Инструменты и механизмы регулирования импортозамещения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 23.04.2016

Статья просмотрена: 2853 раза

Библиографическое описание:

Панкова, Е. О. Инструменты и механизмы регулирования импортозамещения / Е. О. Панкова, С. Ю. Андреев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.8 (112.8). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28854/ (дата обращения: 18.12.2024).



Импортозамещение — это тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленных на замену импорта промышленных товаров, пользующихся спросом на внутреннем рынке, товарами национального производства [1].

Основная цель импортозамещения — обеспечение производства всех необходимых внутреннему потребителю товаров и услуг силами национального производителя, работающего на территории этой страны. Для замены импорта национальным продуктом государство имеет возможность использовать такие инструменты, как:

—таможенные меры регулирования;

—запрет или ограничение ввоза некоторых товаров из заграницы;

—субсидирование производств внутри страны;

—инвестирование технических отраслей;

—создание новых производств в регионах;

—проектное финансирование;

—смягчение кредитной политики;

—заключение долгосрочных договоров с национальным производителем;

—госзаказ на продукцию.

Рассмотрим влияние этих мер на экономику:

1) Таможенное регулирование — это симбиоз тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, предпринимаемых в целях защиты национальных производителей на внутреннем рынке, контроль экспорта и импорта товаров, пополнения федерального бюджета.

2) Запрет или ограничение ввоза некоторых товаров из заграницы дает дополнительное пространство сбыта на рынке для национального производителя, а, следовательно, стимулирует национальное производство.

3) Субсидирование производств внутри страны помогает развитию малого бизнеса, созданию новых предприятий и производств, их расширение и модернизацию.

4) Инвестирование технических и инженерных отраслей позволяет развивать науку, модернизировать производство, делать его более производительным, а выпускаемые товары и услуги более качественными и дешевыми.

5) Создание новых производств в регионах способствует развитию этих регионов, созданию новых рабочих мест.

6) Проектное финансирование способствует развитию малого бизнеса, созданию новых предприятий и производств.

7) Смягчение кредитной политики дает возможность предприятиям привлекать дополнительные средства в производство на выгодных условиях, что позволяет предприятиям, расти и развиваться.

8) Заключение долгосрочных договоров обеспечивает стабильными заказами национальных производителей, позволяя планировать свой бизнес на продолжительное время.

9) Госзаказ на продукцию для производителя означает гарантированный сбыт определенной части продукции, а значит получение прибыли, и, следовательно, расширение производства предприятия.

Если товары — импортозаменители выпускаются дабы не допустить зарубежный продукт на рынки — это упреждающая мера. Если же товары — импортозаменители выпускаются с целью вытеснить иностранный продукт с национального рынка — это реактивная мера.

Для применения этих инструментов и механизмов регулирования необходимо правильно выстроить приоритеты, определиться с наиболее важными отраслями для импортозамещения и подобрать подходы осуществления намеченной цели.

Реализация программы импортозамещения на предприятии должна начинаться с разработки стратегии. Выработка стратегии происходит в управленческой части предприятия. Для создания эффективной стратегии необходимо учитывать тенденции действующей экономической ситуации, репутацию компании, ресурсы производства. В общем стратегии импортозамещения можно разделить на два типа: базовые и специфические. К базовым можно отнести: лидерство по цене, продукт под госзаказ, партнерство в локализации. Специфические стратегии: повышение уровня переработки, из дистрибуторов в производители и некоторые другие [2].

Постепенно развивающаяся политика импортозамещения ведет к таким положительным социально-экономическим процессам, как:

— рост валютных резервов;

— повышение занятости населения;

—развитие научно-технической базы;

—создание новых предприятий и производств, следовательно, появление новых рабочих мест;

—укрепление экономической безопасности страны.

Если говорить о нашей стране, то проблема импортозамещения для России уже давно не нова. Она поднималась в разные годы, но особую значимость она приобрела перед российским руководством в условиях сложной внешнеполитической обстановки, когда в марте 2014 г. ряд западных стран начал вводить санкции по отношению к РФ. «Масла в огонь» добавило то, что в декабре 2014 г. произошло резкое падение стоимости рубля, что негативно сказалось не только на экономике страны, но и на социальном положении российских граждан.

В данных условиях от правительства требуются решительные действия: необходимо дать четкое определение импортозамещению, обозначить рамки его проведения, создать все условия для мероприятий связанных с импортозамещением.

Стоит отметить, что как только страны НАТО ввели санкции, российское руководство в спешном порядке приняло ряд мер направленных на устранение проблем связанных с импортозамещением.

Россия применила ответные контрсанкции против стран Запада, поддержавших ограничительные меры против России. Основным инструментом в рамках этих контрсанкций стало российское продовольственное эмбарго: к ввозу были запрещены продукты из стран введших санкции, что стало хорошим стимулом и благоприятным условием для развития российского сельского хозяйства [3].

Помимо запрета ввоза некоторых продовольственных товаров на территорию РФ, правительство приняло ряд законопроектов, направленных на поддержание отечественного производителя и создания новых предприятий и производств, на развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности. В общем, планируется реализовать в общей сложности примерно 2,5 тысячи проектов. Кроме прямой поддержки предприятий правительство планирует использовать так же и другие меры направленные на стимулирование импортозамещения, которые уже были описаны выше.

По оценке Правительства РФ, в случае реализации задуманных проектов уже к 2020 г. Россия должна значительно снизить свою импортозависимость.

Для оценки возможных изменений в российской экономике рассмотрим также опыт зарубежных стран, которые уже использовали политику импортозамещения. Наиболее ярким примером, на наш взгляд, является Япония.

До середины XX века Япония была полуфеодальной страной со старой иерархической социальной лестницей. Почти половина земель обрабатывалась арендаторами, которые отдавали помещикам около 60 % урожая. Сельское хозяйство было в упадке и сильно отставало от ведущих стран. Еще в 30е годы, практически все крестьянские хозяйства не обладали тягловой силой, были практически технически не оснащены.

Только после войны государство провело земельную реформу (государство выкупило землю у помещиков и по низким ценам стало продавать ее крестьянам).

Для исправления этого бедственного положения правительство Японии приняло следующие меры. Государство финансировало аграриям около 30 % стоимости сельхозтехники. Промышленность и аграрный сектор очень долго были защищены жесткими протекционистскими барьерами, некоторые из которых действуют и сейчас.

Хотелось бы отметить так же, что широкое применение в Японии получила практика государственных закупок по высоким ценам у производителей и перепродажа этих товаров оптовикам уже по меньшей цене.

Из государственного бюджета проводилось финансирование научно-технической базы. Еще государство очень долго полностью осуществляло валютный контроль и контроль за банковским сектором, благодаря чему удалось создать благоприятную кредитную систему для предпринимателей, а так же помогло создать налоговые льготы для стимуляции промышленности. Японцы буквально за пару десятков лет превратили нищую, отсталую и разрушенную войной страну в индустриальную державу.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что, на наш взгляд, неизбежным результатом тактики импортозамещения в России будет развитие всех национальных производств, повышение качества производимых товаров и услуг, улучшение технологий производства на предприятиях, развитие инфраструктуры, возрастание занятости населения.

Литература:

  1. Вихренко М. А. Проблемы импортозамещения и выявление факторов, влияющих на формирование стратегии импортозамещения на производственном предприятии // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2015. № 35. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/problemy-importozamescheniya-i-vyyavlenie-faktorov-vliyayuschih-na-formirovanie-strategii-importozamescheniya-na-proizvodstvennom.
  2. Проблемы импортозамещения в отечественной экономике / Е. С. Грицинина, Н. В. Власова // Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. Материалы международной научно-практической конференции, 2016. — С. 35–39.
  3. Институциональные преобразования как фактор стимулирования социально-экономического развития сельских территорий Краснодарского края / С. Ю. Андреев, Н. В. Власова, А. В. Яни и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2016. — № 02(116). С. 796–813.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, создание новых предприятий, национальный производитель, товар, Япония, внутренний рынок, кредитная политика, малый бизнес, научно-техническая база, Проектное финансирование.


Задать вопрос