После того как Россия в 1991 г. вступила в новый этап развития, связанный с резким переходом от плановой к рыночной экономической системе, в нашем обществе стали появляться новые социально-экономические трудности, а так же обострились уже имевшиеся проблемы, одной из которых стал рост безработицы и падение уровня жизни наших соотечественников.
Занятость является одним из главных макроэкономических показателей и условий, который с одной стороны характеризует качество и уровень жизни в стране, а с другой стороны является отражением эффективности проводимой социально-экономической политики действующим правительством [5]. Под занятостью принято считать численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.
Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность, а также уровень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Однако не все трудоспособные люди имеют работу, существуют и безработные. Особую категорию безработных составляют трудоспособные граждане предпенсионного возраста, которые еще не достигли пенсионного возраста, но при этом, по независящим от них причинам, лишившиеся заработка и рабочего места. Эта категория граждан наиболее уязвима в их социальном праве на труд, так как спрос на труд данной категории граждан со стороны работодателей является небольшим [4].
Среди наиболее типичных причин роста безработицы в нашей стране можно выделить следующие:
—отсутствие рабочих мест из-за малого количества вакансий со стороны отечественного производства (фирм, фабрик, заводов);
—вытеснение труда основным капиталом в эпоху научно-технической революции (т. е. по причине роста автоматизации производства, использования более производительного оборудования и др.);
—довольно низкий уровень платежеспособного спроса (отсутствие спроса на продукцию и услуги снижает спрос на труд, поскольку спрос на труд имеет производственный характер, в результате чего появляется безработица);
—институциональные факторы, вызванные неэффективной работы государственной службы занятости (паспортный режим, препятствующий мобильности граждан внутри страны, отсутствие единой базы вакансий по России, и др.) [1].
Добиться такого состояния экономики, чтобы безработица полностью отсутствовала в стране в условиях рыночной экономики невозможно, так как в любом обществе всегда присутствует фрикционная и структурная безработица, которые в совокупности формируют естественную безработицу (6–7 % от трудоспособного населения страны). Но государство может и должно работать над снижением циклической и других форм безработицы, превышающих естественный уровень безработицы, посредством регулирования занятости [6].
Регулирование занятости — это совокупность способов, механизмов и мер прямого и косвенного воздействия на рынок труда со стороны государства с целью достижения поставленных целей. Цели государственного регулирования занятости в стране отражают ориентацию на достижение нормативного состояния рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные социально-экономические проблемы общества.
Регулирование занятости население в стране имеет несколько уровней:
—локальный уровень (в нем происходит активизация взаимоотношения субъектов рынка труда, конкретного человека с местными органами исполнительной власти, с работодателем, с локальной службой занятости);
—общегосударственный уровень (в нем происходит решение социально-экономических целей и задач общества);
—региональный уровень (в нем происходит принятие решений по вопросам регулирования рынка труда, расширение социальной помощи безработному населению в стране, а также вопросы сдерживания массового высвобождения работников).
На всех вышеперечисленных уровнях государственное регулирование занятости населения должно выполняться на основе общеэкономической концепции социально ориентированной рыночной экономики [7]. У регулирования занятости посредством государственного вмешательства на рынке труда существует две главные задачи.
Первая задача заключается в определении долгосрочной перспективы. Она предполагает стабилизацию общего спроса на труд, и уровней частичной, скрытой безработицы с их последующим понижением, при максимально продуктивном применении занятых и более гибком спросе населения на рабочие места.
Вторая задача ориентирована на краткосрочную перспективу. Она предполагает блокирование огромного количества высвобождения потенциальных безработных и предотвращение максимально быстрого роста открытой, а также скрытой безработицы. В этой задаче одновременно планируется взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничить полное блокирование процессов рационализации занятости населения.
На наш взгляд, способы государственного вмешательства и воздействия на рынок труда должны получить оценку с позиции работников и предпринимателей, чье мнение также должно учитываться при разработке общей политики занятости в государстве [3]. Другими словами профсоюзы, союзы предпринимателей и органы власти должны проводить совместную работу в вопросах разработки данной политики. Государственное регулирование занятости населения в стране должно осуществляться по следующим базовым направлениям:
— обеспечение специальных программ внутренней миграции населения из кризисных районов;
— разработка новых казенных предприятий на базе определенных федеральными органами несостоятельных предприятий, с целью поддержания занятости населения;
— разработка предприятий для обеспечения организации общественных работ по благоустройству и обслуживанию престарелых людей;
— разработка специальных предприятий для обеспечения надомного труда;
— принятие в особых случаях механизмов и мер по развитию частной индивидуальной деятельности;
— организация процесса переквалификации рабочей силы, подлежащей сокращению без прекращения с ними трудового договора;
— разработка специальных предприятий для организации общественных работ;
— разработка в регионах частных бюро содействия занятости населения для оказания им содействия в трудоустройстве и самостоятельной занятости элитарным клиентам. Разработка и создание таких частных бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации;
— поддержка индивидуальных частных предпринимателей — надомный труд, ремесленничество и т. д., т. е. занятость, которая не требует крупных затрат [2].
На наш взгляд, чтобы ослабить или частично решить современную проблему занятости населения в стране, государству нужно принять следующие меры:
—развивать гибкие формы занятости, например, надомный труд;
—расширять виды и структуры общественных работ, условия их проведения, организации, финансирование с учетом качественного состава безработных и социально-экономических потребностей регионов;
—продолжать дальнейшее развитие систем непрерывного инновационного образования, включая поддержку опережающего обучения персонала, который находится под риском увольнения, внутрипроизводственное обучение персонала, расширение возможностей самообучения;
—обеспечить качественный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства;
—ввести системы стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности, прежде всего в регионах с критической ситуацией на рынке труда.
Таким образом, для того, чтобы добиться максимально высокого уровня занятости населения в стране, государству необходимо реформировать трудовое законодательство с целью увеличения мобильности рабочей силы, стимулировать занятость и самозанятость населения за счет стимулирования развития предпринимательства и национального производства, а также сократить латентные процессы на рынке труда и обеспечить стабильный баланс интересов государства, предпринимателей и работников.
Литература:
1. Викторов И. С., Макашева А. Ж. Социально-правовые аспекты проблемы заня-тости населения / И. С. Викторов, А. Ж. Макашева // Трудовое право. — 2011. — №.8. — С.71.
2. Куренной А. М. Трудовое право: Учебное пособие / А. М. Куренной — М.: из-во Юристъ, 2014. — 315 с.
- Киященко Е. А. Социологическая оценка эффективности управления социальными службами / Е. А. Киященко, Н. В. Власова // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 г. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. 2014. — С. 86–91.
- Государственная поддержка занятости трудоспособных инвалидов в Краснодарском крае / Артемова Е. И., Андреев С. Ю., Мищенко Е. А., Киященко Е. А. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2016. — № 116. — С. 855–869.
- Институциональные аспекты регулирования рынка труда в аграрном секторе экономики / Андреев С. Ю., Латыш И. С. // Экономика и социум. — 2015. — № 5–1 (18). — С. 89–92.
6. Проблемы безработицы и занятости населения / Андреев С. Ю., Коноваленко Д. А. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа: 2015, — С. 5–8.
- Рыночная власть и факторы ее обуславливающие / Стрельцов М., Власова Н. // Современный научный вестник. — 2014. — № 2. — С. 13–18.