации новометодных школ.

Распространение просветительства в Туркестане встретило серьезное сопротивление в лице колониального правительство и его чиновников. Но, несмотря на это, джадиды продолжают свою деятельность в театральной, печатной и издательской сферах. В 1898 году Салохиддин домла открывает в Коканде вторую джадидскую школу в Андижане, а Маннон — кори — в Ташкенте, где они вводят новометодные формы образования.

В реализации своих идей, выражавшихся в Средней Азии, прогрессивные силы особое значение придавали борьбе с фанатизмом, безразличием и отсталостью. При решении этих задач первостепенное внимание отводилось следующим направлениям: расширению в крае сети новометодных школ, обучению одаренной молодежи за рубежом, созданию различных просветительских обществ и театральных трупп, изданию газет и журналов, построению в Туркестане национального демократического государства путем повышения общественно-политического и культурного сознания народа.

Важнейшим направлением деятельности передовых представителей национальной интеллигенции являлось поднятие уровня образования путем расширения сети новометодных школ. Эти школы служили не только ускоренному и легкому овладению грамотой, но и формированию нового мировоззрения, свободного от фанатизма и консерватизма.

Джадиды стремились овладеть достижениями восточной и западной культур, учились и призывали других к тому же. Побывав за рубежом, просветители сумели разглядеть и сопоставить уровни развития культуры и образования различных стран. И у проницательной молодежи появилось намерение внедрить в Туркестане достижения мирового прогресса. В результате, на первом этапе. Перед джадидами встала задача реформирования образования.

В Образовательном процессе новометодных школ за образец был принят европейский стандарт. Наряду с обучением основам арифметики. Истории, географии, природоведения, большое внимание уделялось преподаванию основ ислама.

Важным также был и вопрос создания новых учебников. В первое время во многих новометодных школах Туркестана использовались учебники и пособия, изданные в Казане и Оренбурге.

Центрами джадидского движения стали города Ташкент, Бухара, Самарканд, Андижан, Коканд и Хива. Открытые в этих городах общества и объединения культурно — просветительского направления привели к широкому распространению джадидизма в Туркестане.

Основные идеи и цели джадидизма:

– избавление и освобождение Туркестана от средневековых пережитков, феодальной отсталости и религиозного фанатизма;

– отказ от обучения «старым методом», направить край, народ и нацию на путь развития и прогресса;

– создания национального государства»

– построение свободного и благополучного общества по методу конституционной и парламентской системы правления;

– тюркским языком придавать статус государственного языка;

– создание национальной денежной единицы и национальной армии.

В своих изданиях джадиды информировали о событиях, происходивших в мире на территории Туркестана. Этими действиями они демонстрировали содержание своих идей и необходимость их широкого распространения. Просветители раскрыли значение новометодных школ в Средней Азии можно было буквально пересчитать по пальцам, то к 1911 году их количество достигло 63, число обучающихся составило 4106. В 1910 году только в Ташкенте насчитывалось 24 джадидских школ, где обучались 1740 детей, а к 1917году в крае уже существовало около 100 новометодных школ. Во взглядах просветителей отдельное место занимали вопросы обучения женщин. Они утверждали, что никоим образом не препятствуют женщинам постигать исламское учение. Подчеркивая, что изучение веры является долгом каждого мужчины и женщины, джадиды выступали сторонниками совместного обучения девочек и мальчиков.

Хотя основная деятельность видных представителей джадидского движения начиналась с просветительства, их идейное влияние на массы играет важную роль при становлении национально-освободительного движения народов Туркестана.

Литература:

  1. Касимов Б. «Миллий Уйгониш». Ташкент. 1997.
  2. Имамназаров М. «Миллий маънавиятимизнинг такомил боскичлари».Т., «Иктисод молия», 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): Азия, Туркестан, Бухара, Ташкент, школа, прогрессивное движение, широкое распространение, Андижан, западная культура, серьезное сопротивление.


Ключевые слова

Джадиды, «Таржимон», школы «усули джадид»., школы «усули джадид»

Похожие статьи

Вопросы воспитания молодежи в учении Абу Хомида Газзоли

В статье освещены взгляды Имома Газзоли по вопросам обучения и воспитания молодого поколения, кратко изложено содержание его произведений философского характера, отмечена его роль в классификации знаний. Особо выделен психологический аспект творчеств...

Творчество Бабарахима Машраба

В статье прослеживается творческий путь Бабарахима Машраба, и на основе научных материалов освещён его вклад в развитие узбекской классической литературы, его жизненные убеждения. Он по духу был близок народу, поэтому в своих произведениях всегда под...

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

Джадидизм в Хивинском ханстве

В данной статье рассматривается реформирование образования национальной интеллигенции в Средней Азии, развитие прогрессивного движения за изучение «светских» наук, не связанных с богословием, возникновение нового движения под названием «джадидизм», т...

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки, культуры и медицины в средневековье на территории Узбекистана

В средневековые времена, в Центральной Азии было много ученых и научных школ, и Академия Маъмуна в Хорезме может послужить тому ярким примером. По роли и значению в развитии общечеловеческой цивилизации Хорезмская Академия Маъмуна стоит в одном ряду ...

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Развитие медицины на территории Узбекистана в период последних узбекских ханов (XVIII — XIX вв.)

Во всех ханствах существовали в основном конфессиональные школы. Такие ученые-мыслители как Салих ибн Мухааммад Кандахарий, Джунайдулло Хозык, Джафар Хозараспий, Махмуд Хаким Яйпаний, Атоулло табиб и многие другие сыграли большую роль в развитии меди...

О хорезмской версии эпоса «Гороглы»

В статье исследуется вопрос о месте Хорезмского эпоса «Гороглы» в узбекской дастанной школе. Дастаны цикла изучаются в сравнительном аспекте с туркменской, азербайджанской и каракалпакской версиями, освещаются их сходства и национальное своеобразие.

Qadimiy afsonalar

Легенды и мифы – это плод народного мышления, выходя из точных исторических обстоятельств и случаев, в которых постоянно участвуют два или три персонажа, толкуется борьба между добром и злом. Наша цель – сформировать чувство гуманизма и доброты в ду...

Биринчи президентимиз И. А. Каримовнинг «Тарихий хотирасиз келажак йўқ» асарида тарихий воқеликка муносабат масаласи

Вышло в печать произведение первого президента И. А. Каримова под названием «Без исторического прошлого нет будущего». На основе этого произведения появились такие понятия как новые научные направления, новые точки зрения, относящиеся к истории.

Похожие статьи

Вопросы воспитания молодежи в учении Абу Хомида Газзоли

В статье освещены взгляды Имома Газзоли по вопросам обучения и воспитания молодого поколения, кратко изложено содержание его произведений философского характера, отмечена его роль в классификации знаний. Особо выделен психологический аспект творчеств...

Творчество Бабарахима Машраба

В статье прослеживается творческий путь Бабарахима Машраба, и на основе научных материалов освещён его вклад в развитие узбекской классической литературы, его жизненные убеждения. Он по духу был близок народу, поэтому в своих произведениях всегда под...

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

Джадидизм в Хивинском ханстве

В данной статье рассматривается реформирование образования национальной интеллигенции в Средней Азии, развитие прогрессивного движения за изучение «светских» наук, не связанных с богословием, возникновение нового движения под названием «джадидизм», т...

Хорезмская Академия Маъмуна, ее роль в развитии науки, культуры и медицины в средневековье на территории Узбекистана

В средневековые времена, в Центральной Азии было много ученых и научных школ, и Академия Маъмуна в Хорезме может послужить тому ярким примером. По роли и значению в развитии общечеловеческой цивилизации Хорезмская Академия Маъмуна стоит в одном ряду ...

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Развитие медицины на территории Узбекистана в период последних узбекских ханов (XVIII — XIX вв.)

Во всех ханствах существовали в основном конфессиональные школы. Такие ученые-мыслители как Салих ибн Мухааммад Кандахарий, Джунайдулло Хозык, Джафар Хозараспий, Махмуд Хаким Яйпаний, Атоулло табиб и многие другие сыграли большую роль в развитии меди...

О хорезмской версии эпоса «Гороглы»

В статье исследуется вопрос о месте Хорезмского эпоса «Гороглы» в узбекской дастанной школе. Дастаны цикла изучаются в сравнительном аспекте с туркменской, азербайджанской и каракалпакской версиями, освещаются их сходства и национальное своеобразие.

Qadimiy afsonalar

Легенды и мифы – это плод народного мышления, выходя из точных исторических обстоятельств и случаев, в которых постоянно участвуют два или три персонажа, толкуется борьба между добром и злом. Наша цель – сформировать чувство гуманизма и доброты в ду...

Биринчи президентимиз И. А. Каримовнинг «Тарихий хотирасиз келажак йўқ» асарида тарихий воқеликка муносабат масаласи

Вышло в печать произведение первого президента И. А. Каримова под названием «Без исторического прошлого нет будущего». На основе этого произведения появились такие понятия как новые научные направления, новые точки зрения, относящиеся к истории.

Задать вопрос