Проблема экономической безопасности стала актуальна в России с начала 90-х годов в момент распада СССР. Такой переход страны на новый лад, как правило, сопровождается развалом устаревших институтов и формированием новых.
Обеспечение экономической безопасности подразумевает гарантию независимости страны, правовую обеспеченность и стабильность общества, защиту от коррупционных составляющих, устойчивую способность государства обеспечить ресурсами граждан и умение реализовать имеющиеся богатства с целью дальнейшего развития не только самой экономики, но и других сфер жизни. Оценка экономической безопасности является определяющим критерием развития государства. Это значит, что экономика охватывает все стороны жизни общества, является звеном каждой функционирующей системы в государстве, поэтому, анализируя одну из этих систем, нельзя обойти ее экономические аспекты [3].
Выделим основные показатели экономической безопасности, характерные для России: достигнутый уровень ВВП (особенно удельный); ВНП; структура экономики страны, в том числе характеристика технологического уровня; структура внешней торговли; расходы государственного бюджета на образование, науку, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР); валютную и финансовую безопасность; уровень благосостояния населения; достигнутый уровень по каждой из отраслей и многие другие. Именно эти показатели помогают понять текущее состояние экономики и выделить существующие недостатки, которые могут представлять настоящую угрозу для экономической безопасности нашей страны.
Угрозы экономической безопасности — это такие явления и процессы, которые отрицательно воздействуют на экономику страны, препятствуют реализации экономических интересов личности, общества и государства, создают опасность национальным ценностям и дестабилизируют социально-экономическое положение в обществе.
В государственной стратегии экономической безопасности РФ определены наиболее вероятные угрозы, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти. К ним относятся:
- Увеличение имущественной дифференциации населения, рост уровня бедности, которые ведут к нарушению общественного согласия и социальной сбалансированности. Относительное социальное равновесие может быть нарушено в результате существования некоторых факторов: разделение общества на богатых и бедных, неуверенных в своем положении в будущем; увеличение числа городских бедных в сравнении с проживающими в сельской местности; рост безработицы; задержка выплаты зарплаты работникам; банкротство предприятий [5].
- Деформированность структуры экономики России, вызванная следующими факторами: низкая конкурентоспособность российских предприятий; усиление топливно-сырьевого курса экономики; преобладание добычи полезных ископаемых в сравнении с поисками их новых месторождений; свертывание производства отраслей обрабатывающей промышленности; отсутствие научно-технического прогресса; захват внутреннего рынка России иностранными компаниями, покупка иностранными фирмами российских предприятий с целью вытеснения отечественной продукции с внешнего и внутреннего рынков [9].
- Усиление неравномерности экономического развития регионов, которое препятствует межрегиональной интеграции, разрушает единое экономическое пространства.
- Криминализация общества и его деятельности.
Таким образом, основными причинами возникновения угроз экономической безопасности России являются:
- Отстающий в развитии промышленный сектор страны;
- Низкий уровень конкурентоспособности отечественных товаров на мировом и отечественном рынках;
- Значительные ценовые диспропорции, обострившиеся в процессе либерализации отечественной экономики;
- Сложное положение отраслей, снабжающих потребительский рынок (легкая и пищевая промышленность, машиностроение, отрасли оборонного комплекса);
- Развитие теневой экономики [1].
Оценивая некоторые статистические показатели, можно судить о масштабах воздействия угроз экономической безопасности страны. Так, например, по данным Росстата уровень бедности в России достиг своего максимума в 2008 г., а в 2013 г. доход ниже прожиточного минимума был у 12,5 млн. чел., то есть у 9 % населения, в 2014 г. — у 19,8 млн. чел., то есть у 14 %. В 2015 г. этот показатель достиг 16 % (без учета сведений по Крыму и Севастополю). Анализируя эти показатели, можно понять, что с 2013 г. произошел почти двукратный рост числа граждан с доходами ниже прожиточного минимума. Причины — повышение потребительских цен и, как следствие, прожиточного минимума. Если в первом квартале 2014г., по официальным данным, можно было прожить на 7688 руб., то год спустя требовалось уже 9662 руб. [2].
Нужно изучить назревшие за последние годы проблемы в экономике страны, чтобы понять причины стремительного увеличения числа бедных. Так, например, экономический рост заметно уменьшился, а потом и вовсе перешел в рецессию. В 2014 г. ВВП России увеличился всего на 0,6 %, в 2015 г.сократился на 3,7 %, а на конец 2016 г. прогнозируют спад ВВП на 0,5 %. Стоит отметить, что в рамках государственной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации рост ВВП является ключевым моментом, и опыт других стран это подтверждает. Преградой на пути России к выходу из экономического кризиса становится также рост теневых экономических отношений, которые превращают национальную экономику в торгово-спекулятивный сырьевой придаток мировой экономики [4, 6, 8].Теневая экономика возникает из-за пренебрежения экономическими интересами населения со стороны государственных органов. А если государство не может насытить общество необходимыми благами сферы потребления за счет легально действующего производства, то неизбежно формируется подпольная экономическая деятельность, борьба с которой не может увенчаться успехом при отсутствии желания самого государства изменить сложившуюся ситуацию, с позиций формирования целесообразного и оправданного налогового режима для национальных производителей товаров и услуг [7].
В современных условиях гарантия экономической безопасности — это главное условие для устойчивого социально-экономического развития национальной экономики. Современные угрозы экономической безопасности проявляются на различных уровнях развития социально-политической системы государства. Основная задача этой системы — обеспечить необходимый учет и контроль установленной системы угроз и своевременная их ликвидация [1].
На наш взгляд, ввиду множества эндогенных и экзогенных факторов и угроз, способных дестабилизировать современное социально-экономическое положение в российском обществе, необходимо консолидировать весь интеллектуальный потенциал нашего общества, а именно силы органов власти, науки и предпринимательства. Развитие принципиально новых форм сотрудничества, ориентированных на конструктивный диалог и сотрудничество органов власти с национальными экономическими субъектами, в вопросах выявления и предупреждения дестабилизирующих факторов, является основой социально-экономической и политической стабильности любого общества.
Литература:
- Костин В. И., Косыгин А. Б. О некоторых факторах, влияющих на национальную безопасность России // Вестник государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О. Макарова. — 2012. — № 2. — С. 232.
- Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/# (дата обращения: 13.04.2016).
- Институциональные преобразования как фактор стимулирования социально-экономического развития сельских территорий Краснодарского края / С. Ю. Андреев, Н. В. Власова, А. В. Яни и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2016. — № 02(116). С. 796–813.
- Роль маркетинга в повышении эффективности работы предприятия в условиях современной рыночной экономики / Мартынов Д. И., Андреев С. Ю. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — Уфа. 2015. — С. 129–132.
- Рыночная власть и факторы ее обуславливающие / Стрельцов М., Власова Н. // Современный научный вестник. — 2014. — № 2. — С. 13–18.
- Промышленный шпионаж в современной экономике и угрозы для отечественного бизнеса / Андреев С. Ю., Федянин А. А. // Наука сегодня: проблемы и перспективы развитиясборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 3 частях. Научный центр «Диспут». — 2015. — С. 110–112.
- Агропродовольственный рынок России: проблемы и перспективы / Власова Н. В., Шейко Е. В. // Наука сегодня: реальность и перспективы материалы международной научно-практической конференции. Научный центр «Диспут». — 2016. — С. 117–119.
- Промышленный шпионаж в современной экономике / Красникова А. В., Блоховцова Г. Г. // В сборнике:ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 66–68.
- Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия в условиях современной экономики / Хушт Р. И., Кох М. Н. // Экономика и социум. — 2015. — № 5–2 (18). — С. 258–262.