Последние несколько лет в России наблюдается экономический спад, который постепенно ведет к полной стагнации экономики. Это обуславливается тем, что происходит сокращение деловой активности — появляется избыток продукции и услуг по сравнению со спросом со стороны потребителей. Из-за того, что произведенная продукция не может найти рынок сбыта, предприниматели постепенно начинают закрывать свои заводы и фирмы, в связи с чем появляется большое количество безработных людей, а доходы населения уменьшаются и вызывают дальнейшее уменьшение спроса на товары и услуги. В итоге большое количество товаропроизводителей становятся неплатежеспособными и терпят неизбежный крах (становятся банкротами).
Все эти случившиеся обстоятельства в нашей стране предопределяют необходимость повышения экономического роста, увеличения жизненного уровня населения, стабильность цен на предоставляемые товары и услуги, а также стимулирование занятости и борьбы с безработицей [1].
Экономический рост — это повышение объемов создаваемых благ а, следовательно, это увеличение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться повышения объемов производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет эксплуатации ресурсов. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл только тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: повышения продолжительности жизни населения, снижение заболеваемости и травматизма; увеличение уровня культуры и образования; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальную стабильность и уверенность в своем будущем; защиту окружающей среды и увеличение экологической безопасности; преодоление нищеты среди населения, достижение максимальной занятости; снижение преступности [2].
Для увеличения экономического роста и в последующем установления его стабильности, а также сокращения разрыва с развитыми странами, существует две возможные стратегии экономической политики государства, которые, в свою очередь, определяют альтернативные траектории будущего развития экономики страны.
Первая стратегия берет свое начало исходя из национальных интересов и основывается на создании максимально благоприятных условий, с целью воспроизводства и развития отечественного научно-производственного потенциала и повышения народного благосостояния. Для такой стратегии существует следующий сценарий будущего развития экономического роста страны: максимально быстрое восстановление и дальнейшее развитие имеющегося научно-производственного потенциала на основе активизации конкурентных преимуществ российской экономики, а также ее совершенствование посредством массового внедрения инновационных технологий, включая быстрый рост инвестиций, рост производства национальной продукции, повышение качества жизни населения и оплаты труда.
Вторая стратегия до сих пор реализовывалась по принципам «Вашингтонского консенсуса», который применялся с целью подготовить развивающиеся страны для свободного движения международного капитала. Сценарий этой стратегии экономической политики состоит в продолжении сложившихся тенденций деградации интеллектуального и научно-производственного потенциалов страны, а также ее окончательного превращения в сырьевую периферию мирового рынка с контролируемой и дезинтегрированной извне экономикой, деморализованным населением и распавшимся на антагонистские группы обществом.
Выбор одной из этих стратегий предопределит дальнейшее развитие экономики государства на многие десятилетия. Связано это непосредственно с тем, что существуют особенности постоянных структурных изменений в мировой экономике и состоянием научно-производственного потенциала страны на данный момент времени. Так как при верной и успешной экономической политики научно-производственный потенциал позволяет выйти на достаточно высокие (10 % в год) темпы роста промышленного производства посредством загрузки и совершенствования уже имеющихся производственных мощностей, то через несколько лет резкое выбытие устаревшего оборудования и обесценение вывезенного за границу капитала создадут ресурсные ограничения для экономики. При этом, если на данный момент существуют объективные возможности, за счет стремительного наращивания современных технологий и инновационной активности в основных направлениях, выйти на траекторию опережающего развития, то через несколько лет сделать это станет в разы труднее, а спустя десятилетие и вовсе — невозможно. Таким образом, если выбрать вторую стратегию экономической политики государства, то это непосредственно приведет к утрате основных источников современного экономического роста, а также внутренних возможностей опережающего развития российской экономики.
На данный момент в России отсутствует научно-техническая политика, а также происходит фактическое устранение отраслевой науки в процессе приватизации промышленных предприятий и сокращения финансирования. С инвестиционной политикой дела обстоят не лучше. Относительно недавно было разрешено списание затрат и введение элементов ускоренной амортизации. А банки развития, которые были созданы несколько лет назад, так и не получили кредитной поддержки от государства и соответственно стали не в состоянии оказывать значительно влияние на инвестиционную активность.
Экономика России все еще имеет достаточно большой запас ресурсов и научно-производственный потенциал, для того, чтобы преодолеть тенденции ее деградации путем активизации конкурентных преимуществ и внутренних возможностей, несмотря на значительные разрушения [3].
Прежде всего, это: наличие уникальных передовых технологий в перспективных направлениях развития и собственных научных школ; достаточно высокий уровень образования населения и духовные традиции; богатые природные ресурсы, которые обеспечивают наибольшую часть внутренних потребностей в энергоносителях и сырье; емкий внутренний рынок и огромная территория; огромный объем несвязанного сбережения.
Для того, чтобы перейти в режим стабильного экономического роста с режима оживления экономики необходимо сформировать соответствующие макроэкономические условия, которые будут обеспечивать положительную результативность расширения производственной деятельности и инвестиций в развитие национального производства товаров и услуг. Эти условия включают в себя формирование механизмов кредитования производственной деятельности и нормализацию системы денежного обращения, а также снижение процентных ставок и налогообложения инвестиционной и производственной деятельности, защиту национального рынка от недобросовестной конкуренции со стороны импортеров.
В целях оздоровления финансового положения производственных предприятий, а также создание условий для повышения роста инвестиционной активности должны быть предприняты следующие меры по устранению узких мест и увеличению продуктивности системы государственного регулирования денежного обращения:
1. Необходимо стремительно принимать меры по обеспечению безопасности отечественной банковской системы от поглощения зарубежными конкурентами посредством импортозамещения национальной продукции.
2. Следует предпринять необходимые действия по улучшению структуры денеж-ной массы, а также стремительному уменьшению ее наличной составляющей. Чтобы достичь этого результата потребуется создать комплекс мер по электронизации расчетов и платежей, внедрению информационных технологий в финансовых услугах и торговле.
3. Требуется немедленно прекратить использование гарантированных государством высокодоходных спекулятивных инструментов, которые отвлекают денежные ресурсы из производственной сферы, включая эмиссию облигаций и открытие депозитных счетов коммерческим банкам посредством Центрального банка.
4. Необходимо также устранить основные причины демонетизации экономики. Для этого потребуется отказаться от необоснованной политики количественного регулиро-вания денежной массы и далее перейти к регулированию ставки рефинансирования с ее последовательным понижением до уровня, который, в свою очередь, не будет превышать норму рентабельности внутреннее ориентированных секторов экономики.
Таким образом, если верно осуществить рекомендованные меры, политика денежного предложения начнет соответствовать обоснованному спросу на деньги, тем самым обеспечивая продуктивное использование имеющегося научно-производственного потенциала в стране и стабильный экономический рост. Сочетание целевого контроля над механизмами рефинансирования кредитных институтов под спрос на деньги со стороны производственной сферы, а также контроль над эмиссией денег обеспечат нормализацию платежного оборота, удержание низких процентных ставок и низкого уровня инфляции, повышение инвестиционной активности и нормализацию финансового положения производственных предприятий.
Литература:
1. Алёхин Э. В. Исследование социально-экономических и социально-политических процессов: Учебное пособие. — Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2011. — 160 с.
2. Андреев С. Ю. К вопросу о повышении эффективности государственного управления экономикой на региональном и федеральном уровнях / С. Ю. Андреев, Е. А. Мищенко, В. А. Самсонов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2015. — № 02 (106). — С. 1121–1132. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2015/02/pdf/74.pdf
3. Сироткин В. Б. Современные тенденции и проблемы экономического развития. — М.: Высшая школа, 2009. — 384 с.