На современном этапе развития человечества у многих государств обострилась потребность в экономической безопасности, так как в условиях глобализации возникает масса негативных явлений угрожающих финансовой устойчивости не только для отдельных предприятий, но и в целом для всего государства. Потребность в экономической безопасности — это устранение потенциальных и реальных современных экономических угроз, угрожающих социально-экономической устойчивости государства и отдельных сфер деятельности.
В 21 веке Россия столкнулась с новыми внешними угрозами и опасностями, способных подорвать экономический и производственный потенциал страны за счет рыночных механизмов и конкуренции. Можно сказать, что на данный момент экономика Россия находится в состоянии стагнации, усугублении кризисных процессов, которые напрямую оказывают негативное воздействие и на социальную сферу, уровень и качество жизни наших соотечественников [1]. На наш взгляд, проблемы национальной безопаcности нашей страны, помимо глубокой экономической депрессии, усугубляются ростом таких угроз, как: нарастание ядерного противостояния, технологические, радиационные и экологические катастрофы, ослабление военной мощи и обороноспособности РФ, а так же критическая зависимость от зарубежных товаров и услуг.
Государству целесообразно вовремя выявлять возможную экономическую опасность, в этом случае может потребоваться лишь комплекс профилактических действий от непосредственных угроз для экономической безопасности страны. Чтобы не усугубить последствия внешних и внутренних экономических угроз, необходимо реагировать максимально быстро и заблаговременно ликвидировать угрозу, пока она не привела к сильным социально-экономическим потрясениям в обществе. В этом смысле экономическая безопасность является подсистемой системы национальной безопасности.
Угроза национальной безопасности государства — это возможность причинения вреда территориальной целостности и суверенитета страны, ее внешней и внутренней безопасности, конституционным правам и свободам граждан. Национальный уровень экономической безопасности связан с обеспечением защищенности жизненно важных интересов государства, общества и граждан, обеспечением стабильного развития страны, увеличением продуктивности функционирования всех отраслей народного хозяйства, а так же транспортных инфраструктур, обеспечением экономического либерализма социальной справедливости, повышение уровня жизни населения, предотвращением катастроф различного уровня: экологических, техногенных и производственных.
Угроза экономической безопасности государства — это возможность причинения вреда народному хозяйству, как в целом, так и всем отраслям, большой риск разрушения социально-экономической стабильности в обществе [2].
Современные угрозы для экономической безопасности государства имеют как внутренний, так и внешний характер.
В первую очередь внутренние угрозы проистекают от определенных факторов, которые существенно воздействуют на гражданское общество: финансовые и экономические кризисы, ухудшение уровня и качества жизни населения, межнациональные конфликты, а так же уровень преступности внутри страны [5].
Как правило, к внутренним угрозам относят:
— усиление имущественного расслоения общества;
— криминализация общества и экономики;
— разрушение научно-технического потенциала государства;
— деградация населения и учреждений социальной сферы;
— существенное ограничение доступа у малообеспеченных слоев населения к получению среднего и высшего образования, системе охраны здоровья, что ведет к ухудшению здоровья населения как физического, так и духовного;
— сокращение численности населения, что влечет за собой сокращение трудового потенциала страны и рост демографической нагрузки на сокращающееся по численности трудоспособное население;
— высокий уровень коррупции российской экономики вследствие ослабления системы государственного контроля;
— низкий уровень доходов населения, что создает наличие достаточно высокой численности малоимущего населения, что в свою очередь создает социальную базу для криминальных проявлений;
— нестабильное состояние кредитно-банковской системы и финансово-денежного обращения, которое обусловлено факторами такими как: высоким уровнем «долларизации» российской экономики и недоверия национальной валюте, нарушением межотраслевого баланса народного хозяйства;
— возрастание рисков возникновения катастроф и аварий техногенного характера с существенными негативными экологическими последствиями;
— достаточно высокий уровень инфляции;
— российский рынок акций находится в серьезной зависимости от конъюнктуры на мировом рынке газа и нефти.
К внешним угрозам, как правило, относят:
— бегство капитала за рубеж (незаконный вывоз капитала за границу);
— утечка умов за рубеж (в настоящий момент Россия является самым большим поставщиком высококвалифицированных специалистов за границу);
— стремительное увеличение импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам (на сегодняшний день около 80 % российского рынка лекарств и более 40 % продовольственного рынка России приходится на импорт;
— развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов (Калининградская область, Дальневосточный регион), наложенных и усиленных расширением НАТО и ЕЭС и приближением их к российским границам, территориальными претензиями Японии и перманентным ростом численности китайского населения в Дальневосточном регионе и способствующих распространению политического и экономического влияния на соответствующие российские территории со стороны иностранных государств;
— приобретение западными предприятиями российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления. Рост зависимости России от импорта по многим видам продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения;
— дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в связи с вступлением России в ВТО.
В настоящее время в качестве реальных угроз экономической безопасности России следует выделить такие как: понижение производственного потенциала ввиду высокого износа основных фондов; утрату рынков сбыта продукции; достаточно низкую конкурентоспособность товаров и услуг; вывоз капитала за границу; опасность обострения финансового кризиса; низкий уровень жизни населения [3, 4].
Для того чтобы обеспечить экономическую безопасность государства необходимо разработать и реализовать механизмы и меры экономической политики на федеральном и региональных уровнях. Эти механизмы должны быть направлены на предотвращение как внутренних, так и внешних экономических угроз Российской Федерации, к ним можно отнести следующие мероприятия:
1. Мониторинг факторов, обеспечивающих угрозы экономической безопасности РФ. Прогнозирование и мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности страны являются важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности РФ.
2. Разработка параметров и критериев экономической безопасности РФ. На наш взгляд, необходимо максимально тщательно разработать качественные и количественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности государства.
3. Для обеспечения экономической безопасности осуществлять такие виды деятельности, как: экспертиза решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности РФ; организация работы с целью активизации комплекса механизмов по недопущению и преодолению возникновения угроз экономической безопасности РФ; разработка комплексных государственных механизмов для выхода из зоны опасности.
На наш взгляд, в качестве первоочередных мер поддержания экономической безопасности нашей страны, считаем важным реализовать такие меры, как: восстановление инвестиционной активности; активизация продуктивной структурной и промышленной политики; переход к структурно-технологической перестройке производства РФ.
Литература:
- Петренко И. Н. Экономическая безопасность России. Денежный фактор. — М.: Маркет ДС, 2012. — 240 с.
- Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов / Под ред. В. С. Гусева. — СПб.: Питер, 2012. — 281 с.
- Киященко Е. А. Социологическая оценка эффективности управления социальными службами / Е. А. Киященко, Н. В. Власова // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 г. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. 2014. – С. 86–91.
- Институциональные преобразования как фактор стимулирования социально-экономического развития сельских территорий Краснодарского края / С. Ю. Андреев, Н. В. Власова, А. В. Яни и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2016. — № 02(116). С. 796–813.
- Пути повышения конкурентоспособности предприятий / Андреев С. Ю., Варюха А. О., Апанащенко А. А. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 8–12.