Методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия и их сравнительная характеристика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 26.04.2016

Статья просмотрена: 5779 раз

Библиографическое описание:

Юхтанова, Ю. А. Методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия и их сравнительная характеристика / Ю. А. Юхтанова, А. В. Братенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 780-787. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28810/ (дата обращения: 15.11.2024).



Основной проблемой при оценке инвестиционной привлекательности предприятия является поиск методики оценки. По причине недостаточной исследованности категории «инвестиционная привлекательность предприятия» в настоящий момент не существует и единой методики ее оценки, которая бы содержала конкретный список показателей, позволяющих однозначно интерпретировать полученные в ходе анализа результаты.

Рассмотрим несколько методов, позволяющих определить инвестиционную привлекательность и финансовое состояние предприятия. Все они могут быть условно классифицированы на следующие группы:

  1. Методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия, основанные на системе финансовых коэффициентов (Крейнина М. Н., Стажкова М. М.);
  2. Комплексные рейтинговые методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия (Донцова Л. В., Никифорова Н. В.);
  3. Методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия, основанные на расчете интегрального показателя (Альтман Э., Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В., Смирнова Н. В.).

В зарубежных странах для оценки финансового состояния и инвестиционного рейтинга предприятия широко используются модель известного западного экономиста Э. Альтмана, с помощью многомерного дискриминантного анализа исследовавшего 22 финансовых коэффициента и выбравшего 5 из них для включения в окончательное уравнение регрессии:

Z=1,2*+ 1,4*+3,3*+0.6*+1,0*, где

=;

=;

=;

=.

Пятифакторная модель Э. Альтмана применяется в условиях развития рынка ценных бумаг, на предприятиях, акции которых на рынке не котируются, в виде исключения можно при расчете использовать в числителе уставный и добавочный капитал.

=.

В рассматриваемой модели первый фактор представляет собой долю покрытия активов собственным оборотным капиталом и характеризует платежеспособность предприятий; второй и четвертый — отражает структуру капитала; третий — рентабельность активов, исчисленную исходя из бухгалтерской прибыли; пятый — оборот капитала.

Критическое значение индекса Z рассчитывалось Э. Альтманом по данным бухгалтерской отчетности многочисленных банкротившихся предприятий и составило 2,9. В зависимости от фактического значения Z степень вероятности банкротства и инвестиционной привлекательности предприятия можно подразделить на несколько групп:

  1. Z1,8 — очень высокая степень вероятности банкротства и соответственно очень низкая инвестиционная привлекательность предприятия;
  2. Z=1,81–2,7 — высокая степень вероятности банкротства;
  3. Z=2,71–2,9 — возможно банкротство;
  4. Z2,9 — степень вероятности банкротства мала, предприятие характеризуется достаточно устойчивым финансовым положением и высоким уровнем инвестиционной привлекательности. [4, c. 65]

При использовании различных методик может возникнуть ситуация, когда, согласно российской методике, предприятие признается неплатежеспособным, а с другой стороны метод Э. Альтмана свидетельствует о том, что степень вероятности банкротства мала. Потому можно сказать, что модель Э. Альтмана, взятая из практики экономически развитых стран и разработанная еще в 1950-е гг., в российских условиях не всегда отражает действительное состояние дел.

По мнению автора, более приемлемыми для российских предприятий являются методики, предложенные российскими исследователями. Рассмотрим основные из них.

Методика Крейниной М. Н. основывается на анализе финансового состояния предприятия по данным его публичной отчетности. Автором было выбрано несколько показателей, позволяющих потенциальным инвесторам составить представление о целесообразности вложения средств в данное предприятие. Оценка инвестиционной привлекательности дается с точки зрения величины и динамики каждого показателя, характеризующего финансовое состояние. Алгоритм методики:

  1. Производится вертикальный (структура) и горизонтальный (динамика) анализ имущества предприятия. Сама по себе структура имущества и его динамика не дает ответ на вопрос, на сколько выгодно для инвестора вложение денег в данное предприятие, а лишь оценивает состояние активов и наличие средств для погашения долгов.
  2. Производится оценка платежеспособности предприятия. Для этого осуществляется сопоставление активов, сгруппированных по степени их ликвидности (от наиболее ликвидных (А1) к наименее ликвидным (А4)), с пассивами, сгруппированными по срокам их погашения (от наиболее срочных (П1) к погашению к наименее срочным (П4)). Идеальной считается ликвидность, при которой выполняется условие: А1  П1; А2  П2; А3  П3; А4  П4. Так же рассчитываются такие показатели ликвидности как:
    1. Коэффициент текущей (общей) ликвидности — коэффициент равный отношению оборотных (текущих) активов к краткосрочным обязательствам.
    2. Коэффициент быстрой (промежуточной) ликвидности — коэффициент равный отношению высоколиквидных текущих активов к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам).
    3. Коэффициент абсолютной ликвидности — коэффициент, равный отношению денежных средств и краткосрочных финансовых вложений к краткосрочным обязательствам.
  3. Для оценки платежеспособности предприятия так же рассчитывается коэффициент чистой выручки, который определяется как отношение чистой прибыли оставшейся после налогообложения к выручке от реализации.
  4. Рассчитывается коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами — коэффициент, равный отношению разности собственного капитала и внеоборотных активов к величине оборотных активов.
  5. Рассчитывается коэффициент соотношения заемных и собственных средств — показатель, равный отношению величины заемного капитала к величине собственного капитала.
  6. Рассчитывается коэффициент маневренности собственных средств — коэффициент, равный отношению собственных оборотных средств к общей величине собственного капитала.
  7. Рассчитывается коэффициент реальной стоимости имущества — показатель, равный отношению суммы основных средств, материалов и незавершенного производства к валюте баланса.
  8. Рассчитывается коэффициент рентабельности активов — коэффициент, равный отношению чистой прибыли к сумме активов.
  9. Рассчитывается доля привилегированных акций в общем их количестве — как отношение числа привилегированных акций к общему числу акций.
  10. Рассчитывается прибыль на акцию — показатель, равный отношению чистой прибыли предприятия за минусом привилегированных дивидендов, к среднегодовому числу обыкновенных акций.

По результатам анализа вышеперечисленных показателей и дается оценка устойчивости финансового состояния предприятия, и как следствие инвестиционной привлекательности или непривлекательности данного предприятия для потенциальных инвесторов. [1, c. 84]

Методика Шеремета А. Д., Сайфулина Р. С., Негашева Е. В. базируется на комплексной рейтинговой оценке финансового состояния и деловой активности предприятия. Для определения рейтинга предприятий предлагается использовать пять показателей, наиболее часто применяемых и наиболее полно характеризующих финансовое состояние.

  1. Обеспеченность оборотных активов собственными оборотными средствами, которая характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его устойчивости. Нормативное значение ≥0,1.

=

  1. Коэффициент текущей ликвидности (покрытия), который характеризуется степенью общего покрытия всеми оборотными средствами предприятия суммы срочных обязательств (ликвидности баланса). Нормативное значение ≥2.

=

  1. Интенсивность оборота авансируемого капитала, которая характеризует объем реализованной продукции приходящийся на 1 руб. средств, вложенных в деятельность предприятия. Нормативное значение ≥2,5. Определяется по формуле:

= *

  1. Коэффициент управления предприятием, который характеризуется соотношением величины прибыли от продаж к величине выручки от продаж. Нормативное значение , где r — учетная ставка ЦБ России.

=

  1. Прибыльность (рентабельность) предприятия, которая характеризует объем прибыли, приходящийся на 1 руб. собственного капитала. Нормативное значение: ≥2. Определяется по формуле:

= .

Выражение для рейтингового числа, определяемого на основе перечисленных пяти показателей, будет выглядеть следующим образом:

R=2*+ 0,1* + 0,08* + 0,2* + 0,1*

Рейтинговое число определяется по формуле:

R=∑ * К,

где L — число показателей, используемых для рейтинговой оценки; N — нормативный уровень для i-го показателя.

Вычислив значения финансовых показателей по формулам и подставив их в выражение для рейтингового числа, определим экспресс-оценку финансового состояния предприятия. При полном соответствии значений финансовых коэффициентов нормативам рейтинг будет равен 1 и, следовательно, предприятие будет обладать высоким уровнем инвестиционной привлекательности для инвестора. [4, с. 66]

Методика Стажковой М. М. основана на оценке инвестиционной привлекательности предприятия-эмитента через показатели двух типов: первичной эмиссии ценной бумаги и продолжительного обращения ценной бумаги на фондовом рынке.

В первом случае оценка инвестиционной привлекательности производится с помощью показателей финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности, оборачиваемости активов и собственного капитала, прибыльности капитала. Во втором случае эти показатели дополняются коэффициентами рыночной активности.

  1. Коэффициент отдачи акционерного капитала — характеризует уровень прибыли, приходящийся на акционерный капитал. Рассматривается в динамике.

= * 100

  1. Балансовая стоимость одной обыкновенной акции — отражает величину акционерного капитала на одну обыкновенную акцию.

=

  1. Коэффициент дивидендных выплат — характеризует долю выплаченных дивидендов по обыкновенным акциям в объеме чистой прибыли, анализируется в динамике за несколько лет.

= *100

  1. Коэффициент обеспеченности акционерного капитала чистыми активами — позволяет рассчитать долю акционерного капитала в чистых активах предприятия. Чем выше значение показателя, тем обеспеченнее акционерный капитал.

=

  1. Коэффициент покрытия дивидендов привилегированными акциями — позволяет понять, в какой степени чистая прибыль обеспечивает выплату дивидендов по привилегированным акциям.

=

  1. Дивидендная норма доходности — характеризует дивидендную норму доходности на одну обыкновенную акцию.

=

  1. Текущая норма доходности — характеризует текущую норму доходности на одну обыкновенную акцию.

=

  1. Коэффициент чистой прибыли на одну обыкновенную акцию — отражает сумму чистой прибыли на одну обыкновенную акцию.

=

  1. Коэффициент дивидендных выплат на одну обыкновенную акцию — показывает сумму дивидендов к выплате на одну обыкновенную акцию.

=

  1. Уровень выплаты дивидендов — отражает соотношение дивидендов и цены по одной обыкновенной акции.

=

  1. Коэффициент соотношения цены и доходности — показывает взаимосвязь между ценой акции и доходом в виде дивидендов. Чем выше показатель, тем выше инвестиционная привлекательность акций.

=

  1. Коэффициент ликвидности обыкновенных акций на фондовом рынке — характеризует возможность быстрого превращения обыкновенных акций в деньги в случае их продажи.

=

  1. Коэффициент соотношения котировок предложения и спроса по обыкновенным акциям — характеризует соотношение усредненных цен предложения и спроса по обыкновенным акциям.

=

  1. Коэффициент обращения обыкновенных акций — отражает объем обращения обыкновенных акций на фондовом рынке, т. е. их уровень ликвидности.

=

Надежным и инвестиционно привлекательным считается предприятие-эмитент с устойчивым финансовым положением, возрастающим объемом продаж и динамически увеличивающейся прибылью, а так же высокой нормой чистой прибыли на капитал и низким коэффициентом финансового риска. [3, с. 20]

Методика Донцовой Л. В. и Никифоровой Н. А. базируется на группировке предприятий по шести классам, соответственно их финансовому состоянию, оцененному в баллах:

− 1 класс — предприятия с хорошим запасом финансовой устойчивости, гарантирующим возвратность заемных средств;

− 2 класс — предприятия, имеющие невысокий уровень риска невозвратности задолженности кредиторам;

− 3 класс — проблемные предприятия, имеющие высокий уровень риска неполучения процентов по возникшей задолженности;

− 4 класс — предприятия с высоким уровнем риска банкротства, характеризующимся невосприимчивостью профилактических мер по финансовому оздоровлению;

− 5 класс — наличие ярко выраженных признаков банкротства;

− 6 класс — фактически несостоятельные предприятия.

Критерии отнесения предприятия к какому-либо классу по глубине несостоятельности определены в таблице.

Таблица 1

Группировка предприятий по значению коэффициентов (в баллах)

Показатели

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

6 класс

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,25 (20)

0,2 (16)

0,15 (12)

0,1 (8)

0,05 (4)

Менее 0,05 (0)

Коэффициент быстрой ликвидности

1,0 (18)

0,9 (15)

0,8 (12)

0,7 (9)

0,6 (6)

Менее 0,5 (0)

Коэффициент текущей ликвидности

2,0 (16,5)

1,9–1,7 (15–12)

1,6–1,4 (10,5–7,5)

1,3–1,1 (6–3)

1,0 (1,5)

Менее 1,0 (0)

Коэффициент финансовой независимости

0,6 (17)

0,59–0,54 (15–12)

0,53–0,43 (11,4–7,4)

0,42–0,41 (6,6–1,8)

0,4 (1)

Менее 0,4 (0)

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами

0,5 (15)

0,4 (12)

0,3 (9)

0,2 (6)

0,1 (3)

Менее 0,1 (0)

Коэффициент обеспеченности запасов собственным капиталом

1,0 (15)

0,9 (12)

0,8 (0,9)

0,7 (6)

0,6 (3)

Менее 0,5 (0)

Минимальное значение границы (в баллах)

100

85–64

63,9–56,9

41,6–28,3

18

Менее 18

В основе методики Смирновой Н. В. лежит стоимостной подход оценки инвестиционной привлекательности. Он включает в себя несколько этапов:

  1. Расчет внутренней стоимости предприятия (ВСП):

ВСП = ИК + СК*(+d*(рез1+рез2))*КР*(∑) — (КЗ + ПКЗ прив.),

где ВСП — внутренняя стоимость предприятия, руб.; ИК — стоимость имущественного комплекса на дату исследования, руб.; СК — величина собственного капитала, руб.; — рентабельность собственного капитала в момент анализа, рассчитанная как отношение чистой прибыли предприятия к величине собственного капитала, %; d — доля приобретаемого капитала предприятия, коэф.; рез 1, рез 2 — резервы, мобилизуемые при оптимальном соотношении нормы прибыли и коэффициента оборачиваемости СК и заемных средств соответственно, %; КР — коэффициент риска ≤ 1, рассчитанный как отношение коэффициента текущей ликвидности на предприятии к нормативному значению коэффициента текущей ликвидности; r — процентная ставка дисконта, по которой приводится величина прибыли, коэф.; t — прогнозируемый период в годах; КЗ — годовая кредиторская задолженность, руб.; ПКЗ прив. — проценты по кредиторской задолженности приведенные, руб.

  1. Расчет рыночной стоимости предприятия (РСП). В целях определения рыночной стоимости объекта исследования возможно использование, как уже объявленной на рынке стоимости объекта, если акции этого предприятия котируются на рынке, так и стоимости, рассчитанной по формуле:

РСП = ИК * К,

где ИК — стоимость имущественного комплекса, руб.; К — поправочный коэффициент.

Это коэффициент, учитывающий отраслевые и рыночные особенности (R), т. е. включающий рыночную составляющую: К = К(R). Рыночная составляющая (R) зависит от множества факторов рыночной конъюнктуры (местоположение предприятия, конкурентоспособность продукции, текучесть кадров и др.) и может, как повышать, так и понижать традиционную нормативную оценку.

Степень влияния отдельных факторов определяется экспертными оценками (на основе опроса или анкетирования), а совокупное влияние выражается формулой:

R = ^^,

где — доля влияния каждого фактора.

Если 1, то рассчитанный коэффициент R будет оказывать повышающее влияние на оценку рыночной стоимости предприятия. Если 1, то коэффициент R будет оказывать понижающее влияние на оценку рыночной стоимости предприятия.

  1. Расчет коэффициента инвестиционной привлекательности предприятия (ИПП):

ИПП ={ИК+СК*(+d*(рез1+рез2))*КР*(∑)-(КЗ+ПКЗ прив)}/РСП

Полученный коэффициент инвестиционной привлекательности предприятия, отражает сегодняшнюю доходность вложения. Данная методика предназначена в основном для использования ее инвесторами при принятии решения о целесообразности вложения капитала, но может также использоваться и собственниками предприятий при определении и реализации инвестиционной стратегии предприятия, а именно проведении процедуры привлечения инвесторов. [4, с. 67]

Рассмотрев основные методики оценки инвестиционной привлекательности предприятия, можно выявить их преимущества и недостатки, и обобщить результаты в таблицу.

Таблица 2

Сравнительная характеристика методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Подход

Авторы методики

Преимущества

Недостатки

На основе системы финансовых показателей

Крейнина М. Н.

Объективность оценки; доступность информации для анализа.

Учитываются только внутренние количественные показатели деятельности; возможна недостоверность данных для оценки в результате фальсификации или вуалирования.

Стажкова М. М.

Комплексные рейтинговые методики

Донцова Л. В., Никифорова Н. В.

Широкий охват показателей; более полная и качественная оценка инвестиционной привлекательности.

Субъективность оценки; недоступность информации для анализа.

На основе расчета интегрального показателя

Э. Альтман, Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В., Смирнова Н. В.

Возможность сравнения предприятий и их ранжирование по степени инвестиционной привлекательности; возможность использования программной алгоритмизации процесса.

Субъективность оценки; сложность приведения разноплановых показателей к сопоставимому виду.

Таким образом, проведя исследование ряда методов, используемых для оценки инвестиционной привлекательности предприятия, можно сделать вывод о том, что все разработанные методы имеют как достоинства, так и недостатки. В настоящее время нет единой сформировавшейся комплексной методики для оценки инвестиционной привлекательности предприятий, которая не имела бы недостатков и помогала бы инвесторам принять верное решение. Поэтому каждый, кто решает оценить инвестиционную привлекательность предприятия, самостоятельно выбирает наиболее подходящую для него методику.

Литература:

  1. Ендовицкий Д. А. Анализ инвестиционной привлекательности организации: научное издание / Д. А. Ендовицкий, В. А. Бабушкин, Н. А. Батурина и др. — М.: КНОРУС, 2010. — 376 с.
  2. Крылов Э. И., Власова В. М., Егорова М. Г., Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности предприятия: учеб. Пособие — М.: Финансы и статистика, 2003. — 192 с.
  3. Стажкова М. М. оценка инвестиционной привлекательности предприятия // экономический анализ: теория и практика. — 2007. — № 24. — С. 20–21.
  4. Суркин П. Н. методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия // вопросы экономики и права. — 2012. — № 7. — С. 64–67.
Основные термины (генерируются автоматически): инвестиционная привлекательность предприятия, инвестиционная привлекательность, коэффициент, обыкновенная акция, акционерный капитал, предприятие, собственный капитал, вероятность банкротства, нормативное значение, финансовое состояние.


Похожие статьи

Методика и методология анализа финансового положения предприятия с использованием бухгалтерской (финансовой) отчетности

Методики оценки эффективности рынков услуг в интеграционных объединениях

Методические основы управления системой экономических показателей на промышленных предприятиях

Методические положения и рекомендации по оценке эффективности привлечения частным сектором экономики финансовых ресурсов на рынке ссудных капиталов

Методы оценки и анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения концентрации и силы рынка

Метод оценки социально-экономической мотивации выпускников вузов на рынке труда

Исторические закономерности развития винодельческой отрасли и перспективы ее развития

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Методология формирования туристско-рекреационного кластера (на примере Краснодарского края)

Похожие статьи

Методика и методология анализа финансового положения предприятия с использованием бухгалтерской (финансовой) отчетности

Методики оценки эффективности рынков услуг в интеграционных объединениях

Методические основы управления системой экономических показателей на промышленных предприятиях

Методические положения и рекомендации по оценке эффективности привлечения частным сектором экономики финансовых ресурсов на рынке ссудных капиталов

Методы оценки и анализа эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения концентрации и силы рынка

Метод оценки социально-экономической мотивации выпускников вузов на рынке труда

Исторические закономерности развития винодельческой отрасли и перспективы ее развития

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Методология формирования туристско-рекреационного кластера (на примере Краснодарского края)

Задать вопрос