В статье рассматриваются процесс и особенности оформления технического задания. Выявлены и проанализированы основные нюансы, которые встречаются специалистами. А также рассмотрены особенности нормирования в сфере закупок.
Ключевые слова: техническое задание, требования к объекту закупки, гарантийные обязательства, объем предмета закупки, норматив цены, норматив количества, нормирование затрат, нормирование
Нормирование — это процесс, при котором устанавливается предельно допустимые и оптимально нормированные значения в различных сферах деятельности [1].
Непосредственно нормированием в сфере закупок можно считать установление требований к закупаемым заказчиком товарам, услугам, работам.
Нормы, предъявляемые к товарам, услугам, работам и к обеспечению нужд государственных структур, регулируются на различных уровнях власти.
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти устанавливают общие правила, среди которых можно выделить следующие:
– Общие требования к процессу разработки и утверждения правовых актов регулирующих сферу нормирования процесса закупок;
– Общие требования к содержанию и исполнению документов, которые регламентируют нормирование в сфере закупок;
– Общие требования к отдельным видам и к ценам товаров, работ, услуг и к обеспечению функций органов власти.
Государственные и муниципальные органы для себя и подведомственных учреждений так же устанавливают следующие правила:
– Требования к закупаемым отдельным видам и к ценам товаров, работ и услуг;
– Уровень затрат на обеспечение функций деятельности государственных структур.
К примеру, нормирования в сфере закупок можно отнести следующие нормативные правовые акты:
– Постановление Правительства Российской Федерации от 10.05.2006 г. № 280 «О нормах обеспечения отдельным инвентарным имуществом воинских частей, военных образовательных учреждений» [2];
– Распоряжение комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга от 12.11.2012 г. № 290-Р «Нормы расхода канцелярских принадлежностей инженерно-техническим персоналом, специалистами» [3].
Все нормативные документы, которые регулируют сферу закупок, размещаются в открытом доступе на портале единой информационной системе «www.zakupki.gov.ru» [4].
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что существует два вида нормирования в сфере закупок, которые указаны в таблице 1:
Рис. 1. Виды нормирования
Обязательным видом является нормирование затрат, а требования к товарам, закупкам и услугам используются совместно с нормированием цен.
Нормирование затрат — это процесс определения предельных объемов затрат в денежном эквиваленте на обеспечение функций должностного лица.
Для расчета нормативных затрат используется следующее:
– Количественные показатели;
– Ценовые показатели.
Нормативные затраты определяют правомерность включения объекта закупки в перечень объектов, закупка которых планируется в году и плановый период.
Высшие исполнительные органы государственной власти устанавливают порядок расчета, показатели, которые определяют нормативные затраты, например, численность, количество, цены за единицу продукции.
В нормативный правовой документ, который регулирует нормативные затраты необходимо включать следующее:
– Нормативы цен;
– Нормативы количества;
– Порядок определения объема нормативных затрат в денежном эквиваленте.
Норматив цены — это отражаемая в рублях стоимость единицы товара, работы, услуги.
Норматив количества — это количество товара, работы, услуги определяемое исходя из численности работников, для которых определяются нормативные затраты.
Показатель количества согласно законодательству Российской Федерации зависит от следующего:
– Расчетной численности основных работников;
– Остатка основных средств и материальных запасов;
– Срока эксплуатации.
Требования к объекту закупки — это требования, которые предъявляются к различным показателям и характеристикам товара, работы, услуги.
К основным требованиям можно отнести следующее:
– Количество;
– Качество;
– Потребительские свойства;
– Функциональные и эргономические свойства;
– Эстетические и технологические показатели;
– Экологические требования;
– Надежность;
– Безопасность;
– Иные характеристики, которые позволяют обеспечить государственные и муниципальные нужды.
Но товары, работы и услуги не должны иметь избыточные потребительские свойства и являться согласно законодательству Российской Федерации предметом роскоши.
В описание предмета закупки можно включать следующее документы:
– Спецификации;
– Планы и чертежи;
– Эскизы и фотографии;
– Результаты тестирования;
– Требования и так далее.
К основным правилам определения качества предмета закупки можно отнести следующие пункты:
– Соответствие контракту;
– Соответствие целям заказчика;
– Соответствие образцу или описанию;
– Соответствие требованиям, которые указаны в техническом задании и в другой сопроводительной документации.
Техническое задание — это документ (спецификация), который оговаривает набор требований к чему-либо и утверждается заказчиком и исполнителем.
Техническое задание в сфере закупок — это документ, в котором прописываются действия или услуги, которые должен выполнить исполнитель.
К техническому заданию предъявляется ряд требований, среди которых можно выделить следующее:
– Основывается на правилах нормирования в сфере закупок;
– Оформляется в письменном виде;
– Соответствует ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
– Учитывает все требования заказчика;
– Описание предмета закупок носит объективный характер;
– Не должно содержать приобретение товара, работ и услуг с избыточными потребительскими свойствами.
В техническом задании указываются все характеристики объекта государственных закупок, среди которых можно выделить следующие:
– Функциональные;
– Технические;
– Качественные;
– Эксплуатационные и так далее.
Но также нужно заметить, что должны использоваться стандартные показатели, требования или условные обозначения, терминология, которые касаются характеристики предмета закупки в соответствии с нормативными правовыми актами.
Определение объема предмета закупки в техническом задании происходит при помощи указания в документе следующего:
– Точного количества, например, веса, объема, штук и так далее;
– Порядка определения количества по заявкам заказчика из цены за одну единицу;
– Максимального количества, с правом заказчика на выборку по мере необходимости (по заявкам).
Существуют специальные случаи, которые предусмотрены законодательством РФ и для которых можно не указывать в технической документации указывать объем, например:
– Обслуживание и ремонт техники;
– Юридические услуги;
– Медицинские услуги;
– Образовательные услуги;
– Услуги переводчика;
– Услуги перевозки чего-либо;
– Услуги по осуществлению оценки;
– Ремонт оборудования;
– Запчасти и так далее.
При составлении технического задания необходимо большое внимание уделять гарантийным обязательствам:
– На какой срок;
– В каком объеме действуют гарантии;
– При каких условиях действительны гарантии;
– Порядок выполнения гарантийных обязательств;
– Какой документ фиксирует гарантийные обязательства;
– Когда заказчик получает документ, который закрепляет гарантии;
– Обеспечение выполнения гарантий.
Все поступающие заявки участников проверяются на соответствие требованиям технического задания. Если заявка не прошла проверку, то она отклоняется.
Документация о закупке в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» должна содержать показатели, которые позволяют определить соответствие закупаемых товаров, работ или слуг требованиям заказчика.
Таким образом, можно сделать вывод, что на нормировании в сфере закупок зависит составление и оформление технического задания, а также отбор и прием участников процесса государственных закупок. Техническое задание должно соответствовать законодательству РФ и содержать полное описание объекта закупок.
Литература:
1. ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» URL: https://www.consultant.ru (Дата обращения 15.01.2016 г.);
2. Постановление Правительства РФ от 10.05.2006 г. № 280 «О нормах обеспечения отдельным инвентарным имуществом воинских частей, военных образовательных учреждений» URL: http://www.garant.ru (Дата обращения 15.01.2016 г.);
3. Распоряжение комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Санкт-Петербурга от 12.11.2012 г. № 290-Р «Нормы расхода канцелярских принадлежностей инженерно-техническим персоналом, специалистами» URL: http://www.garant.ru (Дата обращения 15.01.2016 г.);
4. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок URL: http://www.zakupki.gov.ru (Дата обращения 15.01.2016 г.).