Информационно-коммуникативные технологии в учебном процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 25.04.2016

Статья просмотрена: 43 раза

Библиографическое описание:

Нурмурадова, Ш. И. Информационно-коммуникативные технологии в учебном процессе / Ш. И. Нурмурадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1163-1164. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28317/ (дата обращения: 18.10.2024).



Основной целью обучения русскому языку как иностранному студентов высших и средних учебных заведений является воспитание личности, желающей знать орудие общения и способной к подобному общению. Только коммуникативная деятельность студентов поможет им овладеть языком в должной степени. Задача преподавателя вуза — активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. В рамках простого отбора учебного материала нужны меры, затрагивающие методологическую и методическую стороны обучения. Выход — в правильном подходе к приоритетности категорий «как учить» и «чему учить»: первая не менее важна, нежели вторая. Решить вопрос «как учить» — значит вооружить учащегося инструментарием познания и воспитать в нем жажду знания. Тогда любая обнаружившаяся недостаточность содержательного плана вполне преодолима. Технические средства, иллюстративный материал, демонстрации опытов — все это призвано повысить выразительность практического занятия русского языка как иностранного. Известно, что любая стенограмма речи преподавателя — лишь мертвая запись, не способная передать все богатство интонаций. Только преподаватель, находящийся в аудитории, может чувствовать ее реакцию, отзываться на нее и действенно управлять ею. Технические средства полностью не смогут заменить преподавателя, так как общение человека с человеком обладает тем, что не может создать ни один интеллект — душевностью, одухотворённостью. Так что речь надо вести, прежде всего, о мере применения на занятиях технических средств и разного рода иллюстративного материала. Надо понимать, что недостаток преподавательского мастерства и желания его совершенствовать, нельзя восполнить никаким избытком технических средств.

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение со студенческой аудиторией было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное, тем ценным приобретением, которое бы студенты смогли преобразовать в собственное мировосприятие и мироощущение. Уже сегодня важными составляющими профессиональной компетенции преподавателя русского языка в неязыковых вузах должны стать: знание и умение применять на практике современные педагогические технологии и инновации, информационная грамотность, профессиональное владение новыми средствами обучения, применение уже имеющихся и, что особенно важно, самостоятельное создание новых электронных учебно-методических материалов.

Эффективным средством активизации познавательной деятельности студентов является использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном и самообразовательном процессе. Мы считаем, что использование данных технологий обусловлено сегодняшним днём, ведь мы живём в эпоху компьютеров. Другой вопрос, в какой степени компьютерные технологии должны участвовать в процессе обучения. Компьютер дает возможность индивидуализации процесса обучения. Каждый студент работает так, как может, он имеет возможность остановиться, подумать, исправить ошибку.

Компьютер, как средство в системе образования, по многим параметрам и направлениям сегодня перекрывает возможности других средств. Применение компьютеров в учебном процессе, несомненно, играет положительную роль в выполнении таких функций, как создание баз данных, ускорение поиска необходимых сведений в научной периодике. Может быть, не последнее по важности для этой функции — усиление и ускорение организационно информационных контактов студента (вообще обучаемого) с преподавателем; заметим: также и возможность информационных контактов без личного общения.

Одним из достоинств компьютерного обучения является также психологический аспект. Студенты ощущают постоянную поддержку помощника, который будет повторять необходимую информацию столько раз, сколько необходимо, при этом не будет высказывать недовольства. Компьютер гарантирует конфиденциальность. Студент уверен, что над его ошибками не будет смеяться вся группа. Компьютер обеспечивает прямую и быструю реакцию на ответы студентов в ходе занятия. Студенты сами могут выбирать темп работы (принцип индивидуального обучения).

К настоящему времени создано множество обучающих систем, среди которых можно выделить следующие типы: тренировочные, предназначенные для закрепления знаний, умений и навыков; системы, ориентированные на усвоение понятий и работающие в режиме, близком к программированному обучению; системы проблемного обучения, ориентированные на обучение решения учебно-познавательных задач; игровые, которые в качестве средства обучения используют игру; тестирующие и экзаменующие; справочно- информационные.

На основании выше изложенного можно утверждать, что основная цель компьютерных технологий: подготовить молодое поколение к жизни в информационном обществе. Несомненно, компьютерные технологии — это важная и в настоящее время неотъемлемая часть преподавания русского языка как иностранного. Кроме этого, владение и использование информационной компьютерной технологии — хороший способ не отстать от времени и от своих студентов. Но не следует забывать о том, что язык — это средство коммуникации, следовательно, при изучении его нельзя забывать и о процессе живого общения.

Литература:

  1. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы,- М.: Педагогика, 2001
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, студент, иллюстративный материал, компьютер, процесс обучения, средство.


Задать вопрос