Формирование мировоззрения молодёжи в условиях глобализации массовой культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 05.05.2016

Статья просмотрена: 1614 раз

Библиографическое описание:

Турсунбаева, Н. Д. Формирование мировоззрения молодёжи в условиях глобализации массовой культуры / Н. Д. Турсунбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1198-1200. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28847/ (дата обращения: 17.10.2024).



Отличительной особенностью начала XXI века является усиление интеграционных процессов в сфере культуры, несмотря на разнообразие путей самовыражения людей и способов их отношения к миру. XXI век — век становления общечеловеческой культуры, развивающейся через взаимообогащение и взаимопроникновение её многочисленных национальных форм. Особо важно создать необходимые условия для того, чтобы дети нашей страны росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, людьми, в полной мере отвечающими требованиям XXI века, в котором им предстоит жить и трудиться.

Обеспечение гармоничного развития современной личности требует проявления у молодежи нового мировоззрения и новых подходов к определению своего места и роли в современной жизни. Поэтому одной из важнейших задач, которые стоят перед национальной идеей, является формирование у молодежи качественно нового сознания и критического мировоззрения.

Сегодня, когда у людей появилась возможность получать гигантское количество информации через электронные средства массовой коммуникации, изменилось количество, форма и содержание социальных контактов молодежи. Фундаментальные изменения произошли в культурно-ценностной ориентации молодых людей, в формировании у них новых и новых потребностей, новых форм жизни, новых культурных стереотипов. В итоге изменилась общая модель нашей молодежи: замкнутая статичная предельно идеологизированная личность ХХ века стала динамичным, с широким диапазоном взглядов, быстро развивающимся субъектом социальных процессов. Современных юношей и девушек отличает их стремление к широкому общению, далеко выходящему за пределы Узбекистана, с различными категориями граждан нашей страны и с иностранцами. При этом они испытывают, благодаря возможностям СМИ и Интернета, огромное внешнее воздействие продукции «массовой культуры» на формирование их сознания и мировоззрения. Положительное или критическое восприятие получаемой информации во многом зависит от того, в каком направлении формируются установки нашей молодежи, кто и как обеспечивает идейную основу сознания и мировоззрения молодых людей.

Сегодня распространение «массовой культуры» Запада приобрело такие размеры, что можно говорить о процессе глобализации стандартов и образцов массовой культуры в масштабах всей планеты. В настоящее время практически не осталось ни одной сферы нашей жизни, где бы мы не сталкивались, не потребляли и не усваивали в той или мере продукцию массовой культуры.

«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. Массовая культура — продукт коммерческой индустрии культуры, созданный для масс, предназначенный для потребления народом, но далёкий от подлинно народной культуры.

Массовая культура — это сложный социально-духовный феномен, задача которого усреднено удовлетворять всевозможные потребности людей многообразной и сложной ориентации, когда необходимо осваивать различные роли в быстро меняющихся ситуациях, в образе жизни. Массовая культура, преподнося готовые образцы, понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требующих усилий индивида для преодоления самого себя, дает молодежи функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации своих стремлений. Это приводит к высокой степени отчуждения индивида, потере им своей индивидуальности, к развитию эгоизма.

С другой стороны, массовая культура делает все, чтобы отвлечь молодого человека от стремления достичь жизненного успеха через поиск и осуществление своего индивидуального, неповторимого жизненного пути. Это осуществляется через рекламу и пропаганду развлекательных жанров, образа жизни, основанного на расширении потребления в самых разных сферах. Массовая культура не отделима от потребления. Все, в чем нуждается человек, поступает к нему через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными, где духовная сторона социального престижа подменяется материальной, потребительской стороной.

Ориентируясь на эмоциональную сферу личности, опираясь на тиражирование и стандартизацию, массовая культура не требует от человека расширения знаний, интеллекта, стремления к оригинальности и неповторимости своей индивидуальности. Предлагая молодому человеку набор стандартных ситуаций, имиджа в определенной сфере жизни, моду на тот или иной стереотип, массовая культура тем самым освобождает человека от личной ответственности, от самостоятельного жизненного выбора.

Эти одинаковые стандарты и стереотипы жизненного выбора сегодня распространились по всей планете. Приспосабливаясь к местным, национальным условиям, они не утрачивают своей всеобщей универсальной сущности стандартизации ценностей и жизненных ориентиров. В этом особенно отчетливо видна сущность глобализации массовой культуры Запада.

Практически не осталось ни одной социальной сферы, куда бы не проникли образцы массовой культуры западного образца. Начиная с раннего детства, через индустрию «детства», массовую общеобразовательную школу и высшие учебные заведения, стандартизирующие научные, философские и религиозные знания учащихся, через средства массовой информации, систему государственной пропаганды, массовые общественно-политические движения, социальную мифологию, индустрию интеллектуального развлекательного и оздоровительного досуга, игровые комплексы, сферу услуг и другие каналы, человек подвергается мощному идеологическому прессингу со стороны глобальной массовой культуры.

В условиях жесткой идеологической борьбы за сознание человека и против его обезличивания в мире вещей и потребления очень важно помочь нашей молодежи сформировать у себя правильное видение окружающей действительности, ее подлинных ценностей, укрепить устойчивое к негативному воздействию массовой культуры и зрелое в социальном отношении мировоззрение — мировоззрение независимости.

Формирование мировоззрения независимости невозможно без патриотического воспитания, пробуждения и развития у молодежи чувства глубокого уважения, любви и преданности к своей Родине, стремления служить во благо ей. Мировоззрение независимости — это мировоззрение, которое должно помочь молодым людям раскрыть свои самые лучшие этические и эстетические качества, сформировать глубокое уважение к Конституции Узбекистана, его законам, заботиться о своем физическом и нравственном здоровье. Все это даст возможность сформировать в их сознании такие взгляды, которые позволят приблизиться к идеалу гармонично развитой и совершенной личности. Физически здоровое и духовно зрелое, современное поколение, обладающее самостоятельным мышлением и развитым интеллектом, способное взять на себя ответственность за судьбу Родины, построить государство с великим будущим — вот тот фундамент, на котором базируются успехи нашей страны

Литература:

  1. Каримов И. Юксак маънавият — енгилмас куч. — Т., 2008.
  2. Каримов И. Углубление демократических реформ и формирование гражданского общества — основа будущего Узбекистана. — Т., 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): массовая культура, образ жизни, глубокое уважение, мировоззрение независимости, молодежь, молодой человек, стремление.


Задать вопрос