Переход к рыночной системе хозяйствования и осуществление радикальных реформ в любой стране, как правило, вызывает общие кризисные явления в экономике и социальной сфере. В Узбекистане в период, предшествующий реформам, уже наблюдалось снижение, а в ряде случаев — и отрицательный тренд ряда таких основных показателей, как национальный доход на душу населения, производительность труда, реальные доходы и др. Кроме того, в результате всех предшествующих процессов, а также нововведений «перестройки», Узбекистан на период обретения независимости, как и другие бывшие союзные республики, получил в наследство от Советского Союза полностью разваленную экономическую и финансовую системы, деформированные экономические отношения и атрофированный механизм управления.
Особой проблемой было то, что в рамках прежних экономических условий Советского Союза Узбекистан фактически превратился в поставщика дешевого сырья и стратегических минеральных ресурсов. В большинстве отраслей экономики страны преобладали производства с незаконченным технологическим циклом, который обрывался на стадии первичной переработки сырья и изготовления полуфабрикатов. Кризисные явления затронули многие стороны экономики страны, но наиболее остро они стали проявлять себя в сфере занятости и социальной защиты населения.
Особая национальная модель перехода к рынку Узбекистана в данном случае была нацелена, прежде всего, на предупреждение социальных потрясений и, в то же время, на подготовку условий для последующей стабилизации и переходу к стадии экономического роста. Структурные реформы экономики оказали существенное влияние на создание современной системы социальной защиты в Узбекистане.
По уровню социального развития Узбекистан в целом стоит выше многих стран со средним уровнем развития экономического потенциала, что обусловлено:
− большим накопленным образовательным потенциалом при практически всеобщей грамотности населения;
− высоким уровнем развития базовых услуг в сферах;
− образования, здравоохранения и социального обеспечения;
− богатыми культурными традициями и др.
Вместе с тем, в начальный период рыночных экономических реформ возникла необходимость осуществления такой социальной политики, а в ее рамках и мер по социальной защите населения, которая смогла бы предотвратить многие негативные последствия вхождения в рынок.
В основу построения социальной политики в Узбекистане был заложен принцип неуклонного соблюдения социальной справедливости. Суть этого принципа состоит в том, что и критерии, которыми следует руководствоваться при определении категории действительно нуждающихся в поддержке со стороны государства слоев населения, и механизм, через который эта поддержка должна до них дойти, должны быть достаточно простыми, ясными для населения и справедливыми с его точки зрения. При выявлении лиц, нуждающихся в социальных гарантиях и поддержке, при определении им конкретного вида и размера помощи должны быть исключены любые возможности проявления субъективизма. Социальная защита при этом должна носить целевой и адресный характер. Она должна быть направлена в адрес тех членов общества, кто действительно нуждается в материальной поддержке государства. Учитывая это, адресная система помощи в Узбекистане была введена только в отношении малообеспеченных и нетрудоспособных граждан. [2, стр. 43]
Характерной особенностью национальной модели рыночных реформ в Узбекистане стало проведение упреждающей социальной политики, направленной на то, чтобы противоречия переходного периода и растущее неравенство не превышали уровня, за пределами которого появляются целые группы и слои населения, считающие себя несправедливо обездоленными или ущемленными в своих правах. Обеспечение надежных социальных гарантий и мер социальной защиты населения стало приоритетной задачей рыночных преобразований.
В отношении к решению проблем социальной защиты населения основными направлениями социальной политики на новом этапе формирования рыночных отношений стали следующие.
Во-первых, обеспечение гарантированных конституционных прав граждан на свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, свободный выбор профессии и сферы приложения своего труда. Сам трудоспособный человек, реализуя право свободного выбора форм трудовой деятельности, должен обеспечивать себя и свою семью необходимым материальным достатком, нести ответственность за благополучие семьи, за формирование здорового поколения.
Во-вторых, социальная защита должна была носить целевой и адресный характер. Отличительной особенностью новой системы социальной защиты должен явиться строго дифференцированный подход к различным слоям населения.
В-четвертых, что касается экономически активного населения, то для него государство должно было создать условия для наиболее полной реализации его трудового и творческого потенциала путем введения сильного механизма мотивации труда. Необходимо стимулировать социально-экономическую активность граждан. В увязке с этим необходимо решать вопросы усиления трудовой мотивации, тесной связи оплаты труда, уровня ее дифференциации с ростом производительности и эффективности труда.
В-пятых, в системе мер по социальной защите населения одно из центральных мест занимает формирование реального рынка труда, создание условий, позволяющих каждому трудоспособному своим трудом улучшать уровень жизни своей семьи.
В-шестых, в период перехода к рынку в наиболее трудном положении оказывается социальная сфера — здравоохранение, образование, культура и искусство, а также наука. В Узбекистане сохранение и развитие духовных, исторических и культурных ценностей, нравственного состояния населения, воспитание подрастающего поколения стали приоритетными задачами.
В то же время, с самого начала своего создания система социальной защиты населения в Узбекистане, как важный элемент рыночной экономики, строилась на следующих основополагающих принципах:
− всеобщности в сочетании с дифференцированным подходом к различным демографическим и социальным группам населения;
− интегрированности в единую систему гарантий социальных прав и свобод граждан на всех уровнях — общенациональном, региональном, отраслевом, в рамках отдельных хозяйствующих субъектов, с определением прав, обязанностей и функций на каждом уровне организации этой системы;
− нацеленности на постоянное возрастание роли личных доходов в повышении уровня жизни населения, в удовлетворении им своих материальных и духовных потребностей;
− гибкости системы социальных гарантий;
− надежности ресурсной базы системы социальной защиты населения. [2, с. 56]
В отношении основополагающих принципов организации системы социальной защиты населения Узбекистан, развивающийся на пути реализации собственной модели перехода к социально ориентированной экономике, отличается от других стран, в том числе и высокоразвитых, рядом позитивных особенностей. Так, в отличие от большинства стран, в республике социальная защита населения характеризуется своей всеобщностью, т. е. охватом социальными гарантиями всех без исключения граждан и социальных слоев населения. Кроме того, эта система распространяется на весь жизненный цикл человека, т. е. защищает права и интересы детей, молодежи, работающих граждан и инвалидов, престарелых и нетрудоспособных. Она касается также и всех, сфер деятельности человека — образования, здравоохранения, труда, отдыха и др.
В дополнение к государственным источникам финансирования системы социальной защиты населения, улучшения материального положения людей были активно задействованы средства трудовых коллективов, общественных и благотворительных организаций и фондов. В дальнейшем при осуществлении социальной помощи населению были существенно расширены права и повышена ответственность местных органов власти и управления.
По мере достижения экономической стабильности и перехода к этапу устойчивого экономического роста, в Узбекистане сформировалась принципиально новая прогрессивная система социальной защиты. Она соответствовала морально-нравственным ценностям, образу жизни и мировоззренческим ориентирам, тысячелетиями формировавшимся на Востоке.
Сама система социальной защиты стала более унифицированной, с четкой ориентацией на конкретных потребителей, основными ее пользователями стали дети и малообеспеченные семьи, а все пособия и материальная помощь оказываются только через семью. Семья стала ключевой фигурой в современной системе социальной помощи, что отвечает общегуманным принципам, национальным традициям и менталитету, соответствует той роли, какую занимает семья в системе социальной организации общества в Узбекистане.
В тоже время, крайне сложным оказался выбор критерия отнесения семей к категории малообеспеченных. Известные методы декларирования доходов оказались малоприемлемыми для Узбекистана, Наиболее простым, но эффективным и открытым механизмом осуществления социальной помощи нуждающимся стал механизм оказания помощи через махаллю, которой в соответствии с законом придан статус органа самоуправления. [1, с. 58]
Таким образом, система социальной защиты в Узбекистане строилась как на общепринятых принципах, так и с учетом специфики условий республики. Особой стороной национальной специфики стало то, что в отношении основополагающих принципов организации системы социальной защиты населения Узбекистана, развивающейся на пути реализации собственной модели перехода к социально- ориентированной экономике, она отличается рядом позитивных особенностей, в том числе и от высокоразвитых стран.
Так, в отличие от большинства стран, осуществляющих рыночные реформы, в республике социальная защита населения характеризуется своей всеобщностью, т. е. охватом социальными гарантиями всех без исключения граждан и социальных слоев населения.
Кроме того, эта система распространяется на весь жизненный цикл человека, т. е. защищает права и интересы детей, молодежи, работающих граждан и инвалидов, престарелых и нетрудоспособных. Она касается также и всех сфер деятельности человека — образования, здравоохранения, труда, отдыха и др.
Система социальной защиты населения в Узбекистане основана на принципе дифференциации, т. е. различия в выборе целей, предмета, форм и методов финансирования, их источников в зависимости от экономической самостоятельности человека, уровня его трудоспособности, способа и размеров получаемого дохода и др.
В основу системы социальной защиты населения в Узбекистане положен не только строго дифференцированный подход к различным слоям населения, целевой характер и адресность социальной помощи, участие в ее оказании предприятий, общественных организаций, в том числе органов самоуправления граждан, благотворительных и других негосударственных фондов.
Вместе с этими особенностями, система социальной защиты в республике строится и на общепринятых принципах. К числу основных из них относится принцип стимулирования роли личных доходов в повышении уровня жизни населения, в удовлетворении своих материальных и духовных потребностей.
Таким образом, в Узбекистане была осуществлена постепенная трансформация всей системы социальной защиты населения, ее рационализация — устранялись и видоизменялись малоэффективные формы социальной защиты населения, расходы на цели социальной защиты приводились в соответствие с бюджетными возможностями. Вместе с тем, в республике социальная защита населения стала развиваться в том же направлении, как и в большинстве стран с развитой рыночной экономикой — по пути создания системы социальных гарантий, устанавливаемых государством и программ социальной помощи отдельным группам населения.
Литература:
- Каримов И. А. «Высокая духовность — непобедимая сила» — Т.: Маънавият, 2008 г.
- Абдурахманов К. Х. «Экономика социальной сферы» Т.: Иктисодиёт. 2013 г.