Политические и экономические реформы в развивающихся странах привели к развитию широкомасштабной миграции рабочей силы. Все эти факторы в комплексе сформировали ряд отличительных признаков сферы занятости населения:
1. Формирование глобального рынка труда, характеризующегося актив ной динамикой рабочей силы между государствами, испытывающими ее нехватку, и странами-поставщиками трудовых ресурсов; 2. Возникновение новых форм занятости, адекватных современному уровню развития информационных технологий и коммуникаций; 3. Повышение требований к качеству рабочей силы в условиях реализации новых конкурентных стратегий бизнеса, обеспечивающих его эффективность; 4. Перемещение компаний-производителей в регионы и страны, являющиеся потребителями их товаров и услуг, ориентированное на широкое использование местной рабочей силы.
Тенденции, практика и методология организации труда в зарубежных старанах также представляет интерес для Казахстана.Каждая национальная модель рынка труда представляет собой сложную систему, состоящую из микро-систем профессиональной подготовки, переподготовки, роста и квалификации работников, занятия вакантных мест, регулирования трудовых отношений путем привлечения профсоюзов.
Рынок труда Швеции предполагает активную политику Правительства с целью недопущения повышения уровня безработицы в стране. Шведская модель отличается полной занятостью рабочего населения посредством применения инструментов фискальной политики, нацеленной на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли успешных фирм для снижения уровня конкуренции между ними в стимулировании роста заработной платы; поддержку работников, которые не в состоянии конкурировать на должном уровне с другими; «политику солидарности» в заработной плате, предусматривающей равную оплату за равный труд вне зависимости от уровня доходности организации либо отрасли; поддержку выборочных секторов экономики, решающих важные социальные вопросы, несмотря на их низкие экономические индикаторы [1].
Во многих странах профессиональная подготовка является весьма затратным сегментом для частного сектора. Это, как правило, стимулирует государство к софинансированию (от 50 до 80% расходов компаний) путем создания центров профессиональной подготовки в различных фирмах, а также обучения персонала. Так, в Швеции предприятиям, принимающим на работу молодежь в возрасте 16-18 лет (не имеющую полного среднего образования), государственные органы обеспечивают покрытие до 80% издержек, связанных с профессиональным образованием и выплатой заработной платы [2].
Что касается рынка труда Германии, то он нацелен на обеспечение постоянной трудовой занятости рабочего населения страны [3]. Государство нацелено на обеспечение постоянной занятости: заключение тарифных договоров на уровне объединений предпринимателей либо профсоюзов как инструмент координации рынка труда; консультационная поддержка населения по поиску работы, повышение квалификации кадров, обучение; анти-дискриминационная политика в отношении полового различия; страхование и помощь по безработице.
Правительство Франции ведет борьбу с безработицей посредством создания всех условий для максимально гибкого рынка труда, делает акцент на демократичности рынка труда, что подразумевает создание рабочих мест с частичной занятостью, трудоустройство на фиксированный срок на контрактной основе, а также упрощение процедуры увольнений. Власти намерены сократить продолжительность полного рабочего времени до 35 часов в неделю на законодательной основе, что послужит созданию новых рабочих мест и понизит уровень безработицы в стране. Вместе с тем, во Франции действуют льготы по снижению размеров обязательных социальных отчислений.
Японская модель рынка труда построена с учетом национального характера (стабильность, преемственность, способность приспосабливаться) и признавалась в мире как одна из наиболее эффективных моделей. Она основывается на принципе «пожизненного найма», которая предполагает трудоустройство работника после окончания им высшего учебного заведения вплоть до обязательного ухода на пенсию (55-60 лет). Размеры социальных премий, вознаграждений и заработной платы варьируются в зависимости от продолжительности трудового стажа. Фирма планомерно осуществляет повышение квалификации своего персонала. Любое перемещение сотрудников на ту или иную должность/позицию происходит строго по плану. Японская модель предусматривает особую преданность сотрудников, заботу о качестве и имидже компании, трудолюбие, а также творческое отношение к работе. Тем не менее, столкновение страны с рядом экономических трудностей привело к уровню безработицы 4,2% за 3 квартала 2014 года.
Американская модель характеризуется жесткими условиями труда, где сотрудников компаний освобождают от работы в связи с сокращением производства и затратами, вместо попыток сократить количество рабочих часов. Модель построена на поощрении трудовой активности, и в связи с этим длительность рабочего времени не ограничена. В корпорациях США применяются методы достижения активизации человеческого фактора на производстве: программы профессионального развития рабочей силы, программы вовлечения рабочих в управление производством (partcipativemanagenent) - в том числе создание автономных бригад, функционирование кружков качества, и т. п. Руководство страны стремится избежать критического уровня безработицы, который и без того может привести к массовому социальному беспорядку. Рассмотрев статистические данные по уровню безработицы в разрезе рассматриваемых стран, очевидно динамичное снижение уровня безработицы в Германии, результативность и целесообразность использования человеческих ресурсов в стране.
Перечисленные выше модели рынка труда стран Западной Европы, Японии и США не являются статичными. Они поддаются множеству внешних и внутренних факторов воздействия. Таким образом, мировой опыт развитых стран имеет в своем арсенале разнообразные рычаги финансового воздействия на сферу социально-трудовых отношений, используемые для стимулирования сохранения старых и создания новых рабочих мест, а также вовлечение в трудовую деятельность малоконкурентных групп населения.
Согласно «Программе занятости 2020» в 2016 году уровень бедности снизился с 8,2% до 6,0%, уровень безработицы не будет превышать 5,5%. Доля самостоятельно занятых в составе занятого населения снизится с 33,3% до 26%.
Применение инструментов государственного регулирования рынка труда по зарубежному образцу должно осуществляться с учетом специфики казахстанской экономики. Целесообразно продолжение инвестирования государства в развитие и повышение квалификации молодежи. Использование глобального опыта в решении данного вопроса позволит не допустить многих пробелов и погрешностей на пути усовершенствования рынков труда.
Литература:
- Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана.1января 2014. «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее»
- Программа Занятость – 2020 от 15.02.2011г. www.enbek.gov.kz
- Данные Агенства по статистике РК: www.stat. gov.kz