Бухара издревле является родиной золотошвейного искусства. Бухарские золотошвейные изделия славятся на весь мир. Гости и туристы, приезжающие в Узбекистан очень интересуются бухарскими золотошвейными изделиями. Увеличение производства золотошвейных изделий и их экспорт может принести большую пользу экономике страны. Однако, на сегодняшний день технологический процесс изготовления золотошвейных изделий не отвечает современным требованиям и не соответствует международным меркам, требует много времени и труда. Поэтому, совершенствование производства золотошвейных изделий является актуальной задачей.
Известно, что в золотошвейном производстве весь производства узоров выполняется ручным способом, однако, раскрой трафарета является самой тонкой и весьма трудоемкой операцией в этом процессе. Для вырезания узоров как раньше, так и по сегодняшний день используются ножницы двух видов: ножницы обычной формы и ножницы причудливой формы, отдаленно напоминающей длинную тонкую шею верблюда, изготовляемые специально для вырезания узоров.
Несмотря на удобную форму последнего вида ножниц, производственные мозоли неизбежны при изнурительном труде «гульбуров» — работников, занимающихся вырезанием узоров. Ведь при широком распространении золотого шитья, когда в день приходится вырезать от 150 и более рисунков в зависимости от их масштаба и плотности, становится очевидным существование проблемы в этой области.
Использование компьютерной техники, графики и различных «ноу-хау» является актуальностью сегодняшнего времени. Для облегчения процесса вырезания узоров и сокращения его трудоёмкости целесообразно использовать автоматизацию процесса рисования и вырезания трафаретов.
С этой целью нами были изучены виды национальных узоров, применяемых в золотошвейном производстве. При разработке нового орнамента при золотом шитье особое значение отводилось соответствию разнообразию природных орнаментов. Примером широко распространённого символа этого вида может послужить меандр — река, отличавшаяся своей извилистостью и представлявшая собой непрерывную линию, изломанную прямыми углами. Этот символ обозначает понятия начала и конца, а также понятие вечности. На востоке идея меандра получила свою трактовку: она использовалась в орнаменте минарета Калян, применялась как фоновый орнамент в мужской одежде, была элементом украшения разных видов оружия и превратилась со временем в одну из типовых форм орнамента.
У бухарских вышивальщиков золотом для определения названий получавшихся таким образом швов-узоров существует своеобразная и подробно разработанная терминология, которую они бережно сохраняют, передавая ее из поколения в поколение.
Главными элементами этих узоров являются миндаль, перец, гранат, цветок, зигзаги, перевивы, меандры, геометрические фигуры вроде восьмиконечной звезды и круга. Очень часто входят сюда стилизованные элементы местной флоры и фауны, то меньшего, то большого масштаба.
Еще не распустившиеся бутоны, птицы, начинающие вить гнезда символизировали мечты, надежды создающейся новой семьи. Гранат символизировал многодетность и изобилие, красный перец- оберёг от порчи и сглаза. Изображение ножей и талисманов символизировали хранение семейного очага от различных темных сил, порчи, сглаза. Этим самым сказывалось как высоко ценили женщины Азии свою семью, какое важное место имела семья для создании мирной и благополучной жизни.
На основе анализаразновидностей элементов узора в национальном орнаменте нами разработана их классификация, некоторые виды этих узоров приведены в таблице № 1.
Таблица 1
Разновидности элементов узора внациональном орнаменте
П.01 |
П.02 |
П.03 |
П.04 |
П.05 |
бодом(миндаль) |
кушбодом (двойной миндаль) |
қўшбодоми хазонок |
бодоми наълакнок |
бодоми хазонок |
|
|
|
|
|
П.06 |
П.07 |
П.08 |
П.09 |
П.10 |
кушбодом -2 |
кушбодом-3 |
қўшбодоми хазонок-2 |
бодоми хазонок-2 |
бодом-2 |
|
|
|
|
|
П.11 |
П.12 |
П.13 |
П.14 |
П.15 |
бодом -3 |
бодом-4 |
анор-гул |
турунж |
турунжи хазонак |
|
|
|
|
|
Разработанная классификация разновидностей классических орнаментальных мотивов, используемых при золотом шитье позволит автоматизировать процессы рисования узоров и вырезки их трафаретов.
Внедрение компьютерной технологии в золотошвейное производство позволит нарисовать любой рисунок, который нужно выработать. Во многофункциональной системе компьютера будет возможным корректировка рисунка, учёт параметров ткани.
Предлагаемая классификация разновидностей классических орнаментальных мотивов, позволит в дальнейшем автоматизировать процесс рисования и вырезания трафаретов орнаментов в золотошвейном производстве, отменяет применение тяжелого ручного труда работников, занимающихся вырезанием узоров, сократит до минимума цикл процесса вышивания.
Литература:
- Абдуллаев Н. Санъат тарихи. Том-1, Ташкент, Уқитувчи, 1986 г. (33–36).
- Гончарова Т. История золотошвейного искусства Бухары. Т., 1989.