Целью данной работы является раскрытие сущности и структуры понятия экономической безопасности. Исследовать основные рискообразующие факторы и угрозы, негативно влияющие на экономическую и финансовую ситуацию в России. Определить меры способствующие укреплению экономической безопасности страны.
Ключевые слова: национальная безопасность, экономическая безопасность, кризис, санкции, угрозы, стратегия.
Проблемы обеспечения национальной экономической безопасности в последнее время становятся все более актуальными. Мировой финансовый кризис, экономические санкции, введенные в отношении России, падение цен на нефть, все эти негативные факторы заставляют задуматься о формировании новой глобальной концепции национальной экономической безопасности.
Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности. Обеспечение экономической безопасности — это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности.
Экономическая безопасность страны как система имеет сложную структуру, в которой можно выделить ряд элементов, важнейшими из которых являются следующие:
1. Экономическая независимость, которая заключается в необходимости выхода на такой уровень эффективности национального производства и качества продукции, который сможет обеспечивать конкурентоспособность экономики и позволит на равных участвовать в мировых товарных операциях.
2. Стратегическая устойчивость национальной экономики, предполагающая создание определенных гарантий и условий для предпринимательской и инновационной активности, способных сдерживать факторы, дестабилизирующие экономическую ситуацию в стране и обществе.
3. Способность экономической системы к саморазвитию и прогрессу, к созданию благоприятного климата для инвестиций и инноваций, модернизации производства, повышения производительности труда и т. п.
Россия имеет зависимость от развитых стран, так как они обеспечивают страну стратегически важными товарами: лекарствами, продовольствием, технологиями, комплектующим для машин и оборудования и т. п. [3].
В торговом балансе страны главными партнерами остаются страны ЕС (42,2 % импорта и 53,8 % всего экспорта), АТЭС (34,3 % импорта и 18,9 % экспорта) и СНГ(13 % импорта и 14 % экспорта), крупнейшими из них являются Китай и Германия. Так, на лекарственном российском рынке доля импортной продукции превышает 70 %. Цифры внушительные, чтобы задуматься о безопасности и суверенности государства, поскольку лекарственные средства — это стратегически важная продукция, и обойтись без нее в течение длительного времени страна не сможет [2].
Газовая отрасль России практически полностью ориентирована на страны Европы и СНГ: в Европу через трубопроводы поступает 64,7 % российского газа, в страны постсоветского пространства — 27,85 %, оставшаяся доля — в Азию в виде сжиженного природного газа. Отечественные сырьевые компании полностью зависимы от европейского газового рынка, в то время как доля российского газа в структуре европейского импорта составляет 34,46 %. США активно осваивают сланцевые месторождения и заинтересованы в том, чтобы Европа постепенно стала переходить на американский сланцевый газ. Серьезной угрозой экономической безопасности стал обвал на фондовом рынке. Такое стало возможным из-за того, что 70 % российского фондового рынка принадлежит иностранным инвесторам. За подобную ситуацию приходится расплачиваться значительным снижением капитализации крупнейших российских компаний. Еще одним важным фактором угрозы экономической безопасности является то, что в настоящее время, по подсчетам экспертов, около 60 млрд. долл уходит из страны в форме сальдо по доходам от иностранных кредитов и инвестиций и около 50 млрд. долл. составляет нелегальная утечка капитала. Накопленный объем последней достиг 0,5 трлн. долл., что в сумме с прямыми иностранными инвестициями российских резидентов составляет около 1 трлн. долл. вывезенного капитала [1]. Потери доходов бюджетной системы вследствие утечки капитала оцениваются экспертами как 1,5 % от ВВП. Также негативным фактором, влияющим на экономическую ситуацию в стране, является обвал национальной валюты.
Ключевые экономические угрозы для страны, прописаны в новой стратегии национальной безопасности РФ, которую утвердил в конце 2015 г. президент России Владимир Путин. Значительное внимание в документе уделено определению главных стратегических угроз национальной безопасности в экономической сфере, к которым отнесены, в том числе, низкая конкурентоспособность, сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, отставание в разработке и внедрении перспективных технологий, несбалансированность национальной бюджетной системы, недостаточный объем ресурсов для кредитования, незащищенность национальной финансовой системы, а также ряд других вызовов и угроз. Усиление недобросовестной конкуренции и санкции названы явлениями, которые оказывают негативное воздействие на экономическую безопасность РФ, а сохраняющийся блоковый подход к решению международных проблем, говорится в документе, не способствует противодействию современным вызовам.
Скорректированы важнейшие задачи, на решение которых будут направлены основные усилия. Такими задачами являются устранение дисбалансов в экономике, сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, снижение уязвимости от внешних негативных факторов, прагматичное участие в международном экономическом сотрудничестве, повышение эффективности государственного управления в экономической сфере [4].
Особое внимание уделено также мерам, направленным на обеспечение продовольственной безопасности. Они включают в себя, том числе ускоренное развитие и модернизацию агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, пищевой промышленности и инфраструктуры внутреннего рынка, расширение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей на рынки сбыта продукции, недопущение бесконтрольного оборота генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов, совершенствование системы технического регулирования, а также меры санитарного и фитосанитарного надзора, контроля в области обеспечения безопасности пищевых продуктов для здоровья человека [5, 7].
Стратегия предполагает укрепление финансовой системы, повышение устойчивости курса рубля, снижение банковских ставок для укрепления национальной безопасности страны.
Кроме того, стратегия национальной безопасности, ставит одной из целей развития страны вхождение в число мировых лидеров по объему валового внутреннего продукта (ВВП). Предполагается, что Россия должна закрепить статус одной из лидирующих мировых держав [6].
Достижение поставленных в стратегии задач, будет обеспечиваться реализацией таких мер, как развитие промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизация и развитие приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности РФ, совершенствование финансовой и банковской системы, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды.
Рассмотренные выше угрозы являются лишь ключевыми угрозами экономической безопасности. В целом же угрозы очень изменчивы и не всегда их можно предсказать. Они долгое время могут не проявлять себя в открытой форме, что не должно ослаблять внимания экономистов. Ликвидация данных угроз посредством разовых мероприятий невозможна, следует разрабатывать рассчитанную на длительную перспективу стратегию. Увеличение числа угроз, а также не продуманные управленческие решения могут привести к негативным изменениям в экономике страны. Таким образом, выявленные на ранней стадии угрозы и дальнейшая их ликвидация обеспечат стране экономическую безопасность.
Литература:
- Глазьев С. Экономическая безопасность России: необходимые меры [Электронный ресурс]. — URL: http://politobzor.net/show-28866-ekonomicheskaya-bezopasnostrossii-neobhodimye-mery.htm
- Кравченко Л. Экономические санкции против России: вызовы и угрозы [Электронный ресурс]. — URL: http://rusrand.ru/events/ekonomicheskie-sanktsii-protiv-rossiivyzovy-i-ugrozy
- Андреев С. Ю. Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края / С. Ю. Андреев, Л. Э. Тауш // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2010. — № 01(055). С. 1–7. — Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2010/01/pdf/01.pdf
- Петров И. Совбез России назвал главные угрозы для страны. Российская газета [Электронный ресурс]. — URL: http://rg.ru/2016/01/19/sovbez-site.html
- Грицинина Е. С. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39.
- Лейва М.Состояние экономики России назвали угрозой в стратегии нацбезопасности. [Электронный ресурс]. — URL:http://www.rbc.ru/politics/19/01/2016/569df7109a79471dc08c2922
- Пути повышения конкурентоспособности предприятий /Андреев С. Ю., Варюха А. О., Апанащенко А. А. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 8–12.