Теоритические основы венчурного финансирования в инновационных предприятиях Узбекистана
Обидов Расул Абдулхаевич, старший научный сотрудник, соискатель
Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека
Растущие потребности модернизации различных сфер экономической и социальной жизни Узбекистана и движение к более высоким рубежам инновационного развития национальной экономики требуют постоянного поиска эффективных методов финансирования инвестиционных проектов и программ развития инновационных предприятий, выступающих локомотивами подлинного обновления хозяйственной системы республики. Перспективным методом инвестиционной поддержки субъектов инновационной системы Узбекистана является венчурное финансирование, предназначенное для ресурсного обеспечения ранних стадий их становления и учитывающее специфику инновационного бизнеса.
На современном этапе развития мировой экономики механизмы венчурного финансирования привлекают все большее внимание ученых и специалистов в области инвестиционного менеджмента, а сами венчурные инвестиции становятся наиболее перспективными объектами мирового рынка капитала, играя огромную роль в системе международных экономических отношений.
Для правильного понимания институциональных основ рынка венчурного финансирования и поиска путей внедрения его инструментов в практику инвестиционного обеспечения инновационных предприятий Узбекистана необходимо более углубленное изучение экономической природы данного прогрессивного метода финансирования, а также мотивов поведения различных участников этого высоко рискованного вида инвестиционного бизнеса.
Экономическое содержание механизма венчурного финансирования заключается в том, что он представляет собой подсистему специфических экономических отношений, складывающихся между её субъектами в вопросах формирования, реализации и возмещения данного вида инвестиций на различных стадиях их жизненного цикла.
Институциональным ядром инвестиционной сферы выступает рынок инвестиционных ресурсов, включая венчурные инвестиции, поскольку именно здесь формируется инвестиционный спрос со стороны инновационных предприятий и предложение услуг — со стороны венчурных предприятий.
С теоретической точки зрения венчурное финансирование рассматривается как один из методов инвестиционного обеспечения инновационной деятельности, который используется на ранних стадиях становления инновационных предприятий или их крупных инновационных проектов.
По своему экономическому содержанию венчурное финансирование представляет собой специфическую форму денежного капитала, которая возникла под влиянием системы субсидиарного обеспечения инновационных проектов или программ.
С управленческой точки зрения венчурное финансирование можно определить как руководимый профессионалами процесс вложения пула инвестиционных средств в высоко рискованные инновационные проекты.
С точки зрения пользы для инновационных предприятий его можно представить как наиболее эффективный источник долгосрочных инвестиций, предоставляемых обычно на длительный период для реализации на ранних этапах их становления или внедрения им пионерных разработок.
Успешное функционирование субъектов венчурного бизнеса в инвестиционной сфере возможно, когда все её элементы скоординированы и ориентированы на главную фигуру инвестиционного рынка — потребителя в лице эмитентов из числа инновационных предприятий реального сектора экономики. Их ключевая роль заключается в том, что они обладают большим интеллектуальным потенциалом, высокой конкурентоспособностью и возможностью обеспечивать высокую отдачу для венчурных инвесторов.
Как показал проведенный в ходе исследования анализ зарубежного опыта, механизм реализации венчурного финансирования становится возможным при соблюдении всеми его участниками следующих условий:
1) оно, венчурное финансирование, должно базироваться на принципе «одобренный риск», который означает, что вкладчики капитала заранее соглашаются с возможностью потери средств при неудаче финансируемого предприятия, в обмен на высокую норму прибыли в случае ее успеха;
2) данный специфический вид финансирования инновационных предприятий предполагает долгосрочное инвестирование капитала, при котором вкладчику приходится вкладывать в среднем от 3 до 5 лет, чтобы убедиться в перспективности проекта, и от 5 до 10 лет, чтобы получить прибыль на вложенный капитал;
3) рисковое финансирование на основе венчурного капитала осуществляется не как кредит, а в виде паевого взноса в уставной капитал создаваемого инновационного предприятия — венчура. Вновь учреждаемые предприятия при этом получают статус партнерства, а вкладчики капитала становятся в них партнерами с ответственностью ограниченной размерами вклада;
4) венчурный предприниматель, в отличие от стратегического партнера, редко стремится захватить контрольный пакет акций компании и обычно удовлетворяется пакетом акций в объеме 25–40 %, т. е. не угрожает организаторам инновационных предприятий потерей контроля над их бизнесом;
5) высокая степень личной заинтересованности венчурных инвесторов в успехе нового предприятия вытекает как из высокой рискованности проекта, так и статуса совладельца учреждаемого венчура.
Учитывая специфику работы инновационных предприятий и связанную с ней рискованность, венчурные инвесторы за рубежом часто не ограничиваются предоставлением средств, а оказывают созданным венчурам различные консультационные, управленческие и прочие услуги, что еще больше повышает их конкурентоспособность.
Основные предпосылки для формирования механизма венчурного финансирования сформулированы в ноябре 2010 года Олий Мажлисом Республики Узбекистан в Концепции дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране. В развитие данного основополагающего документа существенные изменения были внесены в нормативно-правовые акты, регламентирующие условия создания и функционирования частного предпринимательства, что должно повысить заинтересованность венчурных организаций заниматься вложениями в инновационный бизнес резидентами Республики Узбекистан.
За годы независимости в Республике Узбекистан создана широкая система правовых гарантий и льгот для субъектов инновационного бизнеса, разработана целостная система мер по стимулированию деятельности инновационных предприятий.
Эффективной мерой по повышению инвестиционной привлекательности инновационного бизнеса в Республике Узбекистан для иностранных венчурных фондов являются усилия государства в деле формирования высококонкурентной среды и наличие продуманной системы мер по защите их законных интересов и прав.
Для снижения рисков иностранных инвесторов, включая венчурных капиталистов, планирующих вкладывать значительные инвестиции в создаваемые на территории республики частные предприятия, в 2008 году создан целевой внебюджетный Фонд реконструкции и развития Республики Узбекистан, в 2011 году — Фонд финансирования подготовки проектной документации для инвестиционных проектов при Ассоциации банков Узбекистана, а в 2012 году — Фонд поддержки частного предпринимательства при Национальном банке внешнеэкономической деятельности.
Одним из наиболее важных направлений институционального укрепления механизмов венчурного финансирования должна стать работа по разработке адаптированной нормативно-правовой базы, регламентирующей процедуры создания совместных венчурных предприятий, сначала в форме бизнес-ангелов, а затем в форме венчурных фондов.
В целях создания условий для устойчивого функционирования рынка венчурных инвестиций в Республике Узбекистан, органам государственного управления следует в среднесрочной перспективе перейти на методы долгосрочного прогнозирования, стратегического планирования и программирования инновационной составляющей деятельности отраслей с учетом формируемых приоритета государственной инновационной политики, что позволит инновационным предприятиям Узбекистана и их потенциальным инвесторам более четко ориентироваться при формировании своих инвестиционных стратегий на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Предметом особого внимания Министерства финансов, Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Центрального банка, Государственного налогового комитета и Госкомконкуренции Республики Узбекистан должно стать содействие инновационным предприятиям в плане активизации их участия в реализации крупных инвестиционных проектов ключевых предприятий республики за счётиспользования потенциала зарубежных венчурных фондов.
В целях совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей процедуры инвестиционного обеспечения потребностей инновационных предприятий республики, на основе венчурного финансирования, постоянным комитетам Сената Республики Узбекистан, необходимо в краткосрочной перспективе разработать и внести на утверждение в Олий Мажлис пакет законов, направленных на формирование благоприятного инвестиционного климата, создание высоко конкурентной инновационной среды, обеспечение защиты интеллектуальной собственности, создание стимулирующих условий для иностранных венчурных инвесторов.
В заключении можно сделать вывод, что если на начальном этапе становления инновационного бизнеса в республике главные усилия законодателей были сконцентрированы на создании нормативно-правовой базы, регламентирующей процедуры создания инновационных предприятий, то в последние годы центр их внимания постепенно должен переключаться на институциональное укрепление формирующегося рынка венчурных инвестиций, а также функциональное развитие механизма венчурного финансирования потребностей инновационных предприятий Узбекистана.