В 2000-х гг. в России происходил период экономического оживления, который имел восстановительный и сырьевой характер. Основной причиной экономического роста этого периода является стремительное увеличение мировых цен на энергоносители. Темпы прироста ВВП по мере их стабилизации на наиболее низком уровне сократились довольно существенно, это свидетельствует об исчерпании экстенсивных факторов экономического роста, на основе «разбазаривания» природных ресурсов нашей страны.
Современным фактором усугубления внутренних проблем в экономике нашего государства является стремительное понижение цен на газ и нефть, а так же введение взаимных санкций между странами НАТО и Россией, и усиление напряженности в международных отношениях.
Все эти случившиеся обстоятельства предопределяют востребованность во внедрении инноваций в российское производство и активизации процессов импортозамещающего производства национальной продукции, что будет способствовать увеличению темпов экономического роста.
Для того, чтобы устранить эту, нависшую над Россией, проблему и выйти на динамичный и устойчивый экономический рост требуется масштабное увеличение и расширение рынков для товаров и/или услуг национальных производителей, привлечение инвестиций для активизации национального производства. В этой связи политика развития импортозамещения представляется нам как наиболее правильная и эффективная для текущего состояния российской экономики.
Политика импортозамещения — это прекращение и/или уменьшение импорта определенной продукции посредством ее замещения национальными товарами, т. е. за счет расширения производства аналогичной отечественной продукции. На наш взгляд, данная политика может обеспечить положительное сальдо торгового баланса РФ, прекратить наводнение отечественных рынков зарубежными товарами [4].
Стабильное экономическое развитие государства посредством импортозамещения товаров и/или услуг будет возможно только в случае существенного повышения уровня промышленного самообеспечения, увеличение объемов выпуска продукции внутри страны. При этом нужно учесть тот фактор, что выпущенные товары и/или услуги на импортозамещающих производствах должны быть ориентированны как на внутренний рынок, так и на внешний, поскольку только в этом случае уровень конкурентоспособности национальной продукции будет достаточно высок. Таким образом, следует развивать промышленность не только определенных отраслей внутри государства, но и увеличивать уровень развития экономики, инфраструктуры, социальной сферы, делая само государство более конкурентоспособным, способным взаимодействовать во внешнеэкономических операциях с развитыми промышленными государствами на равных.
Используя политику импортозамещения продукции государство должно выполнять целенаправленные и активные действия.
Считаем, что на первом этапе этой политики государству следует оказывать предприятиям максимально эффективную поддержку путем снижения административного давления, предоставлением налоговых льгот, а в отдельных случаях прямой финансовой поддержки, введения разнообразных защитных таможенных барьеров. При таких действиях и помощи государства отечественные предприятия будут иметь больший успех на проведение технического перевооружения, повышения производительности труда, а так же увеличения качества производимых товаров и/или услуг, что поможет им существенно повысить конкурентоспособность перед другими развитыми странами.
В последующем государство уже может позволить себе снизить уровень своей поддержки в целях экономии бюджетных ресурсов и развития конкурентной среды.
Считаем, что предлагаемое нами поэтапное проведение политики импорто-замещения приведет к:
— сохранению валютной выручки внутри государства и как следствие росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны;
— росту спроса на продукцию внутреннего отечественного производства;
— стимулированию развития экономики государства;
— укреплению продовольственной и экономической безопасности страны;
— росту занятости населения и снижение безработицы совместно с улучшением уровня жизни;
— увеличение уровня научно-технического прогресса страны.
Важно отметить, что реализация и разработка политики импортозамещения должна происходить на всех уровнях власти: федеральном, региональном и местном. При этом необходимо обеспечивать координацию и взаимодействие различных уровней и органов власти, что позволит избежать дублирования отдельных функций и наличия незакрепленных направлений деятельности.
Крайне важно в рамках уже разработанных и будущих программ политики импортозамещения обозначить принципы, задачи, цели, механизмы, способы и инструменты их реализации, чтобы иметь общую картину происходящих процессов, для наиболее успешного проведения политики импортозамещения.
Государству так же следует проводить политику «умного регулирования» в процессе импортозамещения. Для ее реализации и продуктивного воздействия на современную экономику, в которой увеличивается информированность и инновационная активность всех субъектов, государство само должно стать максимально активным пользователем последних технологий и участником информационных обменов [5].
Ожидаемым результатом политики импортозамещения является увеличение конкурентоспособности отечественной продукции путем стимулирования технологи-ческой модернизации производства, роста его продуктивности и освоения новых конку-рентоспособных видов продуктов с относительно высокой добавленной стоимостью.
Реализация политики импортозамещения позволит создать новые точки роста и диверсифицировать движущие силы экономического развития страны. Успешное проведение политики импортозамещения существенно повысит уровень экономической безопасности государства, что особенно актуально в сложившихся обстоятельствах [1].
Также отметим, что к благоприятным обстоятельствам для реализации политики импортозамещения в России можно отнести наличие квалифицированных работников, емкость внутреннего рынка, сырьевую обеспеченность.
К негативным обстоятельствам следует отнести неблагоприятный инвестиционный климат, низкий уровень производительности труда, высокий уровень ставки рефинансирования и процентных ставок в коммерческих банках, нестабильность законодательной базы.
Стратегия импортозамещения должна базироваться на модернизации и развитии всех отраслей производства, увеличении качества производимой продукции, совершенствовании технологий и активном внедрении инноваций. Это в конечном итоге будет способствовать постепенному переходу от производства простой продукции к изготовлению наукоемкой и высокотехнологичной продукции [2].
Однако, несмотря на актуальность и важность проблемы импортозамещения, на наш взгляд, этот процесс идет очень медленно. В этих условиях приоритетными задачами
импортозамещающей в России считаем:
— создание временных преференций для товаров и услуг отечественного производства в рамках госзакупок;
— стимулирование экспорта готовых товаров и полуфабрикатов в противовес экспорту сырья и природных ресурсов;
— гармоничная конверсия ВПК при одновременном наращивании экспорта вооружений;
— развитие импортозамещающих отраслей отечественной промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг.
Необходимо учитывать, что внешне ориентированная импортозамещающая политика способствует структурным сдвигам в общественном производстве, которые в свою очередь будут способствовать вытеснению с внутреннего рынка импортной продукции, способна обеспечивать не только экстенсивный экономический рост, но и качественное обновление российской экономики [3]. Таким образом, на наш взгляд, грамотная разработка и реализация политики импортозамещения позволит достичь следующих результатов: повысить конкурентоспособность отечественных предприятий; увеличить доходы и благосостояние населения; решить проблему критической зависимости от импорта продукции; создать новые рабочие места для населения; стимулировать приток иностранных инвестиций.
Литература:
- Алтухов А. И. Импортозамещение в агропродовольственном комплексе страны: проблемы и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. — 2015. — № 3. — С. 2–6.
- Новиков А. И. Импортозамещение на российском рынке продовольствия // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Экономические науки. — 2014. — № 2 (2). — С. 90–94.
- Андреев С. Ю. Государственно-частное партнерство как один из механизмов развития экономики / С. Ю. Андреев, Д. В. Рысухина // Экономика и социум. — 2015. — № 5–1 (18). — С. 80–82.
- Грицинина Е. С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции. — 2016. — С. 35–39.
- Андреев С. Ю. К вопросу о государственном регулировании конъюнктуры рынка зерна / С. Ю. Андреев // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2010. — № 02(056). — С. 22–32. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2010/02/pdf/03.pdf