Н.А. Назарбаев – признанный лидер антиядерного движения в мире | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №8 (112) апрель-2 2016 г.

Дата публикации: 04.05.2016

Статья просмотрена: 69 раз

Библиографическое описание:

Ибраев, Г. М. Н.А. Назарбаев – признанный лидер антиядерного движения в мире / Г. М. Ибраев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.9 (112.9). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/archive/112/29241/ (дата обращения: 16.11.2024).



25 лет назад многие авторитетные политики и политологи высказывали сомнения выживаемостиКазахстана в качестве независимого государства. Первый и последний президент СССР М.Горбачевв своих мемуарах признается, что Казахстан казался ему практически неуправляемой территорией, то есть если говорить иными не дипломатическими словаминашу страну практически считали территорией несостоявшегося государства, которое неизбежно должна распасться на отдельные части у которых нет будущего. Схожего мнения придерживался и известный политический деятель США Збигнев Бжезински. Основания для подобного рода мрачных прогнозов, надо признать более чем весомыми.Посудите сами. Сложнейшая если не сказать катастрофическая демографическая ситуация, страна не имела юридически оформленных границ, полный обвал экономики, а затем наступившая вслед за ним длительная социально-политическая депрессия - все эти приведенные мною факторы не располагали к оптимизму в отношении будущего Казахстана [1].

Именно в таком в трудном состоянии принял страну Президент, прекрасно отдававши себе отчет в том, что Казахстану необходимо благоприятные внешние факторы, которое позволили бы планомерно осуществить свои продуманные реформы в экономике с опорой на инвестиционный потенциал основных государств.Поэтому он недвусмысленно заявил, что Казахстан будить проводить миролюбивую многовекторную внешнюю политику, нацеленную на развитие многогранного международного сотрудничестваи обеспечение долгосрочныхнациональных интересов. Эта стратегия выдержала испытаниевременем и принесла неоценимую пользу государству.

29 августа 1991 года Президент Казахстана Н.А. Назарбаев, вопреки серьезномусопротивлению советского военно-промышленного комплекса и советского руководства, подписал знаменитый Указ о закрытии ядерного полигона в Семипалатинске. Этим декретом, не имеющим аналогов в современной истории международных отношении, он вписал свое имя в мировую летопись международных отношении. Большинство глав государств нашего бурного времени, какуюбы риторику они не использовали в пользу разоружения, но они так и не решились, в отличие нашего лидера на столь кардинальный шаг. Таким образом, именно Н.А. Назарбаев обладает политическим и моральным правом возглавлять международное антиядерное движение на планете. Его лидерская роль уже признана международным сообществом, о чем свидетельствует принятие Генеральной Ассамблеей ООН специальной резолюции о провозглашении 29 августа Международным днем против ядерных испытаний [2].

2010 году Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун первым из высших руководителей организации посетил бывший полигон, где сделал следующее примечательное заявление: «Президент Н.А. Назарбаев является лидером с очень сильным голосом, который был услышан, когда он закрыл Семипалатинский ядерный полигон в 1991 году. В тех сложившихся исторических условиях это было сделать крайне затруднительно [4].

В течение десятилетий полигон являлся эпицентром «холодной» войны, от него исходила угроза всему человечеству. В наше время он является символом надежды на будущее мира, который должен быть свободен от опасности применения ядерного оружия».

Возвращаясь к тем далеким памятным событиям того времени, важно помнить о том, что Казахстан уже в мае 1992 года стал подписантом Лиссабонского протокола, присоединившись как и большинство стран мира,к договору о нераспространении ядерного оружия. Таким образом, молодое государство официально впервые в мировой истории добровольно отказалось от четвертого по мощи в мире ядерного арсенала. Хотя и следует высказать о том, что многие страны хотят и желают иметь ядерное оружие, в отличие нашей страны.

Подобный внешнеполитический дебют Президента Казахстана не мог остаться незамеченным. Вслед за лавиной дипломатических признаний нашего государства последовала серия встреч и переговоров на высшем уровне с ведущими странами и подписание с ними договоров и соглашений, заложивших правовую основу внешней политики [3].

В решающий период становления нашей государственности дипломатия Казахстана приобрела характер сбалансированного курса, в полной мере отвечающего долгосрочным интересам страны.Казахстан смог выстроить союзнические отношения с Россией, взаимовыгодное и добрососедское сотрудничество с Китаем, стратегическое партнерства с США, сумел наладить дружественные и взаимовыгодные отношения с Узбекистаном, Кыргызстаном, Туркменистаном и Таджикистаном, наладило долгосрочное сотрудничество с Европейским союзом, с основными и влиятельными странами Азии и Ближнего Востока. При этом национальные интересы Казахстана были полностью учтены. Ведомая Президентом дипломатия сыграла важную роль в обеспечении благоприятных условий реформам внутри страны.

Не будь столь ответственного и выверенного подхода Президента к наиболее актуальным проблемам международной безопасности, прежде всего к ядерному разоружению, Казахстан никогда не смог бы получить такой большой объем иностранных инвестиций (около 150 млрд. долларов), стать неотъемлемой частью мировой экономики, авторитетным государством в сообществе наций. Такова реальная ценаполитического провидения Главы нашего народа. Все эти судьбоносные решения вырабатывались в исключительно напряженной обстановке неспокойного времени, признанного атмосферой неопределенности и тревоги [4].

Ради исторической объективности хотелось бы привести несколько примечательных эпизодов раскрывающих всю сложность драматической истории молодого государства. А именно в начале 1992 года в МИДпо дипломатическим каналам поступило письмо на имя Президента Казахстана от лидера ливийской революции Муамара Каддафи, с весьма необычным посланием, в котором предлагалось сохранить на территории страны ядерные арсеналы в качестве «первой мусульманской атомной бомбы» и обещавшего выделить многомиллиардную помощь для ее содержания. Это послание наверняка хранится в архивах, и, на мой взгляд, было бы желательно предать огласке его содержание, чтобы современники и будущие поколения политиков и ученых могли бы лучше понять динамику действии при принятии решении того времени. И какое решение принял наш президент по данному поводу.

Для безответственного политика столь щедрые посуды лидера в то время богатого государства могли бы показаться крайне привлекательными, тем более что Казахстан после распада СССР столкнулся с острейшими экономическими проблемами. Но настоящий государственный деятель отличается от обычного политика тем, что мыслить не сиюминутными конъектурными категориями, а должен руководствуется соображениями стратегического порядка. Лидер нации должен обладает политической дальнозоркостью, он смотрит далеко и видит многое.

Эти необходимые качества сильного политика в полной мере проявилось в нашем Президенте, проводивших долгие часы в сложных переговорах, определявших будущее Казахстана в современном мире. Вот еще один эпизод, подтверждающий вышеизложенное, а именно в далеком тогдав 1993 году Алматы с официальным визитом посетил государственный секретарь США Уоррен Кристофер, который имел задачу уговорить Нурсултана Абишевича подписать пакет документов, касающихся выполнения Договора о нераспространении ядерного оружия и снижения ядерной угрозы, без каких-либо предварительных условий. После продолжительных переговоров американский представитель был вынужден признать свое фиаско: «Казахский президент – твердый орешек». Нурсултан Абишевич высказал принципиальную позицию: на подписание таких важных соглашений в Казахстан должен прибыть Президент США или, в крайнем случае, его заместитель; необходимо провести встречу на высшем уровне для достижения договоренности о стратегическом партнерстве американский капитал должен инвестироваться в экономику Казахстана, нашей стране следует выплатить финансовую компенсацию за ядерные боеголовки.

Эти необходимые условия были вскоре успешно выполнены. Вскоре казахстанская сторона приняла вице-президента США А.Гора ставшего подписантом пакета антиядерных соглашений. Президент Казахстана проявил завидную последовательность в том, что касается ядерного разоружения. В 1996 году наша страна присоединилась к Договору о всеобщем запрещении испытании ядерного оружия, в 2005 году в Семипалатинске совместно с другими странами региона был подписан Договор о создании зоны свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии. Принципиальная позиция Главы Казахстанапо вопросам ядерного разоружения абсолютно востребованы в современном мире, насыщенном угрозами и противоречиями[5].

Литература:

  1. Токаев К. «29 августа день борьбы за ядерное разоружение». Казахстанская правда.от 30 августа 2011г
  2. Власов А. «Политик глобального уровня». Казахстанская правда от 16декабря 2012 г.
  3. Мендагалиев А. «Тернистый путь разоружения». Казахстанская правда от 16 августа 2012 г.
  4. Назарбаев наградил Пан Ги Муна Казахстанским орденом"Ореанда-Новости"07/04/2010.
  5. Касымбеков М.Б.Нурсултан НАЗАРБАЕВ. Биография. — Астана: Деловой Мир Астана, 2012 г.
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, ядерное оружие, президент Казахстана, США, ядерное разоружение, внешняя политика, высший уровень, молодое государство, полная мера, современный мир.


Задать вопрос