На сегодняшний день уровень инфляции является одним из важнейших показателей развития экономики любого государства. Благодаря темпам роста инфляции можно оценивать эффективность экономической политики государства в целом, а также судить об устойчивости экономической системы страны.
Регулирование инфляции необходимо для относительной стабилизации цен, сглаживания их неравномерного роста по товарным группам, выравнивания норм прибыли и уровней оплаты труда по отраслям, снижения имущественного неравенства, сдерживания нерационального перераспределения капиталов и квалифицированных кадров между секторами хозяйства [7].
Инфляция отрицательно влияет на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, обесценивает сбережения физических и юридических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала, приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция подрывает социальную и политическую стабильность общества, способствуя развитию авторитарных, диктаторских тенденций [3].
Экономическое положение России в 2015 г. можно охарактеризовать как кризис, вызванный внешними шоками: падением цен на нефть и санкциями, резко ухудшившими доступ к мировым рынкам капитала.
Рис. 1. Уровни инфляции в России
В настоящее время рост цен для России является проблемой государственного значения. В 2014 г. уровень потребительской инфляции составил 116,5 % к предыдущему году. Особую тревогу вызывает повышение потребительских цен на наиболее дешевые продукты. Значительно в 2015 г. цены выросли на хлеб, макаронные изделия, крупы, молочные продукты, масло, т. е. на наиболее востребованные продукты питания, доступные для населения со средними и низкими доходами [4].
Причины такого резкого повышения инфляции очевидны и в большей степени носят политический характер в связи со сложившейся напряженной международной обстановкой:
— снижение курса национальной валюты;
— рост инфляционных ожиданий из-за ослабления рубля;
— кризис на Украине;
— введение продуктового эмбарго для ЕС, США и Канады;
— ряд санкций для России со стороны ЕС, США и Канады;
— резкий спад цен на нефть [2].
В России методы противодействия инфляции носят в основном монетарный характер. К таким методам в частности относят изменение базовых ставок ЦБ, регулирование денежного предложения в банковской сфере. Постепенно развивается усиление административно — налогового воздействия на инфляцию, в частности, с помощью перемещения налоговой нагрузки с производства на потребление и сдерживание роста тарифов и розничных цен [8].
Комплексные антиинфляционные меры среднесрочной перспективы предусматривают проведение консервативной денежно-кредитной политики, регулирующей денежные предложения в соответствии с реальным денежным спросом хозяйственного оборота в зависимости от величины ВВП [1].
Отметим, что антиинфляционная политика государства в 2016 г. направлена на:
— таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);
— продажу зерна из интервенционного фонда;
— ужесточение монетарной политики — повышение учетной ставки;
— повышение нормативов обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте;
— ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);
— регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;
— снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);
— заимствование денежных средств на финансовом рынке — операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);
— повышение ставки рефинансирования;
— сокращение государственных расходов на оборону и МВД;
— сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юридическим лицам и ипотечным программам).
Для проведения анализа сведем показатели инфляции стран зарубежья и России.
Рис. 2. Общие темпы инфляции в странах США, Германия, Россия [6]
Из рисунка 2 следует, что в России темпы инфляции намного выше, чем в США и Германии. По официальным данным Федерального статистического управления Германии (Destatis) в 2013 г. потребительские цены (CPI) выросли в Германии до 1,5 %, что ниже предыдущих двух лет: 2011 г. -2,1 %, 2012 г. -2,0 %. Германия пережила кризис и показывает одни из самых высоких темпов экономического роста. Рынок труда в стране является одним из сильнейших, уровень безработицы составил 6,6 %, что очень близко к историческому минимуму. Государственный долг Германии снизился в 2013 г. до 79,5 % ВВП, что на 1,5 % ниже показателя 2012 г. Этого удалось добиться за счет твердой бюджетной политики и мерам по сокращению долговой нагрузки в период финансового кризиса приблизительно в 4,42 раза [5].
Важным фактором в жесткой антиинфляционной политики Bundesbank (Центральные банк Германии) связывают с историческими событиями. Bundesbank сохраняет строгую непримиримость к малейшим отклонениям от 2 %-го уровня инфляции. Уровень инфляции не должен выходить за установленные рамки даже в условиях предельного ослабления экономики и космических масштабов безработицы. Стоит подчеркнуть важность своевременности релизов CPI. Федеральное управление статистики ежемесячно публикует еще одну версию расчета уровня инфляции в Германии гармонизированный индекс потребительских цен (HICP), который является официально утвержденным порядком расчета уровня инфляции в 15 странах — членах Евросоюза (ЕС) плюс Норвегия и Исландия. Причина появления дубля — стремление придерживаться стандартной европейской формулы индекса, что дает руководителям компаний, инвесторам и экономистам проводить более точные сравнения темпов инфляции. Также примечателен тот факт, что если инфляция в Германии набирает чрезмерные обороты, то ЕСВ, отреагирует повышением процентных ставок, даже, несмотря на то, что в соседних с Германией странах темпы инфляции могут оставаться умеренными. Другая крайность: если Германия опускается вниз по спирали дефляции, следует ожидать, что ЕСВ снизит процентные ставки, чтобы предотвратить развитие аналогичного сценария в других странах континента [6].
Индекс CPI в США имеет максимальный показатель 3,85 %, а в 2013г. этот показатель равнялся 1,47. Этот индекс публикуется статистическим бюро Департамента труда США каждый месяц. Как можно видеть, уровень инфляции в США разительным образом отличается от инфляционной статистики в России. Это говорит о том, что цены на американские товары и услуги растут медленнее, чем в России. Но динамика колебаний уровня инфляции в США выше, чем в Германии.
В США произошел отказ обмена золота на доллары, девальвация денежных знаков равнялась почти 8 % и начался переход к плавающим валютным курсам (кризисно-денежной Бреттон-Вудской системы). В США на данный момент не усматривается риск роста инфляции. В 2016 г. инфляция в США должна составить 1,3 %.
Сравнительный анализ российских данных с показателями других стран демонстрирует, что российская экономика находится в экстремальном состоянии. Инфляционная политика России является особенной. На сегодняшний день основным инструментом регулирования инфляции является кредитно-денежная политика, что в условиях преобладания в стране «инфляции издержек» себя не оправдывает.
Структура роста цен на товары в России, Германии и Соединенных Штатах различна. В России быстрее других в течение предыдущих 12 месяцев росли в цене алкоголь (плюс 12,2 %), табак (плюс 22,8 %) и продукция сельского хозяйства — молоко и молочная продукция связи со снижение предложения на 4–5 %. Еще одна стремительно дорожающая позиция — образование (плюс 12,4 %). Особенно дорогим стало «высшее профессиональное образование» — плюс 16,1 % [6].
Из категорий товаров и услуг сильнее всего по карману американцев ударило подорожание энергоносителей — плюс 4 %. Бензин за минувший год в США подорожал на 9,1 %. Для сравнения: в России — на 6,7 %, практически на уровне общей инфляции. Еще одна стремительно дорожающая категория в США — медицина: плюс 3,9 %.Алкоголь и табак в Штатах, в отличие от России, растут в цене медленно — плюс 1,5 % и 1,8 % соответственно.
В Германии значительно возросли в цене продукты питания: рост цен на овощи (6,1 %; включая картофель: + 28,7 %) и фрукты (+7,2 %; включая яблоки: + 14,9 %) и пищевых жиров и масел (+ 8,3 %, в том числе сливочного масла: + 16,1 %). Товары народного потребления увеличились на 2,3 %. Энергоносители в среднем за год увеличились в цене на 1,4 % [5].
Интересен опыт разных стран в вопросах проведения антиинфляционной политики. К примеру, основными методами борьбы против инфляции в Германии являются: стабилизация уровня налогов, рост зарплат, для увеличения вовлеченности потребителя в механизм производства товаров, увеличения национального продукта, умеренное развитие цен на нефтепродукты, жесткий контроль в денежно-кредитном механизме страны, своевременный мониторинг развития экономики страны. Сравнительно недорогая цена на бензин, дизель и топливный мазут, из-за невысокого спроса на нефть внутри страны, позволила в 2015г. не расти скачкообразно.
В США к числу антиинфляционных мер относят программы поддержки производителей и предпринимателей малого бизнеса, государство в периоды кризиса стремится искусственно поддержать занятость, регулирование процентных ставок. Некоторые компании вынужденно снизили цены, чтобы удержать спрос потребителей, который опустился на фоне слабого роста рынка труда и незначительного изменения заработной платы. Слабая инфляция позволяет Федеральной резервной системе (ФРС) реализовывать рекордную по своим объемам программу монетарного стимулирования.
Страны, которые отрегулировали ставки рефинансирования, в борьбе с экономическим кризисом стали такие страны как Япония (уровень ставки которой равен 0,1 %), США, Великобритания (0,25 %), Европейский Центральный Банк (0,5 %), в то время как показатели России поднялись по ключевой ставки в 2016г. до 11 %. На наш взгляд, снижение ключевой ставки в РФ приведёт к снижению инфляции в целом за счёт того, что воздействие инфляции предложения значительно выше в России, чем инфляции потребления в реальном секторе экономики. При таких действиях со стороны банков как уменьшение процентных ставок по депозитам и кредитам, будет стимулироваться оживлении деловой активности в реальном секторе экономики.
Также считаем, что в России необходима разработка ценовой политики, основанной на ряде принципов, обеспечивающих снижение немонетарного ценового компонента инфляции. Эти принципы должны включать в себя демонополизацию экономики, контроль за установленными лимитами роста тарифов на услуги естественных монополий, стимулирование рыночной конкуренции, а также эффективное регулирование таможенных пошлин на ввозимые и вывозимые товары.
Таким образом, в долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную экономическую систему, действенные механизмы регулирования уровня инфляции и стимулирования экономического роста. Наличие таких механизмов позволит эффективно решать задачи устойчивого и динамичного развития российской экономики, на фоне умеренного роста инфляции, чей уровень, на наш взгляд, не должен превышать среднеевропейских значений, так как в противном случае создается прямая угроза экономической безопасности РФ.
Литература:
1. Андрианов В. Д. Инфляция: причины возникновения и методы регулирования. — М.: «Экономика», 2010.
2. ЛинкевичЕ. Ф. Потребительская и производственная инфляция в современной России // Финансы и кредит. — 2014. — № 15. — С. 68–73.
- Инфляция в РФ и индекс потребительских цен как один из основных показателей, характеризующих инфляцию / Адамян Н. Э., Андреев С. Ю. // Итоги научно-исследовательской деятельности 2015 г.: изобретения, методики, инновации. Сборник материалов VI международной научно-практической конференции. Научный центр «Олимп». — 2015. — С. 30–33.
4. ИшхановА.В., Линкевич Е. Ф. Инфляционные процессы в новой России// Финансы и кредит. — 2015. — № 9. — 42–49.
- Федеральное статистическое управление Германии www/ destatis.de
- Мировые показатели в экономике www. Global-rates.com
- Рыночная власть и ценообразование / Пеньков М. В., Андреев С. Ю. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 160–162.
- Роль органов власти и КГАУ в проведении эффективных антикризисных мероприятий на территории Краснодарского края / Андреев С. Ю., Тауш Л. Э. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2010. — № 55. — С. 207–213.