С первых дней независимости Республики Узбекистан была четко определена долгосрочная стратегия развития сельского хозяйства, в основе которой лежала диверсификация сельского хозяйства, отход от ориентации на монокультуру хлопчатника, обеспечение зерновой и в целом продовольственной независимости страны [1]. Важнейшими направлениями и целевыми задачами аграрной реформы стали повсеместное внедрение рыночных отношений, развитие предпринимательства, фермерских и дехканских хозяйств, института частной собственности, формирование на селе класса реальных собственников [2], всемерная и всесторонняя поддержка фермерского движения, превращение его опору общества и решающую силу прогресса в стране [3].Фермерские хозяйства являются одной из форм хозяйствования в агропромышленном комплексе. В настоящее время складываются предпосылки повышения их эффективности функционирования, конкурентоспособности, обусловленные, с одной стороны, необходимостью развития аграрного производства, увеличения объемов продукции сельского хозяйства для решения продовольственной проблемы страны, с другой стороны — повышением уровня и расширением форм государственного стимулирования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Фермерские хозяйства Сырдарьинской области нуждаются в материально-техническом обеспечении и обслуживании, сбыте продукции и других услугах, что в свою очередь обусловливает необходимость связей с предприятиями различными по характеру выполняемых функций.
Преобразование организационно-экономических взаимоотношений в аграрном секторе экономики на основе развития процессов интеграции и кооперации является важнейшим направлением его эффективного функционирования. С развитием сельскохозяйственной кооперации в Сырдарьинской области быстрее пойдут процессы интеграции фермерских и дехканских хозяйств с перерабатывающими предприятиями и организациями торговли. Развитие сельскохозяйственной кооперации в современной рыночной экономике может способствовать решению основных задач, стоящих перед фермерами — повышению экономической эффективности, конкурентоспособности, увеличению доходности за счет сокращения посредников, росту товарности производства.
В районах области необходимо создавать отраслевые союзы по различным направлениям сельскохозяйственного производства. Помимо защиты интересов членов своего союза и выполнения межотраслевых связей кооперативы могут обеспечить производство на современном научном уровне. Для этого необходима связь союза с научными учреждениями, селекционными станциями, семеноводческими хозяйствами, научно-опытными хозяйствами, научно-технологическими станциями. Создание таких союзов даст фермерским хозяйствам возможность выбора более продуктивной породы скота, машин и оборудования, технологий и широкого использования их в процессе производства.
Создание интеграционных связей позволит: применять прогрессивные методы переработки, снизить потери сырья, повысить качество переработанной продукции, что облегчит ее сбыт. Интегрированные отраслевые структуры могут стать основным субъектом, способным обеспечить стабильную деятельность, эффективные каналы сбыта сельскохозяйственной продукции, оптимизировать затраты и повысить окупаемость.
Наибольшую роль в повышении доходов фермерских и дехканских хозяйств играет ресурсная составляющая их производственной деятельности, т. е. количество земли, рабочей силы, основных производственных средств, а также результаты производственной деятельности — объемы производства и реализации основных видов продукции. Правильное соотношение фермерами финансовых, земельных, трудовых, материально-технических ресурсов, предпринимательских способностей, информации и их взаимосвязь обеспечат последующее эффективное производство.
Повышение экономической эффективности фермерских и дехканских хозяйств, рост их финансовой устойчивости, увеличение объемов производства развитие ресурсной базы отрасли невозможны в современных условиях без государственной поддержки.
Наиболее приоритетным для государства является поддержка фермерских и дехканских хозяйств с помощью: субсидирования процентных ставок, субсидий на минеральные удобрения, племенное животноводство, семена, развитие страхования. Государственная поддержка должна быть направлена на развитие информационно-консультационного обеспечения, развитие страхования, доступности кредитов, развитие агро-лизинга.
Для эффективного развития фермерских и дехканских хозяйств необходимо использовать льготную систему налогообложения малых форм хозяйствования, которая бы, с одной стороны, максимально учитывала специфику аграрного производства, а с другой — вписывалась в общегосударственную систему налогообложения. Одновременно с этим необходимо усовершенствовать систему таможенных пошлин на импорт техники для сельского хозяйства. В силу своих отраслевых особенностей фермерские хозяйства не могут эффективно функционировать, не прибегая к использованию заемных средств. Получение кредита даст фермерам возможность преодолеть сезонную нехватку денежных средств, ускорить производство товаров, накопление и развитие материально-технической базы.
Если говорить о государственной поддержке фермерских и дехканских хозяйствах, то мы можем видеть, что создана развитая правовая база законодательных актов, заложившая надежный фундамент формирования многоукладной экономики, поэтапного, последовательного и динамичного реформирования аграрных и экономических отношений на селе. В частности, принятые «Земельный кодекс», законы «О земле», «О кооперации», «Об аренде», «О дехканском хозяйстве», «О фермерском хозяйстве» и др., сформировали благоприятные условия для совершенствования производственных отношений на селе, внедрения соответствующей рыночным принципам организационной структуры управления сельскохозяйственным производством, эффективного функционирования и устойчивого развития фермерских и дехканских хозяйств, обеспечения надежной защиты их прав и законных интересов [4].
Созданы правовые условия и гарантии, обеспечивающие экономическую и финансовую самостоятельность фермерских хозяйств и стимулирующие целевое, рациональное и эффективное использование сельскохозяйственных земельных ресурсов, переданных частным фермерским хозяйствам в долгосрочную аренду с правом наследования. При этом Земельным кодексом Республики Узбекистан закреплено предоставление земельных участков для ведения фермерских хозяйств на срок до 50 лет [5], что позволяет закрепить у фермеров чувство собственности, бережного отношения к земле, повышению ее плодородия с учетом всех агротехнических требований, гарантирует им возможность строить бизнес-планы развития хозяйств на длительную перспективу.
Государственная поддержка фермерских и дехканских хозяйств как в целом по Республике, так и в частности по Сырдарьинской области позволит хозяйствам выйти на безубыточный уровень производства, повысить финансовую устойчивость, платежеспособность, инвестиционную привлекательность, с помощью внедрения инноваций повысить уровень интенсификации производства.
Литература:
- Каримов И.А. Мыслить и работать по-новому - требование времени. Т. 5.
- Каримов И.А. Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. / Развитие предпринимательства — залог прогресса. Т.8.
- Каримов И.А. Либерализация общества, углубление реформ, повышение духовности, и уровня жизни народа – критерий и цель всей нашей деятельности. Т.15. –Т.: Узбекистан, 2007.
- Каримов И.А. Развитие сельского хозяйства – источник благосостояния народа / Пути безопасности и стабильного развития. Т. 6. –Т.: Узбекистан, 1998
- Статический сборник Госкомстата РУз 2010 г.