В данной статье раскрываются особенности детей с отклонениями в развитии раннего возраста, также говориться что грамотно организованная комплексная коррекционно-педагогическая, психологическая, социальная и медицинская работа в значительной мере нейтрализует действие выявленного недуга.
This article describes the characteristics of children with disabilities in early childhood development, as they say, that a well-organized complex of correctional and pedagogical, psychological, social and medical work largely neutralizes the effect of the identified disease.
Гармоничное развитие подрастающего поколения является одной из наиболее значимых социальных ценностей. Социальная защита и психолого-педагогическое развитие детей входит в число приоритетных направлений государственной политики в области педагогики, психологии, здравоохранения. На сегодняшний день остаются актуальными вопросы развития, воспитания и обучения детей с инвалидностью и детского населения с ограничением жизнедеятельности.
Раннее детство наиболее сенситивный этап с точки зрения социального, психолого-педагогического воздействия. В «Дакарских рамках действий» [1], сказано, что все дети раннего возраста должны воспитываться в условиях безопасности и заботы, чтоб дети могли вырасти здоровые, умные и защищённые. А также обеспечение высокого качества ухода и воспитания за малолетними детьми должно осуществляться как в рамках семьи, так и в специально разработанных программах. Такие программы должны быть комплексными, они должны уделять особое внимание всем потребностям ребенка, включая здоровье, питание, гигиену, а также когнитивное и психосоциальное развитие.
Воздействие различных негативных факторов в раннем возрасте, влияющих на развитие ребенка приводит к различным отклонениям. Как известно, пренатальный и постнатальный период у ребёнка является наиболее важным адаптационным периодом в онтогенезе человека, где происходит становление органов, систем и основных функций организма, в этот период мозг ребенка наиболее мобилен и, соответственно, поддается абилитации. Поэтому очень важно в этот период начать работу с ребенком по развитию и максимально эффективно использовать его компенсаторные возможности, что позволит эффективно предупредить или минимизировать имеющиеся у ребенка отклонения в развитии. В настоящее время отмечается рост числа детей с нарушениями в развитии здоровья. [2] Что в свою очередь, требует комплексного подхода к планированию мероприятий по раннему выявлению и оказанию данной категории детей квалифицированной абилитационной помощи различных специалистов, таких как дефектолог, психолог, педиатр, невропатолог, социальный работник и других специалистов.
Грамотно организованная комплексная коррекционно-педагогическая, психологическая, социальная и медицинская работа в значительной мере нейтрализует действие выявленного недуга.
В случае рождения ребенка с особыми потребностями он полностью находится в наблюдении медицинских работников, где ему оказываются только медицинские услуги. Вопросы развития, воспитания и ухода остаются не актуальными до тех пор, пока ребенок не «вылечится» полностью. В тяжелых случаях, если по решению врачебно-консультативной комиссии (ВКК) ребенок признан «инвалид детства», то семья получает пособие в системе труда и социальной защиты населения и министерства финансов.
Раннее выявление и последующее раннее вмешательство имеет большое значение для предупреждения формирования задержки развития, для ранней адаптации детей к нормальной жизни. После трех лет многие нарушения в развитии уже невозможно полностью коррегировать. Небольшое отставание в раннем возрасте успешно компенсируется при помощи специальной коррекционной работы. И чем раньше выявлены проблемы и начат коррекционный процесс, тем больше шансов вырасти ребенку полноценным и жить активной жизнью. Поэтому, чем раньше проводится коррекционно-педагогическая работа параллельно с лечебной с детьми, имеющими нарушения в развитии, тем успешнее её результат. Это связано с тем, что мозг малолетнего ребенка в силу своей незрелости обладает высокой пластичностью и способен компенсировать недостатки. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в норме, ребёнок в возрасте до трёх лет обладает большими возможностями а адаптации.
Проведенное изучение литературы позволило сделать следующие выводы:
- Первые годы жизни являются периодом, в котором становление и развитие всех органов и систем происходит наиболее интенсивно, закладываются ее ядерные образования на всю последующую жизнь.
- При подразделении психофизического развития ребенка на направления: двигательное развитие, речевое развитие, эмоциональное развитие, когнитивное развитие в каждом месячном периоде развития отмечается формирование новых навыков, которые могут быть индикаторами психофизического благополучия ребенка в каждой из вышеуказанных областей.
- Разделение психофизического развития ребенка на области является достаточно условным, так как все области непосредственно взаимосвязаны и определяют успешное развитие и функционирование друг друга.
В настоящее время существуют различные подходы к самой сущности коррекционной работы с детьми. В некоторых исследованиях под ранней диагностикой и вмешательством понимается — возможно, раннее выявление отклонений в моторных, познавательных, языковых, социальных областях развития ребенка и их профилактика. В других же исследованиях под ранней диагностикой и вмешательством понимается изучение содержания форм и методов, последовательный процесс распознавания особых физиологических состояний, оценка индивидуальных биологических и социальных особенностей ребенка, включающих целенаправленное обследование, истолкование полученных результатов, с дальнейшим обобщением в виде диагноза и их профилактика (М. Питерси, 2001, В. Штрансмайер, 2002, программа «Портедж», США, 2004; Н. М. Джонсон-Мартин, 2005).
Если правильно подобранная комплексная (коррекционно-педагогическая, психологическая и медицинская) работа будет благоприятно сочетаться, то развитие и воздействие компенсаторных механизмов ребенка могут в значительной мере нейтрализовать действие первичного дефекта. Чем раньше будет начата работа с ребенком, тем эффективнее будут результаты и показания в развитии ребенка. Это является залогом успешной профилактики детской заболеваемости, отклонений в развитии, социальной дезадаптации и инвалидности у детей.
Литература:
- Дакарские рамки действий «Образование для всех», принятые на Всемирном Форуме по образованию, Сенегал (26–28 апреля2000)
- Малофеев Н. Н., Разенкова Ю. А., Урядницкая Н. А. Развитие ранней помощи семье с проблемным ребенком в РФ. / Дефектология. — 2002. — № 6. — с. 60–68.
- Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. — М.: ВЛАДОС, 1997. — 304 с.