Во всех странах мира главной задачей образования, заданной в преамбуле законов в области образования, является воспитание гармонически развитого, активного объекта общества, удовлетворение потребностей личности и общества в приобретении всесторонних знаний [1].
После обретения бывшими союзными республиками, в том числе и Казахстаном, независимости началась работа по созданию и развитию новой системы образования, отвечающей требованиям международного образовательного пространства.
В условиях сувереннего независимого государства система образования в нашей стране претерпела значительные изменения. В одном из своих выступлений Президент Н. А. Назарбаев отметил: «…не реформы привели к кризису, а наоборот, доставшийся нам в наследство от развалившегося Союза кризис заставил искать новые пути выхода из него, заставил встать на путь реформ» [2]. Государственная политика в процессе реформирования образования в Казахстане, сегодня, на наш взгляд, определяется законодательством, управлением и финансированием, так как от каждого из этих звеньев зависит, в целом, успешность проводимых реформ.
Образовательную политику РК определяет закон «Об образовании», различные законодательные акты, регулирующие отношения в области образования и определяют её основные тенденции. Хотим отметить, что практически все последние государственные документы, касающиеся изменений в области образования, обращают внимание не только на профессиональные знания и умения специалиста, но и на развитие и формирование у него творческих способностей, которые позволяют быстро реагировать на постоянно меняющийся поток информации, фильтровать и использовать полученные знания для самостоятельной деятельности в необходимой области общественных отношений. Результаты анализа наиболее важных законодательных актов представлены в таблице.
Талица 1.
Год |
Законодательный документ |
Аспект формирования способностей будущих специалистов |
1992 |
Закон «Об образовании» |
«Главная задача – создание государством необходимых условий для формирования и развития активной личности на основе национальной и мировой культур» [3], свобода выбора языка обучения и типа учебных заведений. За учреждениями образования были законодательно закреплены права на выбор программ, методов, форм обучения и воспитания, что в определенной степени послужило основой для развития активности педагогов. Основные задачи декларовали необходимость выведения образования еаскления на мировой уровень, что требовало: - раскрытие духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путём создания условий для развития творческой индивидуальности; - предоставление жителям РК права на получение образования; - непрерывность и разветвлённость образования, позволяющие быстро, доступно обращаться информации в обществе, что делает выше уровень образованности. |
1994 |
Концепция гуманитарного образования |
«Главное – создание условий для познания подростком самого себя, укрепить его уверенность, равить его «Я», составляющее степень личности, воспитать уважение к другим людям и умение сотрудничать» [4]. В этих условиях может меняться содержание образования. В учебные планы включаются курсы «Валеология», «Человек», сейчас это «Самопознание» и др., дающие подросткам знания о самом сложном природном объекте – человек. |
1995 |
Концепция воспитания детей дошкольного и школьного возраста |
«Цель – воспитание всесторонне развитой личности. Основная задача – развитие творческих способностей каждого ребенка, его умений правильно воспринимать явления окружающей действительности и стремления к самостоятельным действиям» [5]. Это в свою очередь представило педагогическим коллективам широкие права, а так же необходимые условия для творчества. |
1995 |
Концепция государственной политики в области образования РК |
«…Образование является сегодня главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Это важнейшая сфера духовного производства, которая создает не только интеллектуальную, но и экономическую базу процветания общества. Стратегическим ориентиром реформирования сферы образования должна стать идея формирование новой генерации людей с инновационным, творческим типом мышления, с развитой мировозренческой культуройвысококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру» [6]. В общем, можно сказать, что в области развития образования государственная политика наметила работу в следующих направлениях: поощрение многообразия типов воспитательно-образовательных учреждениях; содействие семейному воспитанию детей; улучшение программно-методического и кадрового обеспечения; содействие в формировании личности «нового учителя»; поощрение многоканальности финансирования образования; создание условий для освоения государственным и языком межнационального общения. Это, на наш взгляд, предъявляет новые требования к личности учителя, к его профессиональной деятельности и способам его осуществления. |
1995 |
Концепция этно-культурного образования в РК |
Основные направления: - создание условий для освоения государственного и языка межнационального общения; - разработка программ воспитания и обучения, учебно-методичнский пособий и фильмов, компьютерных игр на национальном языке; - определение обязательным условием этнокультурного образования – многоязычие [7]7 Эти изменения позволяют обогатить сферу педагогической деятельности, выдвинув личный мир ученика на приоритетное место. |
1999 |
Закон «Об образовании (изменения и дополнения)» |
Внесенные нововедения: - введение в систему образования нового воспитательно-образовательного института – предшкола, Для предшкольной подготовки детей 5-6 лет; - бесплатность предшколы. Теперь ведущими задачами образования являются:
Содействие эффективному развитию разнообразных и поли-функциональных организаций образования [8].
|
2004 |
Проект концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года |
«Цель – определение стратегических приоритетов в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества». Основными направлениями концепции являются подготовка специалистов новой формации, обладающих широкими фундоментальными знаниями, инициативных, адаптированных к меняющимся требованиям рынка труда и технологий, умеющих работать в команде. Кроме того, на основе интеграции образования и науки создание эффективной системы подготовки научных, научно-педагогических кадров, способных решать проблемы совершенствования общества, экономики, производства, науки, разрабатывать передовые технологии [9]. Вышеуказанные нововведения свидетельствуют в пользу творчески-направленной личности. |
2004 |
Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы |
«Цель программы – модернизация национальной системы многоуровневого образования на основе приоритетов Стратегического развития Республики Казахстан до 2010…» Основными задачами программы являются: - обновление содержания и структуры образования на основе отечественных традиций, мирового опыта принципов устойчивого развития; - переход на 12-летнее среднее образование; - реконстркрутизация системы профессионального образования и подготовки кадров в соответствии с критериями МСКО; - создание целостной трёхступенчатой модели подготовки кадров; - повышение качества подготовки высококвалифицированных и конкурентноспособных кадров для всех отраслей экономики; - интеграция с мировым образовательным пространством; - повышение социального статуса педагогических работников, совершенствование финансового и кадрового обеспечения системы образования, подготовка менеджеров образования и др. [10]. Выполнение поставленных задач позволит сформировать личность качественно нового специалиста – творческого, мобильного и конкурентноспособного. |
2011 |
Проект государственной программы развития образования в Казахстане на 2011-2015 гг. |
В проекте большое значение придается: - повышению престижа педагогических кадров, их карьерному росту; - обеспечению повышения квалификации и профессиональной компетентности; - вопросам государственной поддержки и стимулированию педагогического труда, для обеспечения учащихся Казахстана качественными знаниями; - улучшению показателей знаний в ме6ждународных рейтингах; - повышению привлекательности системы образования Казахстана. |
Изменение государственной политики в области образования, законодательно закрепленное на свободу педагогического творчества (что видно из приведенной выше таблицы) позволили, на наш взгляд, отойти от единообразного подхода в воспитании, свойственного советскому периоду.
Приведенные выше нововведения и изменения привели к определенным положительным сдвигам в системе образования РК. Появились новые типы учебных заведений, деятельность которых на- правлена на формирование активной и эрудированной личности. Это актуально на фоне роста численности учащихся и постоянно возрастающего требования общества в творчески-направленных, активных, высоко социализированных специалистах.
Думается, что на современном этапе всё таки произошло осознание того, что все свои кризисные проблемы общество и образование могут решить через подготовку воспитанной, социализированной, культурной, творчески активной личности.
На сегодняшний день в нашей стране новым направлениям, инновационному обучению и основам образования придается особое значение. Активное обновление получили практически все области жизни, а путь к процветанию страны требует воспитания единства, поиска и деловых качеств у нового поколения.
В 8 статье Закона республики Казахстан «Об образовании» сказано: «Одна из главных задач системы образования – внедрение новых технологий обучения и выход образования в информационные, международные научные коммуникационные сети». В Посланиях Президента Н.А. Назарбаева подчеркивается: «Знания – это окно, через которое мы войдем в будущем в 50 самых развитых стран мира». Поэтому, современный этап развития ставит перед системой образования вопрос технологического развития учебного процесса. Современной целью системы образования является подготовка конкурентноспособных специалистов. Школа - это среда обучения, а её сердце – преподаватель.
В государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы сказано, что одной из основных задач программы является: переход на 12-летнее среднее общее образование.
Концепция 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан является основным документом, отражающим цель, задачи, принципы организации и направления системы среднего общего образования страны.
Данная Концепция разработана в соответствии с Законом Республики Казахстан "Об образовании"; "Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года", Государственной программой развития образования в Республике Казахстан до 2010 года, Посланием Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева народу Казахстана "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации", Совещанием министров образования европейских стран в Болонье, рекомендациямиЮНЕСКО по непрерывному образованию.
В эпоху высочайшего динамизма, глобализации, интенсивного развития средств коммуникации, которые меняют образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния, интеллект человека, его способность к преобразующей, созидательной деятельности становятся основным капиталом общества.
В этих условиях одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности - креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной компетентности, устойчивая мотивация познавательной деятельности.
Современное геополитическое, экономическое и социальное состояние казахстанского общества, интеграция в мировое образовательное пространство требует модернизации системы среднего общего образования Республики Казахстан, что обуславливает необходимость пересмотра целей, структуры и содержания школьного образования и увеличения срока обучения. В настоящий период сформировался определенный международный стандарт среднего образования, который рассчитан на 12-летнюю школу.
Согласно Декларации Совета Европы (1992 г.) в мировом образовательном пространстве 12-летнее среднее образование реализуется в 136 странах, в том числе в развитых странах: США, Япония, Германия, Франция и т.д. Из стран СНГ выбрали 12-летний срок обучения Беларусь, Украина, Узбекистан и страны Балтии.
Переход Казахстана на 12-летнее образование позволит успешно решить стратегическую задачу проектирования новой национальной модели образования./10/
Исследование современного состояния подготовки педагогических кадров к воспитательной работе позволил выявить необходимость формирования воспитательного потенциала будущих педагогов вузе.
Формированию воспитательного потенциала педагога необходимо уделять особое внимание, именно, в студенческие годы, когда личность обладает максимальной пластичностью в психологическом плане развития. Воспитательный потенциал студентов педагогических специальностей имеет ту же характеристику, что и воспитательный потенциал практических педагогов, но с разницей в уровне его сформированности.
Главная основа профессиональной деятельности будущего педагога заключается в реализации содержания воспитания за счет его собственных и перспективных возможностей, реализация которых невозможна без высокого уровня качества личности педагога, отражающих отношение к себе.
Целью высшего профессионального образования является подготовка специалистов «соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования» [11]. Это относится и к профессиональной подготовке будущих учителей, к которой предъявляются в наши дни высокие требования. Это функция педагогических вузов приобретает новое содержание в связи с введением обучения шестилетних детей в школе в условиях 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан.
Перед педагогическими вузами встала новая задача – обеспечить подготовку будущих учителей к воспитательной работе с шестилетними первоклассниками в условиях 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан.
За последнее десятилетие проблемам воспитания и обучения шестилетних детей в условиях общеобразовательной школы были посвящены фундаментальные исследования Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдова, И.Д.Зверева, А.Я.Каруле, В.С.Мухиной, А.М.Пышкало, Д.Б.Эльконина и др. Различные аспекты обучения и воспитания, их содержания и методов, специфики организации и управления учебно – воспитательным процессом с детьми этого возраста были рассмотрены Н.Н.Антоновой, А.Х.Давлетшиной, М.Л.Жгенти, А.Я.Каруле, Н.С.Кривовой, А.Ф.Нанай, М.В.Портяниной, Л.Б.Степановой, З.П.Шабалиной и др. Однако вопросы подготовки будущих учителей к работе с этими детьми в них почти не затрагиваются.
В педагогической науке накоплен обширный материал, раскрывающий структуру и содержание работы педагогического вуза, структуру педагогической деятельности учителя и его педагогического мастерства /О.А.Абдуллина, В.Г.Ананьев, С.П.Баранов, О.С.Богданова, Ф.Васильев, Ф.Н.Гоноболин, Н.В.Кузьмина, А.А.Люблинская, А.И.Пискунов, А.П.Петров, Л.И.Рувинский, В.А.Сластенин, А.И.Щербаков и др./.
Расширение функций учителя в современном обществе, воспитания детей и молодежи обуславливают повышение требований к педагогическим вузам по подготовке будущих учителей к воспитательной работе в школе. Эта работа, как показывают многие исследования, является наиболее сложным видом педагогической деятельности /Ю.А.Азаров, Н.В.Кузьмина/ и в то же время она во многом предопределяет эффективность целостного учебно-воспитательного процесса в школе. Ее методика, как показывается в литературе, разработана гораздо хуже, чем методика учебной работы; в ней ниже чаще всего уровень мастерства учителей, чем в учебной работе, и поэтому необходима специальная, более эффективная подготовка к ней [12].
В последние десятилетие появились диссертационные исследования, посвященные отдельным аспектам подготовки будущих учителей к воспитательной работе в школе /Г.А.Арутюнова, Е.И.Антипова, М.А.Арипов, Г.В.Балахничева, Н.З.Еловая, Р.А.Еремина, Л.А.Завацкая, Л.Т.Кикнадзе, Н.Ю.Крутогорская, Л.А.Легостаева, К.Н.Мукашева, Н.В.Тамарина, Б.Ш.Тажикова и др./. Имеется ряд исследований, посвященных подготовке будущих учителей к воспитательной работе в начальных классах общеобразовательной школы /Л.К.Веретинникова, М.И.Волошкина, А.Я.Канапацкий, Н.М.Конышева, А.И.Мищенко, Е.А.Сурудина, Р.М.Хмурич, А.А.Эм и др./.
В определении исходных теоретических позиций нашего исследования большой интерес вызвали исследования О.А.Абдуллиной, Г.А.Арутюновой, А.И.Пискунова, Ф.А.Сайфуллина, В.А.Сластенина, Ю.П.Сокольникова и др. Авторы этих исследований выступают за преодоление прочно укоренившихся и все еще сохранившихся крайностей функционального подхода в педагогических исследованиях. Этот подход, разрывающий целостную личность на части, по глубокому убеждению профессора Ю.П.Сокольникова – служит одной из причин отставания педагогической науки, своеобразной «глухоты» деятелей этой науки. Пути преодоления этого отставания и главного направления дальнейшего развития педагогической теории он видит в разработке целостной концепции возможно более адекватно отражающей педагогическую действительность с позицей ее системного понимания, которая явится своеобразным «каркасом», обеспечивающим синтезирование множества пока нередко разрозненных педагогических знаний, накопленных в ходе исследований, осуществляемых на базе функционального подхода /22, 3-11/; /24/. Как подчеркивает А.И.Пискунов, « ... единая и трудноделимая на составные части деятельность учителя по целостному формированию всесторонне развитой личности будущего гражданина представляется нередко как простая совокупность различных видов функцональных деятельностей педагога » /18,91/. Указывая на недостатки практики и видя в них одним из основных причин крайности функционального подхода, О.А.Абдуллина подчеркивала, что знания многих выпускников не составляют единую систему, функционирующую в реальной практической деятельности учителя, а также знания и умения, навыки не образуют гармоническую целостность, а существуют нередко рядоположенно /1,6/. По ее мнению, общепедагогическая подготовка должна представлять собой системный и целостный процесс. Системообразующими свойствами и признаками этого процесса должны быть интеграция и реализация всех ее функций, установление тесной связи с общественно–политической и социально-научной подготовкой, взаимодействие с психологической, физиологической и методической подготовкой; достижение единства цели и задач всей системы и отдельных звеньев общепедагогической подготовки, их содержания, методов и средств; наличие структурных, функциональных и генетических связей между компонентами; организация более эффективного функционирования кафедральной системы управления /1,27/.
Г.А.Арутюнова сделала попытку обосновать систему подготовки студентов к воспитательной работе. Эта система предпологает специальный отбор содержания материала, средств, методов и видов общественно-политической, психологической и специальной работы со студентами. Она функционирует нормально при соблюдении следующих условий: студенты включаются в систематическое общение со школьниками и в активную совместную деятельность с ними; специальная подготовка будущего учителя осуществляется в соответствии с потребностями всестороннего развития личности школьника; систематически учитывается достигнутый уровень подготовки студентов в процессе разнообразной внеучебной деятельности, осуществляется дифференцированный подход к студентам в их общественной работе; постепенно усложняется содержание воспитательной работы в соответствии с интересами и общественным опытом студентов; анализируются и целенаправленно изучаются передовой опыт и творческие поиски учителей, классных руководителей и воспитателей /18,57/.
По утверждению Ф.А. Сайфуллина, система подготовки студентов к работе с родителями, являясь подсистемой более общей системы профессионально-педагогической подготовки классного руководителя, включает в себя три взаимосвязанных компонента: нравственно-психологическую, научно-теоретическую и практическую подготовку /19, 70/.
Имеется ряд работ по методике подготовки учителей к работе с детьми шестилетнего возраста /20;21;22;23;14/. Однако в них подготовка будущих педагогов рассматривается применительно к условиям детских садов и подготовительных классов общеобразовательной школы, а подготовка к воспитательной работе в условиях первого класса не затрагивается.
Вместе с тем в массовой школе наблюдается ряд типичных недостатков в воспитательной работе с шестилетками. Большинство из них является следствием механического перенесения методики работы с семилетними детьми на шестилетних детей или же опыта воспитания шестилетних детей в условиях детского сада на работу с детьми этого возраста в школе. Наблюдаемый при этом недостаточный учет особенностей школьников-шестилеток или же механическое перенесение методики воспитательной работы из одного социально-бытового и материального окружения в другое отрицательно влияет на создание полноценных условий для развития и воспитания детей шестилетного возраста /15,3/.
Эти недостатки в воспитательной работе учителей со школьниками-шестилетками во многом обусловлены их несовершенной подготовкой к этому аспекту профессиональной деятельности в условиях педагогических вузов. Многие вузы, как показывает анализ итогов работы семинара заведующих кафедр педагогики начального обучения, сталкиваются с многочисленными трудностями в подготовке будущих учителей к работе с шестилетними детьми, и студенты во многом не готовы к эффективному ведению учебной и воспитательной работы в условиях первого класса с шестилетними детьми /84/.
Таким образом, сегодня явно обнаруживается противоречие между объективными потребностями школьной практики, уровнем подготовки учителей к воспитательной работе со школьниками-шестилетками и разработанности теории и методики этой подготовки в педагогической науке. Как показывает анализ научно-педагогической литературы, этот аспект профессиональной подготовки учителей специально не исследовался.
Это противоречие позволило следующим образом сформулировать проблему нашего исследования: каковы особенности подготовки студентов к воспитательной работе с шестилетними первоклассниками и педагогические условия ее эффективности в условиях 12-летнего среднего общего образования?
Ее решение составляет цель настоящего исследования.
Объектом исследования является процесс подготовки будущих учителей к воспитательной работе.
Предметом исследования – особенности подготовки студентов к воспитательной работе с шестилетними первоклассниками в условиях 12-летнего среднего общего образования.
Проблема, объект, предмет и цель исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
- Дать характеристику воспитательной работы с шестилетними первоклассниками и определить своеобразие этой работы.
- Раскрыть сущность готовности студентов к воспитательной работе с шестилетними первоклассниками и охарактеризовать специфику содержания и основных путей формирования этой готовности.
- Выявить и обосновать педагогические условия, при которых подготовка будущих учителей к воспитательной работе с шестилетними детьми в наибольшей мере дает педагогический эффект.
- Разработать методические рекомендации по совершенствованию подготовки будущих учителей начальных классов воспитательной работе с шестилетними первоклассниками.
Базой исследования являлась специальность 5В010200 – Педагогика и методика начального обучения на факультетах начальных МКТУ имени А.Ясави. Исследованием было охвачено около 400 студентов и 200 учителей начальных классов.
Методологической основой исследования явилось философское учение о социальной, творческо – деятельностной сущности личности, закономерностях ее формирования и развития, о диалектическом единстве общего, особенного и единичного, о гуманизации и демократизации учебно-воспитательного процесса.
Анализ педагогической теории и практики привел нас к выводу о том, что в рамках традиционного функционального подхода к исследованию формирования профессиональной готовности будущих учителей невозможно ни преодоление имеющихся недостатков, ни дальнейшее совершенствование достигнутого. «Только установка на целостный, системно организованный процесс а не на отдельные его функции дает возможность получить запланированные результаты высокого качества» /22.3/. Поэтому в качестве теоретической основы нашего исследования была использована концепция системного понимания воспитания, разработанная Ю.П.Сокольниковым и его учениками /23, 24, 25, 26 /.
Литература:
- Сабденов О.С. Наука. Образование: Рыночная экономика. – Образование,1994 с.29
- Назарбаев Н.А. К обновленному Казахстану через углубление реформ, общенационального согласия. – А: Казахстан,1994 с.4
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» - Каз.правда. -1994, 5 апреля
- Концепция гуманитарного образования Республики Казахстан.//Учитель Казахстана. – 1995, 15 сентября
- Концепция воспитания детей дошкольного и школьного возраста Республики Казахстан.// Учитель Казахстана.1995.15 ноября
- Концепция этнокультурного образования в Республике Казахстан.// Каз.правда. – 1995. 7 августа
- Закон РК «Об образовании».- А: ТОО Баспа 1999
- Концепция образования РК до 2015.// Учитель Казахстана.-2004.15.01.
- Государственная программа развития образования РК на 2005-2010 годы
- .//Индустриальная Караганда. – 2004, 21 октября.
- Концепция развития образования в РК до 2015г. Г.Алматы,2004г.
- Алексеева Г.В. Формирование готовности будущих учителей сельской школы к общественной педагогической деятельности. Дис… канд.пед.наук.- М., 1989. - 242с.
- Еловая Н.З. Формирование профессионально-педагогической готовности студентов к выполнению воспитательных функций классного руководителя. Дис…канд.пед.наук. – М., 1980. – 166с.
- Конышева Н.М. Игры в учебном процессе. – Начальная школа, 1984, № 5, с. 17.
- Методические рекомендации по подготовке выпускников педагогических учебных заведений к работе с шестилетними детьми в условиях оощеооразовательной школы. -Ташкент,1985. - 55с.
- Дистервег А. Избр.пед.соч. –М ., 1956.-334с.
- Об улучшении подготовки воспитателей школьных учреждений к работе с детьми шестилетнего возраста. –М.: МП СССР, 1985.
- Об улучшении подготовки учетелей начальных классов к работе с детьми шестилетнего возраста. // Методические рекомендации. – М., 1985. -72с.
- Пискунов А.И. О совершенствании подготовки учителя воспитателя. – Советская педагогика, 1977, № 8, с. 90-93.
- Сайфуллин Ф.А. Формирование професнальной готовности студентов педагогического вуза к родителям сельских школьников.
- Дис...канд.пед.наук. - М., 1985. - 220с.
- Подготовка выпускников педгогических учебных заведений к работе в подготовительных классах общеобразовательной школы. -М.: Б.н., 1981, -107с.
- Подготовка выпускников педагогических учебных заведений /до школьного отд./ к работе с детьми 6-летнего возраста в детском саду. //Методические рекомендации - Киев: РУМК МП УССР, 1985. - 38с.
- Сластенин В.А. Программно-целевой подход к формированию социально активной личности учителя. - В кн: Теория и практика высшего педагогического образования . –М.: МГПИ, 1984, с. 3-15.
- Сокольников Ю.П. В каком направлени развиваться теории воспитания. –Воспитание школьников, 1989, №6, с. 13-19.
- Сокольников Ю.П. О логике деятельности воспитателей. /В помошь педагогам-исследователям. - Магнитогорск: МГПИ, 1991. – 63с.
- Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1986. – 136с.
- Сокольников Ю.П. Системный подход к воспитанию школьников. /Учебное пособие. - М.:Изд. «Прометей» МГПИ им. В.И.Ленина, 1990. – 91с.