Реклама в Туркестане: изучение процессов формирования и трансформации — актуальная проблема | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (113) май-1 2016 г.

Дата публикации: 27.04.2016

Статья просмотрена: 52 раза

Библиографическое описание:

Холикулова, Ш. Б. Реклама в Туркестане: изучение процессов формирования и трансформации — актуальная проблема / Ш. Б. Холикулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 954-956. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28856/ (дата обращения: 16.11.2024).



В годы независимости важное значение приобрели исследования истории Узбекистана на основе новых концептуальных методологий, а также анализа различных научных проблем.[1]. По инициативе Президента Республики Узбекистан И. А. Каримова изучение и пропаганда историко-культурного наследия, уделение особого внимания реставрации и восстановлению памятников архитектуры способствовало осуществлению крупных работ в этой области. В 1998 году Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, встретившись с группой учённых-историков дал указание о проведении исследований предмета «История Узбекистана» на основе новых концептуальных методологий. Учёные-историки рассматриваются как гаранты развития государства и актуальных задач во всех сферах. История рекламы также служит развитию экономического потенциала страны.

Сегодня мы являемся гражданами развивающегося независимого Узбекистана, где созданы условия для широкой экономической деятельности, уравнены права человека. Предпринимательская деятельность получает поддержку государства, практически каждый гражданин республики имеет возможность заниматься предпринимательством. Свою продукцию по своему усмотрению может реализовать на рынке. Законом гарантирована возможность осуществления рекламы своей продукции. Подтверждением правоты нашей мысли является объявление Президентом Республики Узбекистан 2011 года годом “Малого бизнеса и частного предпринимательства”. С увеличением в государстве числа субъектов предпринимательства у граждан расширяются возможности повышения уровня жизни. В связи с этим появилась необходимость изучения корней причин важной роли рекламы в предпринимательстве.

История рекламы уходит в глубь веков. Имеются сведения, что в Греции и древнем Риме существовала устная и письменная реклама, товары рекламировались путём клеймения. В современной форме реклама впервые появилась в США. Во второй половине 19-го века здесь осуществляли свою деятельность первые рекламные агентства и реклама стала приносить большую прибыль. Вначале реклама выполняла роль извещенния потребителей о наличии магазина и продающегося в нём товаров. Эта работа осуществлялась путём организации надписей на деревянных поверхностях и витринах. После реклама приобрела форму обращения к потенциальным потребителям через печатные издания: афиши, книги, журналы, информационные газеты – и в них появились рекламные объявления [2].

В конце 19-го — начале 20-го века, несмотря на начавшееся в Туркистане изучение социально-экономических процессов и осуществление определённых работ в науке истории, обращалось внимание и на исследование неизученных тем в социально-экономической сфере края. Одна из таких тем – история рекламы того времени. Актуальность приобретает изучение таких вопросов, как появление и вид первых реклам в Туркистане, роль рекламы в социально-экономической жизни края, возможность осуществления рекламы своей продукции зарубежными инвесторами на рынке Туркестана в период господства Российской империи и первых лет советской власти, доведение до народа разрекламированных товаров и др.

Следовательно, в конце 19-го–начале 20-го веков основной показатель актуальности темы выявлялся путём сравнительного анализа различных источников о роли рекламы в социально-экономических процессах в Туркистане, объективное изучение и оценка. В этом смысле:

‒ история рекламы в Туркистане периода конца 19-го — начала 20-х веков в предмете “История Узбекистана” в качестве отдельной проблемы до сего времени не изучалась;

‒ находящиеся в фонде “Редкие книги и издания” Национальной библиотеки Узбекистана материалы прессы, и сведения, хранящиеся в спец.фондах Центрального Государственного Архива Республики Узбекистан предъявляют требования нового глубокого освещения особенностей социально-экономической истории государства на примере истории рекламы.

Несмотря на то, что тема “История Узбекистана” мало проанализирована, в масштабе Содружества независимых государств она изучается как отдельный предмет. На страницах Интернета мы получили следующую информацию: в Московском международном институте права и экономики им. А. С. Грибоедова изучается предмет “История рекламы”. В киргизском государственном институте образована “Кафедра истории, культурологии и рекламы”. Такие учёные-исследователи России как В. В. Усов, Е. В. Васькин [3], Гермес [4], А.В.Блюм [5], В. В. Ученова, Н. В. Сотарых [6], Г. В. Жирков [7], Е.В Ромат [8], Л. А.Молчанов [9] раскрыли различные проблемы, присущие истории рекламы.

В связи с тем, что с научной точки зрения тема мало изучена, по ней практически отсутствуют научные издания. В период советской власти по причине экономических ограничений, установления государственной монополии во всех сферах деятельности в предмете История Узбекистана также не было научного подхода к этому вопросу.

В годы независимости в историковедении Узбекистана проведены первые исследования по истории рекламы. В частности, кандидат исторических наук доктор С. Б. Шадманова [10] в своих исследованиях пришла к выводу, что в прессе Туркистанского периода появилась реклама и рекламированные товары и услуги носили различный характер.

Во многих странах мира история рекламы изучается в качестве отдельного предмета, одновременно с образованием специальных кафедр и на основе широкомасштабного анализа данной темы. Для осуществления указанной цели в качестве основных задач обозначены:

‒ до конца XIX века реклама в крае: особенности и виды

‒ роль и место устной рекламывэкономической жизни

‒ появление в крае художественной рекламы

‒ реклама в Туркистане в конце XIX века — начале XX века: изменения и новшества

‒ реклама на страницах газет и журналов

‒ место рекламы в социально-экономической жизни Туркистана и образование “призм” первой рекламы

‒ отношение советской власти к рекламе

‒ состояние рекламы в первые годы советской власти

‒ возможности и реклама в период новой экономической политики.

В связи с тем, что история рекламы в области предмета “История Узбекистана” в конце XIX и первой четверти XX века в Туркестане была мало изучена, для дальнейших исследований исторической эпохи потребовалось много запасников информации и множество новых методических и теоретических подходов.

Применение результатов работы имеет много путей, в первую очередь её результаты применяются в обучении в социально-гуманитарной области лекций и спецкурсов для студентов высших учебных заведений, учащихся академических лицеев, профессионально-технических колледжей.

‒ во-вторых, материалы исследований и полученные в ходе исследований научные выводы для изучения торгово-экономических связей и развития социально- экономических процессов в нашей стране;

‒ в-третьих, в системе среднего, среднего специального, высшего образования создание учебников и учебных пособий, широкое использование при написании соответствующих частей фундаментальных и обобщающих исторических изданий.

Знакомясь с историей рекламы того периода мы видим, что, несмотря на то, что население Туркистанского генерал-губернаторства было колонизировано, оно стремилось ко всем мировым новшествам. Местные предприниматели, невзирая на различные препятствия, заключали договора с зарубежными фирмами и завозили продукцию на местный рынок. Удивляет то, что приложенные каталоги продукции, услуги осуществлялись напрямую и по почте. Реклама способствовала расширению духовного мира народа, служила развитию исторического сознания, призывала к жизни в ногу со временем.

Литература:

  1. Каримов И. А. Тарихий хотирасиз келажак йўқ.- Тошкент: Шарқ, 1998.-Б.5.
  2. Ўзбекистон миллий энциклопедияси. — Тошкент: Ўзбекистон миллий энциклопедияси. 2004.7-жилд, -Б.299.
  3. Усов В. В., Васькин Е. В. Волшебный мир рекламы. — Москва: Московский рабочий, 1982. — 125 с.
  4. Гермес. Торговля и реклама: Сборник. — Санкт-Петербург: ТОО, Аллегория, 1994. — 523 с.
  5. Блюм А. В.Советская цензура в эпоху тотального террора. 1929–1953. — Санкт-Петербург: Академический проект, 2000. — 283 с.
  6. Ромат Е. В. Реклама: История. Теория. Практика: Учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 158 с.
  7. Жирков Г. В. История цензуры в России XIX — XX века. — Москва: Аспект — пресс, 2001. — 368 с
  8. Ромат Е. В. Реклама: История. Теория. Практика: Учебник для вузов. — Санкт-Петербург: Питер, 2001. — 158 с.
  9. Молчанов Л. А. Глава 3. Цензура газет // Газетная пресса России в годы революции и Гражданской войны (окт. 1917–1920 гг.) — Москва: Издатполиграфпресс, 2002. — 272 с.
  10. Шодмонова С. Туркистонда мутбуот ва реклама. // Жамият ва бошқарув. 2006. — № 4. Ўша муаалиф: Роль Ташкента в появлении новой техники и технологий в Туркестане. // Ўзбекистон тарихи. 2009. — № 1. Шодмонова С. Из истории рекламы в Туркестане (конец XIX — начало XX вв). // Восток бизнес реклама. -2010, — № 1. Шодмонова С. Туркистон тарихи — матбуот кўзгусида. — Тошкент: Yangi — nashr, 2011. — 291 с.
Основные термины (генерируются автоматически): история рекламы, Узбекистан, реклама, советская власть, роль рекламы, возможность осуществления рекламы, История Узбекистана, конец XIX века, основа новых, отдельный предмет.


Похожие статьи

Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования

Рынок факторинга в России: теоретические основы, особенности делового оборота и перспективы развития

Имидж региона: структура и факторы

Язык руки как символический код общения: историко-психологический аспект

Реабилитация в российском уголовном процессе: актуальные вопросы теории и практики

Преступность как форма девиантной активности: современные тенденции и территориальные особенности

Наследование по закону: актуальные вопросы теории и практики

Преюдиция в гражданском процессе Российской Федерации: актуальные проблемы и пути их решения

Институт ротации в системе государственной власти: понятие и сущность

Современная модель взаимодействия гражданского общества с политической элитой: геополитический контекст

Похожие статьи

Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования

Рынок факторинга в России: теоретические основы, особенности делового оборота и перспективы развития

Имидж региона: структура и факторы

Язык руки как символический код общения: историко-психологический аспект

Реабилитация в российском уголовном процессе: актуальные вопросы теории и практики

Преступность как форма девиантной активности: современные тенденции и территориальные особенности

Наследование по закону: актуальные вопросы теории и практики

Преюдиция в гражданском процессе Российской Федерации: актуальные проблемы и пути их решения

Институт ротации в системе государственной власти: понятие и сущность

Современная модель взаимодействия гражданского общества с политической элитой: геополитический контекст

Задать вопрос